Весна – природа пробуждается.




 

- Назовите весенние месяцы (Слайд 4) ( МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

 

3. Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

 

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

 

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

 

(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

 

 

4. Совместное открытие нового.

 

Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)

 

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

 

5. Физминутка

 

 

6. Первичное закрепление (обучение способам применения).

 

- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

 

Опыт.

- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

 

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?

- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.

- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

 

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)

 

-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник) – «галантус»

бывают синие и белые

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

 

- (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

 

- Не только растения реагируют на появление тепла.

 

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

 

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

 

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 12)

- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.

- Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.

 

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 12)

 

- Прочитайте народную примету про скворца.

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

 

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

 

 

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

 

- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

 

7. Практическая часть урока (начало формирования умений).

 

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

 

Работа в парах

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)

 

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду. (Слайд 17)

 

 

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

 

Карточка № 3.

1. Весна приходит к нам сразу после ________.

2. Весенние месяцы – это_______________.

3. Весну можно узнать по таким признакам_______,

4. Какие раннецветущие растения появляются весной?

5. Какая особенность раннецветущих растений?

6. Охрана раннецветущих растений.

7. Какие птицы прилетают к нам весной?

8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

9. Какую пользу приносят птицы?

10. Забота о птицах весной.

 

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

7. Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 19)

 

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

           
     

 

 


(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

 

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

 

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

 

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

8. Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

- По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51). А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: