Работа классного руководителя с классным коллективом




План семинарских занятий для студентов 2 курса БИО отделения естественно-научного факультета по дисциплине «Педагогика»

Семинарское занятие №1

Возрастные и индивидуальные особенности развития

1. Возрастная периодизация.

2. Понятие об акселерации.

3. Неравномерность развития.

4. Особенности воспитания младших школьников.

5. Особенности воспитания средних школьников.

6. Особенности воспитания старших школьников.

7. Учет индивидуальных особенностей детей.

Задание для самостоятельной работы. Заполните таблицу:

Возрастная периодизация Анатомо-физиологи-ческое развитие Развитие психи-ческих процессов Развитие личностных качеств
Младший шк. возр.   Средний шк. возр.   Старший шк. возр.        

 

 

Семинарское занятие №2.

Цели воспитания

1. Многообразие целей воспитания в историческом процессе.

2. Цели воспитания в современной школе.

3. Задачи воспитания.

4. Современные зарубежные педагогические концепции.

5. Цели воспитания в зарубежной педагогике.

Задание для самостоятельной работы. Заполните таблицу:

Педагогические концепции Основные положения Ваша оценка, «+» и «–» каждой концепции
     

 

 

Семинарское занятие № 3.

Педагогический процесс

1. Педагогический процесс как система.

2. Целостность педагогического процесса.

3. Этапы педагогического процесса.

4. Понятие инновации. Сущность нововведений в педагогической системе.

5. Инновационная педагогика (Я.А.Коменский – принцип природосообразности; К.Роджерс – гуманистическая педагогика).

6. Оптимизация педагогической системы (Ю.К.Бабанский).

 

 

Семинарское занятие №4.

Методы и средства обучения.

1. Понятие о методах обучения. Классификации методов.

2. Характеристика основных методов обучения.

- словесные методы;

- наглядные методы;

- практические методы.

3. Понятие о средствах обучения, их классификация.

4. Материальные средства обучения.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое метод обучения? Раскройте сущность известных вам классификаций методов обучения.

2. На основании классификации методов обучения приведите примеры использования данных методов в практике обучения.

3. Что такое средства обучения? Дайте им характеристику.

4. Какие факторы обуславливают выбор методов и средств?

 

Семинарское занятие №5.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Контроль и оценивание в работе учителя

1. Общее понятие диагностики качества обучения.

2. Основные функции контроля.

3. Методы и формы контроля.

4. Оценка знаний учащихся. Системы оценивания результатов обучения в нашей стране и за рубежом.

5. Самостоятельная учебная деятельность и ее виды.

6. Система упражнений и задач.

7. Организация лабораторных и практических занятий.

 

1. Какие педагогические требования предъявляются к контролю?

2. В чем преимущества и недостатки устного и письменного контроля? Докажите.

3. Какая шкала оценок на ваш взгляд является перспективной?

 

Семинарское занятие №6.

Работа учителя с неуспевающими школьниками

1. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема.

2. Причины неуспеваемости школьников.

3. Типы неуспевающих школьников.

  • Дети с синдромом дефицита внимания (интерактивные).
  • Медлительные дети.
  • Демонстративные дети.
  • Тревожные дети.
  • Дети с астеническими состояниями
  • Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектами воспитания. Педагогически запущенные дети.

4. Коррекционная работа с неуспевающими школьниками.

 

Семинарское занятие №7.

Взаимодействие классного руководителя с семьей.

 

1. Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка.

2. Проблемы современной семьи.

3. Модели взаимоотношений родителей и детей.

4. Содержание и методы воспитания в семье.

5. Основные формы взаимодействия классного руководителя и родителей.

Литература:

1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие. — М.: Академия, 1999.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999.

 

Семинар №8.

Работа классного руководителя с классным коллективом

1. Понятие о коллективе.

2. Теоретические основы изучения детского коллектива (С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

3. Модели взаимоотношения личности и коллектива.

4. Стадии развития детского коллектива и позиция классного руководителя.

5. Методика воспитания ученического коллектива:

- накопление положительных традиций;

- организация ученического самоуправления и воспитание актива;

- организация перспективных устремлений учащихся;

- формирование в коллективе общественного мнения;

- педагогика параллельного действия.

5. Ученическое самоуправление как средство развития личности.

 

Семинарское занятие № 9.

Содержание воспитательной работы классного руководителя

1. Формирование нравственной культуры личности. (Формирование у школьников нравственных отношений и умений поступать с учетом общественных требований и норм)

2. Воспитание интернационализма и патриотизма (Формирование у учащихся чувства любви к Родине и готовности служить ей, неприятия проявлений национализма и шовинизма, воспитание толерантности и культуры межнационального общения)

3. Трудовое воспитание учащихся в современных условиях. (Формирование у воспитанников через совместную деятельность ответственного отношения к труду, его продуктам, сознательного выбора профессии. Основные виды труда школьников (учебный, общественно полезный, производительный) и их воспитательное значение).

4. Эстетическое воспитание детей в учебно-воспитательном процессе. (Выработка и совершенствование у учащихся способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве)

5. Умственное воспитание. (Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности)

6. Воспитание у школьников установки на здоровый образ жизни (Гигиена учебного труда, укрепление здоровья, профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании у школьников, просвещение родителей, формирование физической культуры)

7. Экологическая культура личности и пути ее формирования. (Целенаправленное развитие у воспитанников экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней)

8. Правовое воспитание подрастающего поколения (Процесс формирования правовой культуры и правового поведения, профилактика правонарушений среди подростков)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: