Шарапова Надежда Алексеевна,
воспитатель,
БДОУ г. Омска «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»
Театральная деятельность,
как средство развития эмпатии у дошкольников
Дети –это наше будущее. Это всем известно. Наша жизнь не стоит на месте. Все развивается. Развиваются и меняются наши дети. Разница между современным ребенком и ребенком прошлого поколения заметна невооруженным взглядом. Нынешние дети живут и растут в более насыщенном информационном поле. Достаточно сравнить игры, в которые играли и играют сейчас дети. Современные дети значительно хуже нас в их возрасте понимают, что такое хорошо и что такое плохо, у них слабее развиты эмпатия, способность сострадать, сочувствовать, способность к эмоциональному сопереживанию. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. [2, с. 36]
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. [1, с. 23]
Цель моей работы: пробудить в ребенке любовь к родной культуре, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, добро, способность к состраданию при помощи театрализованной деятельности.
Задачи моей работы:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности
2. Развить у детей интерес к театральной деятельности
3. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь
|
4. Воспитывать у дошкольников доброту, сопереживание, милосердие, чувство патриотизма
5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей.
Методы реализации:
1. Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности
детей.
2. Выявить заинтересованность родителей в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия (анкетирование)
3. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками;
4. Показ кукольного театра «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»
Работая с детьми в направлении театрализации, я стараюсь помочь детям видеть прекрасное в жизни и в людях. Воспитываю стремление ребенка самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Свою работу по театральной деятельности с детьми я начала с разработки плана мероприятий на год. Затем, на родительском собрании ознакомила родителей с проектом кружковой деятельности. Нашла точки соприкосновения и активных помощников в изготовлении атрибутов для кружковой деятельности. В разговоре с родителями, выявила проблему, что в силу своей занятости мало кто из родителей посещает с детьми театр, не все родители даже читают ребенку сказки, с надеждой на то, что в детском саду ему будут читать сказки.
Чтобы развить у детей чувство добра, милосердия, сострадания одной постановки спектакля недостаточно. Поэтому я провожу дополнительную работу.
|
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и
беседы по ним. (которые дети посещают с нами воспитателями и родителями в выходные дни) с огромным удовольствием. После посещения обязательно обсуждаем просмотренный спектакль по понедельникам.
2. Чтение художественных произведений. По только что прочитанным сказкам мы с детьми организовываем инсценировки. Каждый ребенок изображает какого-то персонажа (для этого используем костюмы либо наголовники, которые помогают изготавливать родители). Также предлагаю детям, совместно с родителями сделать рисунки к данной сказке;
3. Театрализованные представления. В нашей группе один раз в неделю проводится деятельность по интересам (театральная деятельность) которая называется «Маскарад». Работая с детьми, я заметила, что дети не хотят брать роль отрицательного героя. Это говорит о том, что ребенок с помощью сказки видит отрицательного героя, его нехорошие поступки и не хочет на него быть похожим.
4. Театрализованные игры, развлечения, праздники. В театрализованных играх и этюдах развиваю сценическое искусство, умение выражать различные эмоции, упражняем в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа.
5. НОД (непосредственная образовательная деятельность) по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей; Детям очень нравится, когда воспитатель предстает перед ними в роли сказочного персонажа.
6. Развитие речи. Каждое утро с детьми провожу артикуляционную гимнастику. Что способствует развитию речи. И также её обыгрываем с помощью какого-либо персонажа.
|
Особую роль в своей работе уделяю взаимодействию ребенок – родитель – педагог. Привлекаем родителей к совместной деятельности. Такой как утренняя зарядка. (В нашем саду один раз в месяц проходит тематическая утренняя гимнастика совместно с родителями. Гимнастика проходит с каким-либо персонажем, которого играют родители. Это дает заряд положительных эмоций всем присутствующим, и родителям и детям). Проводились подвижные игры с папами, такие как «У медведя во бору» и «Гуси-Гуси». Родители помогают детям заучивать слова игры.
Таким образом, ценность театральной деятельности для младших дошкольников заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на духовно-нравственное воспитание, так как сказка является одним из самых доступных средств воспитания ребенка, которое во все времена использовали воспитатели, родители и педагоги.
Театрализованная деятельность – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания. [1, с.25]
Ребенок, научившийся сочувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной социальной реализации. [3, с.42]
В результате моей работы дети приобрели способность договариваться между собой, делиться игрушками, помогать друг другу, приобретают способность к обыгрыванию героев из художественных произведений. Заметно улучшается речь. В свободной деятельности дети используют атрибуты, элементы ряженья и стремятся к обыгрыванию доступных сказок.
Проводя анализ своей работы, могу смело сказать, что работа по театральной деятельности в детском саду оказалась эффективной и способствует творческому развитию детей, обогащает духовно-нравственный мир воспитанников. Родители становятся первыми благодарными зрителями на маленьких спектаклях и активными помощниками в группе и учреждении.
Литература:
1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003
2.Гайворовская Т.А. Деркунская, В.А. «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности» - центр педагогического образования М.2007
3.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.