- Назовите весенние месяцы (Слайд 4) ( МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
3. Постановка проблемного вопроса.
(Слайд 5)
- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.
Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?
- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?
(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.
- Что изображено? Как бы вы озаглавили?
- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)
- Назовите объекты неживой природы.
- А теперь назовите объекты живой природы.
- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.
4. Совместное открытие нового.
Работа в парах.
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)
5. Физминутка
6. Первичное закрепление (обучение способам применения).
- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?
Опыт.
- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.
- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)
- Что же произошло?
- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?
- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)
- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)
-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
-Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) – «галантус»
бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.
- (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
- Не только растения реагируют на появление тепла.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боиться?
Угадали? Это …(птица)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
(Слайд 12)
- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.
- Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.
- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец)
(Слайд 12)
- Прочитайте народную примету про скворца.
- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.
- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)
А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)
- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).
- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?
- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?
- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.
7. Практическая часть урока (начало формирования умений).
- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)
Можем ли мы на него сейчас ответить?
Работа в парах
- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)
Карточка № 2.
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
- Проверка по слайду. (Слайд 17)
Работа в группах.
- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)
Карточка № 3.
1. Весна приходит к нам сразу после ________.
2. Весенние месяцы – это_______________.
3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
5. Какая особенность раннецветущих растений?
6. Охрана раннецветущих растений.
7. Какие птицы прилетают к нам весной?
8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
9. Какую пользу приносят птицы?
10. Забота о птицах весной.
- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).
7. Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка. (Слайд 19)
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
![]() | ![]() | ![]() |
(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы понимаете их?
- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
8. Домашнее задание.
- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)
- По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51). А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.