Содержание
Введение. 3
1. Возникновение государства в Афинах. 4
2. Реформы Солона и Клисфена. 6
3. Государственный аппарат Афин. 9
4. Демократизация государства и права Афин. 14
Заключение. 17
Список литературы.. 19
Введение
Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально- экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н. э. расцвету афинского общества – его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры. Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н. э., не ослабевает на протяжении многих веков.
Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т. п. проблем наших дней. В последние годы этот процесс заметно оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность.
Возникновение государства в Афинах
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н. э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н. э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. совместное поселение). Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период.
|
Синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н. э. Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, то есть «имеющих благородных отцов». Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть. Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты – крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.
Кроме того, в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.
|
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С. И. Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.
Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. В Аттике VIII-VI веков до н. э. продолжало созываться народное собрание – экклесия. Как полагают историки в экклесии («собрании вызванных лиц») могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
|
Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В 621 году до н. э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда[1].