Образы детей в его романах. «Приключения Оливера Твиста» (1837).




«Оливер Твист» - трагическая история мальчика, попавшего в трущобы Лондона. В ней еще много приключенческой романтики, развертывает перед читателем ряд чрезвычайно тяжелых, беспощадно бичующих картин.

Стоило только появиться маленькому Оливеру на свет, как его уже поджидали лишения «он был отмечен и снабжен ярлыком и сразу занял свое место - приходского ребенка, сироты из работного дома, смиренного колодного бедняка, проходящего свой жизненный путь под градом ударов и пощечин, презираемого всеми и нигде не встречающего жалости». Детство мальчика проходит в среде таких же, как и он, несчастных сирот. Ни один ласковый взгляд, ни одно доброе слово «не озарили унылых младенческих лет» Оливера. С самого детства он сознавал свое одиночество в этом великом и необъятном мире.

Но как бы ни был несчастен наш маленький герой, его нельзя назвать абсолютно беспомощным и неспособным на борьбу со своей судьбой. Дети в работном доме страдают от голода, но самый беззащитный и одинокий – Оливер Твист – находит в себе силы действовать. Когда на его долю выпал жребий просить дополнительную порцию каши у надзирателя, Оливер сделал это. Его просьба воспринимается как бунт, опасный и недозволенный в стенах работного дома.

Оливер отдают в ученики гробовщику. Этот новый этап его жизни омрачен необходимостью посещать вместе с хозяином дома умерших бедняков, терпеть незаслуженные обиды и оскорбления. Это и насмешки, побои от Ноэ Клейпола и Шарлотт. Хотя они оба всего лишь вымещали свою обиду на Оливере, потому что не могли ответить свои прямым обидчикам. Все, на что способен Ноэ, это лишь оскорблять слабого и, казалось бы, тихого, Твиста. Герой дает отпор обидчику, хотя ему это дается нелегко, «теперь, когда никто не видел и не слышал его, Оливер упал на колени и заплакал такими слезами, какие мало кто в столь юном возрасте имел основания проливать». Дух протеста вновь побуждает Оливера к действиям: он решает бежать от хозяина, и это решение важный эпизод в жизни ребенка. По дороге в Лондон он успевает увидеть своего друга, Дика, который благословил его. «Это благословение произнесли уста ребенка, но Оливер впервые услышал, что на него призывают благословение, и в последующей своей жизни, полной борьбы, страданий, превратностей и невзгод, он никогда не забывал его».

Герой добирается до лондонских трущоб, попадает в воровскую шайку, где показывает себя с лучшей стороны. Он кажется таким наивным, когда до самого последнего момента не понимает, чем занимаются его друзья. Он даже не мог подумать, что добрые люди, приютившие его, могут совершить что-то противозаконное. Оливер как истинный христианин видит в людях только хорошее и сам не способен идти против законов не только государства, но и против законов морали. Джек Даукинс и Чарли Бейтс – два

ловких плута, воспитанных на улицах Лондона и живущих по закону улицы. Они знают когда и что нужно кричать и когда убегать. Ребята спокойно бросают Оливера, даже привлекают внимание к его «побегу». То, что они такие не их вина, а вина их положения, они считают вполне нормальным жить за счет краж. Во всей этой банде выделяется лишь Ненси, готовая помочь Оливеру, пусть и нарушая законы преступного мира.

Оливер встречает мистера Браунлоу, находит приют у добрых людей. Даже когда его Ненси вновь привела к Феджину, он просит только вернуть книги и деньги мистеру Браунлоу, чтобы не потерять доверие, не оказаться вором в его глазах. «Это книги старого джентльмена! - ломая руки, воскликнул Оливер. - Доброго, славного старого джентльмена, который приютил меня и ухаживал за мной, когда я чуть не умер от горячки! О, прошу вас, отошлите их назад, отошлите ему книги и деньги! Держите меня здесь до конца жизни, но отошлите их назад. Он подумает, что я их украл. И старая леди и все, кто был так добр ко мне, подумают, что я их украл!»

Он не способен на кражу даже под угрозой. Когда его пытались заставить помочь в ограблении «он твердо решил - хотя бы эта попытка и стоила ему жизни - взбежать по лестнице, ведущей из передней, и поднять тревогу в доме». Он не боится за свою земную жизнь так, как боится за душу. Оливер не понимает как можно пойти на преступление и считает что должен предотвратить его любой ценой.

Чарльз Диккенс, которому хорошо известно, как бедность, страх и постоянное унижение уродует человека, сознательно делает своего маленького Оливера воплощением прирожденной высокой нравственности и чистоты, которые невозможно запятнать. За свой стойкий характер и непоколебимую веру в нравственную справедливость, в человеческие ценности Оливера щедро награждает судьба – он находит родных и любящих его людей.

Вопрос 4.Судьба главного героя. Художественное мастерство Диккенса. Биологическое начало в изображении «генетически непорочного» ребёнка и «исконных преступников».

Оливер Твист - мальчик, на долю которого выпало страшное испытание, но такова была тогдашняя реальность. Именно показать реальность желал автор, описывая приключения маленького Оливера. Криминальный мир был жестоким, и чтобы спастись, попав туда, ты должен сохранить стержень добра внутри себя.

"Приключения" Оливера начинаются с самого рождения: его мать умирает сразу после родах в работном доме. Свое детство он проводит на ферме миссис Манн, которая была аналогом нынешнего детдома. Рядом с ним - такие же дети, родители которых лишились их или умерли. Диккенс намеренно называет их "юными нарушителями закона", тем самым высмеивая несправедливые, порой абсурдные английские законы, в частности Закон о бедных. В девять лет мальчик попал на работу к гробовщику транзитом через работный дом, из которого он был выдворен за просьбу о добавке каши - страшное преступление на то время, ни так ли это?

Не выдержав жизни в гробовщика, герой романа решился на побег. Дело было не столько в самом мистере Сауербери, сколько в его жене и Ной Клейполи, который особенно издевался над Оливером. Его побег держал курс на Лондон, Оливер знал, что это большой город, следовательно, и большие возможности. По дороге к намеченному пункту Оливера встретил Джек Докинс, который впоследствии привел парня к Фейгина. Если до этого момента, его просто считали за ноль, то теперь еще и заставляли воровать! Впоследствии появляются другие персонажи, такие как Сайкс, Монкс и другие. Всем им безразлично, что это всего лишь маленький ребенок, и никто не думает о нем, а лишь использует в своих целях.

Однако все перипетии жизни честного и нежного Оливера имеют счастливый конец. Отрицательные персонажи - Сайкс, Фейгин, Монкс - встретили достойную их смерть бесславную смерть. Оливер стал жить с господином Браунлоу в мире и согласии. Конечно, финал вызывает приятные и теплые эмоции, но оглядываясь назад, мы можем еще раз убедиться, что путь к этому финалу был сверхсложный, а для десятилетнего ребенка тем более. Автор сумел показать то, что планировал: грязные жилые помещения, жестокие поступки, страх за свою жизнь, ведь один неосторожный поступок - и те на гильотине.

Подводя итоги, скажем, что "Приключения Оливера Твиста" были и продолжают быть полезными для социума. Роскошная жизнь вора - выдумка, а усердный труд и твоя внутренняя доброта это и есть твой единственный путь к успеху.

Сложность, противоречивость образа Нэнси. Близость Диккенса Ф.М. Достоевскому. «Приключения Оливера Твиста» в России. Оливеры Твисты в произведениях западноевропейских и русских писателей конца ХIХ – начала ХХ вв. (Гектор Мало, Д.В. Григорович, А.И. Свирский и др.).

Мы встречаем в романе сложный образ Нэнси, перипетии судьбы которой никак не уложишь в «прокрустово ложе» биологической концепции в изображении человека.

Во всей этой банде выделяется лишь Ненси, готовая помочь Оливеру, пусть и нарушая законы преступного мира.

Оливер встречает мистера Браунлоу, находит приют у добрых людей. Даже когда его Ненси вновь привела к Фейджину, он просит только вернуть книги и деньги мистеру Браунлоу, чтобы не потерять доверие, не оказаться вором в его глазах. «Это книги старого джентльмена! - ломая руки, воскликнул Оливер. - Доброго, славного старого джентльмена, который приютил меня и ухаживал за мной, когда я чуть не умер от горячки! О, прошу вас, отошлите их назад, отошлите ему книги и деньги! Держите меня

здесь до конца жизни, но отошлите их назад. Он подумает, что я их украл. И старая леди и все, кто был так добр ко мне, подумают, что я их украл!»

Нэнси в чем-то напоминает героинь Ф.М. Достоевского, с их изломанной душой, непредсказуемыми поступками.

В детской литературе появились образы Оливеров твистов французких (Реми и Маттиа из повести Г.Мало «Без семьи»), итальянских (Лука из новеллистической сказки Гвидо Гоццано), российских (Петя из «Переселенцев» Д.В. Григоровича, Санька Рыжик из повести А.И. Свирского), и, конечно же, соотечественников диккенсовского героя. Речь идет о Джимми Бализете, герое книги Джеймса Гринвуда, которого, наряду с Уильямом Теккереем, Шарлотой и Эмилией Бронте, Эдизабет Гаскелл, относят к диккесовской школе реалистического романа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: