Тема 3. Техническое обеспечение современных ИТ




Тема 2. Теоретические и методические основы ИТ

План:

1) Структура ИТ. Инфа: определение виды, методы получения и использования.

2) Понятия об информационных процессах и информационных системах

3) Моделирование как основной метод решения задач

1. Структура ИТ:

1) Теоретические основы ИТ

2) Метод решения задач (метод моделирования)

3) Средства решения задач:

А)аппаратные средства

Б) программные средства

Теоретические основы ИТ – основные понятия и законы информатики

Информатика – наука, изучающая законы и методы получения, хранения, распространения, передачи, использования инфы в искусственных и естественных системах с помощью ПК.

Информация (обьяснение, разъяснение)

1) Определенным образом связанные сведения, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наше представление об окружающем мире

2) Отражение реального мира с помощью сообщений

Сообщение – форма представления информации в виде текста, речи, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц.

Данные - результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по к-л причинам не используются, а только хранятся. Когда данные начинают использоваться в к-л практических целях, они превращаются в инфу.

Свойства информации:

1) Полнота

2) Ценность

3) Достоверность

4) Актуальность

5) Логичность

6) Компактность

7) Защищенность

8) Релевантность

Виды инфы:

1. По отношению к окружающей среде:

1) Входная – из окр.среды

2) Выходная – информация, которую система выдает в окружающую среду

3) Внутрисистемная – хранится и используется внутри системы

2. По изменчивости:

1) Постоянная

2) Переменная

3) Смешанная

3. По восприятию органами чувств:

1) Аудиальная

2) Визуальная

3) Аудиовизуальная

4) Тактильная

4. По направленности:

1) Массовая

2) Специальная: научная (математическая, лингвистическая)\техническая

Лингвистическая инфа – наука, изучающая законы и методы организации и переработки лингвистической инфы с помощью ПК.

Методы получения и использования инфы:

1) Эмпирический – получение опытным путем: наблюдение, сравнение, измерение, эксперименты, опрос, интервью, тестирование

2) Теоретический – теории, гипотезы:

1) Восходящие от абстрактного к конкретному (получение знаний о системе на основе знаний о его проявлениях в сознании.

2) формализация – получение знаний о системе с помощью формул, знаков

3) виртуализация – с помощью создания виртуальной среды

4) эмперико-теоретический – абстрагирование, замена системы ее моделью (выделение главного), анализ (разъединение системы на подсистемы), синтез (соединение подсистем в системы), индукция (получение знаний о системе по подсистеме), дедукция (наоборот), эвристика (знания по наблюдениям), моделирование (исп.приборов)

исторический – знания с учетом предыстории системы

смешанный – визуализация, мониторинг

2. процесс обработки инфы сложен. Человек участвует во всевозможных инф.процессах. информационный процесс и в растительном, и в животном мире

Информационный процесс – в результате которого осуществляется прием, передача, переработка и исп.инфы

Система – любой объект, который можно рассматривать и как единое целое, и как совокупность объекто, объединненых для достижения определенных результатов.

Информационная система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и персонала, участвующих в информационных процессах. Средства: АО и ПО. Метод: моделирование персонал: человек, животные.

Виды информационных систем:

1) разомкнутые ИС – в которых получаемая инфа используется произвольно, а после ее получения от потребителя в систему ничего не поступает. Пример: библиотечная ИС

2) замкнутая ИС – в которй существует тесная связь между пользователем и системой, осуществляющаяся с помощью введения в структуру ИС канала обратной связи. Примера: продажа авиабилетов

В ИС протекают процессы:

1) ввод инфы из внешнего и внутреннего источника

2) обработка и представление инфы в удобном виде

3) хранение и вывод инфы для отправки пользователю или в другую ИС

4) ввод инфы от потребителя через канал обработки связи -> для замкнутых ИС

Значение ИС:

1) освобождает от рутинной работы за счет автоматизации

2) обеспечивает достоверность инфы

3) ИС обеспечивают рациональную организацию обработки инфы

Структура инфы:

1) Подсистемноеинформ. Обеспечение(совокупность всей инфы, средства и методы ее классификации) – базы данных

2) Подсистемные ТО –ПК, флешки (устройства хранения и сбора инфы), линии связи

3) Подсистемн. Математич.обеспечение (модули, алгоритмы)

4) Подсистемные ПО

5) Подсистемн.организац.обеспечен. (документы, отражающие правила обращения пользователя с техническим и программным обеспечением)

6) Подсист. Правового обеспечения (нормы по использованию инфы)

3.Суть метода моделирования – в том, что для решения к-л задачи строится модель к-л объекта, явления, процесса.

Модель – формализованное описание объекта, проца или явления, выражен.канечным набором предложений к-л языка, матем.формулами, таблицами, графиками, спец.знаками или схемами.

Свойства модели:

1) Модель – упрощенный аналог изуч.объекта

2) Модель должна отражать наиболее сущ.черты реального объкта

3) Мод.не должна быть сложнее своего оригинала

4) Метод мод-ния должен быть наиболее экономичным по сранению с др.методами изучения того же объекта

5) Мод.должна быть простой и не создавать противоречий

6) Должна иметь общий (универн\сальный) хар-р, позволяющий исп.ее для изучения др.подобных объектов

Виды моделей:

1) Структурная – для изучен.иописан.внутреннего строения объекта

2) Функциональн.-для изучения поведения объекта или проца

3) Динамическая – объяснить явления\процы в динамическом развитии

В лингвистической инф-ке исп. Функциональные модели. Выделяют инженерно-лингвистические модели.

Общие принципы решения лингвистических задач методом мод-ния:

Этапы решения задач метоом мод-ния:

1. Постановка задачи

2. Разработка модели

3. Проведение комп.эксперимента

4. Анализ результатов работы комп.модели

1. Действия:

А) описание решаемой задачи

Б) формулирование цели мод-ния

В) анализ оригинала модели объекта – необходимо выделить такие св-ва оригинала, к-рые мог бы легко опознать комп. (формальные признаки)

2. модель строится в виде алгоритма:

Алгоритм – точное предписание о выполнении в опред.порядке к-л последовательности действий (физич.или умственных), приводящих к решению к-л типовой задачи.

Свойства алгоритма:

1) Дискретность – алгоритм разбивается на конечное число шагов, причем тока после выполнения предыдущего шага можно перейти к выполнению следующего.

2) Результативность – при всех начальных условиях число шагов конечно и он приводит к решению заачи

3) Массовость – по алгоритму может быть решен целый ряд типовых задач, которые отличаются лишь различными начальными условиями

4) Детерминированность – при многократном решении одной и той же задачи с одинаковыми условиями всегда получится 1 и тот же результат

5) Формализованность - тот, кто выполняет действия (ПК или чел.), может не вникать в смысл того, что он делает, он все равно придет к верному результату.

Способы записи алгоритма:

1) Словесный – в виде слов

2) Графический – маги изображаются к-л геометрическими фигурами и образуют блок-схему

3) Табличный

4) Словесно-графический – для записи алгоритмов для решения лингвистических задач

3. проведение комп.эксперимента связано с созданием на основе алгоритма комп.проги на к-л алгоритмическом языке. Каждый шаг алгоритма бут записан в виде команды алгоритм.языка.

4. в процессе анализа результатов работы комп.модели выявляются логические ошибки в проге и алгоритме.

 

Тема 3. Техническое обеспечение современных ИТ

План:

1) Краткая история развития ПК

2) Двоичная система хранения данных

3) Основные функциональные узлы ПК и их технические хар-ки:

А) устройства ввода

Б) устройства хранения

В) устройства обработки

Г) устройства вывода

4) классификация компов по специализации, размеру и весу, по совместимости

1. ЭВМ – электронные устройства или системы, способные выполнять задания в четко определенной последовательности

Технологические достижения, способствовавшие появлению ЭВМ:

1) Изобретение электронных переключателей в виде эл.ламп

2) Разработка универсального метода кодирование инфы в виде двоичной системы исчисления

3) Создание модулей искусственной памяти

1946 – США, 1 ЭВМ – ЭНИАК (30 тонн 200 м кв 18 тыс.ламп) не было искусствен.памяти

1949 – 1 ЭВМ с искусственной памятью – ЭДСАК, великобритания

1951 – СССР, ЭВМ _БЭСМ

Технич.прогресс позволил значительно изменить ЭВМ:

1) Размер ЭВМ значительно уменьшился

2) Снижение стоимости

3) Упростилась процедура пользования

4) Усовершенствование электрич.деталей

1. 1 поколение – 40-60 г. – ламповые

2. 2 поколение – 60-65г.- полупроводниковые элементы (транзисторы) => размеры уменьшились (МИНСК-22)

3. 3 поколение – 65-75г. – интегральные микросхемы => уменьшение габаритов (ЕС, СМ)

4. 4 поколение - 75-85г. – на базе микропроцессоров, доступны пользователям

5. 5 поколение – 85-наши дни – на сверхбольшие интегральные схемы

5) В миллионы раз увеличилось быстродействие ПК, возрос объем памяти

1976 г. – США, 1 ПК – apple (джобс)

1984 – макинтош, для работы с графикой

1981 – IBMPC – для обработки символов – офисная работа и телекоммуникации

2. Вся инфа в ПК представлена в двоичном коде (0 и 1\да и нет). Это связано с тем, что инфу, представленную в таком виде, легко технически смоделировать. Если по проводу идет ток, то передается «1», если нет – «0». На магнитных дисках: если напротив магнитного поля на к-л участке поверхности 1 и то же, то «0», другое – «1».

Оптические диски: если участок поверхности отражает лазерный луч, то «0», если нет – «1».

 

Наименьшая адресная единица хранения данных – байт.

459= 9*10(0) +5*10(1) +4*10(2) – позиционная система

1011=1*2(0) + 1*2(1) + 0*2(2) +1*2(3)= 11 – перевод в двоичную систему

11\2=5+1

5\2=2+1

2\2= 1+0 => 1011

111= 1*2(0)+1*2(1)+1*2(3)=1+2+4=7

1 байт=255

Чтобы на ПК храніть сімвольную інфу, необходімо каждому символу поставить в соответствие целое число. Необходимо созадать кодировку =>

Кодовая таблица ASCII (представление символов) – один символ занимает один байт.

0-127 – раскладка клавиатура

128-255 – доп.раскладка клавиатура

Кодовая таблица UNICODE – один символ занимает 2 байта, позволяет закодировать более 65000 символов.

Кодирование графических данных:

Каждое графическое изображение состоит из мельчайших точек, образующих узор, называемых «растрами». Каждый растр можно отцифровать, используя линейные координаты и цвет.

Кодирование звуковой инфы:

Метод кодирования основан на том, что каждый сложный звук можно разложить на последовательность гармоничных сигналов разных частот, каждый из которых представляет собой правильную синусоиду и может быть описан числовыми параметрами.

Сегодня на ПК может хранится и обрабатываться любая мультимедийная инфа: текст, графика, звук, видео, анимация, 3-D.

Байт- килобайт (1024 байта) – мегабайт (1024 килобайта) – гигабайт (1024 мегабайта) – терабайт (1024 гигабайта)

3. Функциональные узлы ПК

ПК = hardware + software

Аппаратные средства (hardware) – устройства и приборы, входящие в состав ПК.

Программное обеспечение (soft) – совокупность программного обеспечения, управляющая аппаратными средствами и выполняющая задачи по обработке инфы.

Классификация ап.обеспеч.:

1. С точки зрения структуры в ПК выделяют конструктивные блоки: системный блок, монитор, клава, мышь. Системный блок: основные узлы ПК

– электронные схемы, управляющие работой ПК, которые состоят из электронных плат. На основной материнской плате находится микропроцессор и оперативная память (внутренняя). К ней подсоединяются дочерние платы (звуковая, сетевая, видео, модем, тв-тюнер). А обмен данными между всеми устройствами происходит с помощью шины. Шина – разносит инфу к необходимым устройствам

- блок питания

- вентилятор системы охлаждения (кулер)

- накопители для винчестера, сд-двд-дисков

Все устройства, которые внешне подключаются к ПК, называются периферийными.

2. С точки зрения выполнения компом фу0нкций можно выделить функциональные узлы

Устройства ввода => устройство хранения данных => устройства обработки инфы

ð В устройства хранения =>устройства вывода

Необходимо управляющее устройство(устройство управления)

1) Устройства ввода – эти устройства преобразуют различные виды инфы в цифровую форму (двоичную). Делятся на 3 группы:

- устройства ввода инфы от человека: клава, координатные манипуляторы,веб-камеры, сканеры, слеш дигитайзер, сенсорный экран (со стилусом), микрофон, планшет

2) устройства ввода данных с других ПК: сетевая карта (адаптер) – локальная сеть, модем, блютуз

3) устройства, обеспечивающие ввод инфы из устройств хранения данных: дисководы, порты-юсб

Клавиатура – устройства для вводы текстовой инфы. Эргономичные – удобные для работы пользователя. Скорость ввода – 10 знаков в секунду (профессиональная).

Тенденции в развитии клавы: беспроводные (инфра-красное излучение, радиоволны), виртуальные клавы – физически не существующие:

-экранная

- клавиатуры, которые проецируются на поверхность с помощью инфра-красных лучей

- воображаемаяклава, которая наделяется возможностью понимать жесты (датчики)

Координатные манипуляторы – позволяют на расстоянии управлять графическими объектами. мышь – 1964 г. Первые мыши были механические, т.е. работали от колесика, потом – оптомеханические, сейчас – оптические (без шарика), основанные на использовании миниатюрных фотокамер, беспроводные мыши (инфра-красные), лазерные мыши, виртуальные мыши, с доп клавишами, для считывания отпечатков пальцев, педальные мыши, надувные мыши.

Для портативных ПК вместо мыши – трек-бол (мышь, перевернутая шариком вверх), трек-поинт (миниатюрный джойстик 5-8 мм, расположенных на клаве), тач-пад (чувствительная контактная площадка, движение пальца по которой вызывает перемещение курсора).

Джойстик – рычажной манипулятор для ввода инфы о движении руки. По дизайну самые многоликие. Используются для игр.

Сенсорный экран – координатное устройство, позволяющее путем прикосновения (пальцем, стилусом) в области экрана монитора производить выбор необходимого элемента данных, меню или осуществлять ввод данных в ПК.

Стилус – маленькое тонкое перо, которое используется для управления устройствами с сенсорным экраном.

Сканер – устройство для оптического ввода изображения в память ПК. Если при помощи сканера вводится текст, комп воспринимает его как картинку. Для преобразования такого графического текста в обычный символьный используют проги оптического распознавания символов (finereader).

Виды сканеров:

1) Ручные

2) Роликовые – похожие на факс, лист движется мимо зафиксированного света.

3) Планшетные – наиболее распространенные. Лист фиксируется, а движется луч света. Изображение при помощи призм и зеркал проектируется на линейку

4) Барабанные – применяются в полиграфии. Очень дорогие. Принцип работы – движется и оригинал, и луч света, и свето-чувствительный прибор.

5) Трехмерные сканеры

6) Сканеры штрихкода – устройства, которые потребляют немного энергии, невозможно использовать в полевых условиях, на неровной поверхности.

Дигитайзер (диджитайзер) – кодирующее устройство, позволяющее поточечно вводить в ПК двухмерную сложную графическую инфу. Используется для ввода чертежей, схем большого формата

Микрофон – устройство для воода звуковой инфы, подключается к звуковой карте, которая преобразует звук в цифровую форму.

Веб-камера – устройство для ввода в память ПК видео инфы в режиме реального времени. Видеоконференции, скайп.

Эти 2 устройства используются для альтернативного способа управления ПК:

1) Микрофон дает возможность использовать речевой интерфейс (управление ПК голосом)

2) Мыслительный интерфейс (специальные датчики)

3) Управление жестами (веб-камера – фиксирует жесты человека)

3. Устройства вывода – эти устройства преобразуют инфу из двоичной формы в привычные для пользователя виды.

1) Устройства для вывода инфы пользователю: монитор, принтер, аудиосистема, плоттер

2) Устройства для вывода в другие ПК: сетевая карта, модем

3) Устройства для вывода на другие устройства: дисководы и юсб-порт

Монитор – вместе с видеокартой составляют видеоподсистему. вся инфа формируется на видеокарте, а затем переносится на экран. Основные параметры монитора:

1) Разрешение (разрешающая способность) – количество точек (пикселей), выводимых по горизонтали и вертикали в графическом режиме. Сегодня 1280*1024. Чем больше разрешение, тем четче картинка.

2) Цветопередача (палитра)

3) Частота развертки (смена кадров).

4) Размер монитора по диагонали (17-19 дюйма). Видеокарта имеет внутреннюю память. Самое энергопотребляемое устройство.

типы мониторов:

1) С электронно-лучевой трубкой

2) Жк–мониторы

3) Плазменные

4) Полимерные (OLED, LEP технологии)

5) Проекционные

6) Лазерные

7) Виртуальные

Преимущества ЖК-мониторов: компактность, экономичность, экологически чистые.

Плазменные мониторы – мониторы в которых изображение не искажается в хорошо освещенном помещении.

Полимерные дисплеи – мониторы, использующие светоизлучающие полимерные материалы. Преимущество: габариты, возможность создания гибких экранов и низкое энергопотребление. Недостаток: срок службы (5 лет)

Проекционные мониторы – видеопроектор и экран, размещенные отдельно или объединенные в одном корпусе. (пикопроектор)

Лазерные мониторы – на основе лазерной панели, пока только внедряются в производство. Преимущество: высокое качество изображение. Срок службы не ограничен. В комплекте с затворными стерео-очками способны воспроизводить стерео-изображение. Экономичны

Виртуальные – технология устройств вывода, формирующее изображение на сетчатке глаза.

Электронная бумага, электронные чернила.

Гелиодисплеи – дисплей, который формирует цветное изображение, трехмерное, в воздухе (галаграфия).

Принтер – периферийное устройство ПК, предназначенное для передачи текста или графики на физический носитель из электронного вида. По способу печати:

1) Матричные – у которых печатающая головка состоит из иголок (матрицы) и через красящую ленту отпечатываются символы. Недостаток: только текст, очень низкое качество. Сберкассы, банки используются

2) Струйные – картриджи имеют 4 цвета чернил (черный, красные, синий, желтый). Печатающие головки имеют маленькие отверстия (сопла) под давлением частички чернил проходят через сопла, смешиваются и образуют нужные цвета. Достоинство: качетво печати хорошее. Недостаток: чернила могут высыхать. Текст – до 20 страниц в минуту. Фотографии – 1 фотка 3 минуты.

3) Лазерные – позволяет достичь высокого качества. Текст – до 40 страниц в минуту. Технология: частички порошка (тонер) под воздействием луча лазера (поднимается температура) вплавляются в лист бумаги.

4) Сублемационные – используются в полиграфии, позволяют получить полиграфическое качество печати (10 тыс долларов). Порошок, миную жидкое состояние, превращается в газ, происходит напыление.

5) Allinone (AIO) – многофункциональное устройство. Блок, выполняющий функции принтера, сканера, ксерокса +факс.

Плоттер (графопостроитель) – устройство выполняющее функции вывода графической инфы (чертежей, схем) на бумагу большого формата (А-0, А1). Используется в институтах (проекторских).

Аудиоподсистема: встроенный динамик, наушники, колонки.

4. Устройства ввода и вывода:

1) Ввод и вывод инфы на устройства хранения данных (дисководы, юсб-порт)

2) Устройства связи с другими вычислительными системами

Для передачи данных на большие расстояния используются линии связи, где инфа передается электрическими сигналами (телефонные).

Модем – устройство, которое используется для преобразования цифровой инфы в электрические сигналы и наоборот. (модулятор и демотулятор). Бывают внутренние и внешние.

Сетевой адаптер – устройство, обеспечивающее подключение компа к локальной компьютерной сети.

Через проводные линии связи – сетевая карта. Блютуз-адаптер – позволяет установить соединение между ПК и сотовыми телефонами. WI-Fi-адаптер – соединяет ноутбуки локально соединяются с хот-спотом.

Дополнительные устройства ввода и вывода:

Цифровые видеокамеры, фотокамеры, сотовые телефоны, плееры, магнитофоны, телевизоры.

5. Устройства хранения инфы

компьютер имеет 2 раздела памяти – внутренняя и внешняя. Внутренняя представлена в виде электронных схем, расположенных на материнской плате. А внешняя память – накопители инфы. (винчестер, диски, флешки, стримеры)

внутренняя память отличается небольшим временем доступа к данным, но не позволяет хранить большой объем инфы, а внешняя наоборот (хранит много инфы, время доступа больше).

4. Внутренняя память делится на 2 части:

1) ПЗУ – постоянно запоминающее устройство (ROM). В нее при сборке ПК на заводе записывают специальный комплекс прог – ІBIOS – система, которая позволяет осуществлять тестирование всех устройств и начальную загрузку операционной системы при включении ПК (не более 1 гб). Разработчики intel, Microsoft заявили в 2003 году, что биос является препятствием для внедрения новых технологий => новая технология без системы ввода-вывода (EFI). Эта память энергонезависима (долгосрочна).

2) ОЗУ – оперативно-запоминающее устройство – RAM. Быстродействующая, кратковременная память, которая предназначена для хранения исполняемых в данный момент прог и необходимых для этого данных. После выключения ПК ее содержимое пропадает, необходимо записывать на внешние носители. У первых ПК ОЗУ было 16 кбайт – 640 кбайт. современный ОЗУ – 1-2 гб

В последнее время ведется работа над созданием новых типов энергонезависимой памяти с высоким быстродействием, низким энергопотреблением и высокой плотностью хранения инфы. Разрабатываются разные технологии, которые позволяют не загружать ПК в начале каждого сеанса. В постоянной готовности.

Внешняя память – жесткий диск – самое главное устройство (винчестер)

Винчестер – устройство для длительного хранения инфы в середине 50-х годов. Конструкция: пластины, вращающиеся вокруг стержня, намагничивая домены.

Основные характеристики винчестера:

1) Объем – 300 гб

2) Плотность записи данных на квадратный дюйм – продольная – перпендикулярная (2009) запись

3) Скорость вращения магнитных пластин – 5400-15000 оборотов\сек

4) Время доступа – 6-10 – милисекунд

Существуют съемные жесткие диски, установленные отдельно, мобильность

Появился твердотелый накопитель (SSD) – запоминающее устройство с функциями жестокого диска, но без движущихся механических частей. Носители инфы – микросхемы памяти. Внастоящее время эти накопители используются в ноутбуках, смартфонах – портативных устройствах.

Съемные носители инфы.

Характеристики: объем и размер.

1) ДИСКЕТА – 3.5 дюйма, 1.44 мегабайт

1981 – первая дискета (сони)

2) Стриммеры (магнитные ленты, выглядит как кассета из магнитофона) – внутренняя магнитная лента 4-8 мм, емкость – более 200 гб. Применение: хранение архива жесткого магнитного диска или создание резервной копии (в банках)

3) Флеш-память – полупроводниковые микросхемы. Принцип работы – изменение электронного заряда в полупроводниках. Использование: карманные ПК, сотовые телефоны, цифровые камеры.для настольных ПК используются флеш-диски. Емкость – 4,8,16,64 гб – 2 террабайта. Энергонезависимая, перезаписываемое.

4) Оптические носители – инфа считывается и записывается с помощью лазерного излучения. CD-диски - 1979 – 650,700,900 мб

Запись с одной стороны

CD-ROM (READ ONLY MEMORY)

CD –R (recordable – 1 time)

cd-rw (re-writable) – отдельнонельзя

5) СамыйпрогрессивныйDVDдиски (digitalversatibledisk)

1995 – первый диск

По технологии записи различают:

1. Односторонние однослойные – 4.7 гб

2. Однослойные двустронние – 9.4

3. Односторонние двуслойные – 8.5

4. Двусторонние двуслойные – 17 гб

Диаметр – 120 мм, 80 мм (используются в видео и цифровых камерах внесто внешней памяти.

 

Следующие поколения оптических носителей:

1) Blu-raydisk – ультрафиолетовый накопитель в повышенной плотностью записи. 25-50 гб. За счет уменьшения длины волны лазера. Позволяет записать на 1 слой 500 гб инфы.

2) 3-х слойные диски – 300 гб

3) Галаграфические носители – объемная запись по всей толщине записываемого слоя. Позволяет записать 1 терабайт.

5. Устройства обработки инфы – микропроц – центральный проц. Осуществляет операции по обработке инфы и управляет работой остальных устройств. Это мозг ПК – вся инфа (зависит стоимость)

Процессор – микросхема, с большим количеством транзисторов, имеющих прямоугольную форму.

Состоит из:

1) АЛУ (арифметическое и логическое устройство) – служит для выполнения арифметических и логических действий над инфой. Назыветсяядром микропроца.

2) Сопроцессор – устройство, ускоряющее работу проца при выполнении математических вычислений.

3) Кэш-память- высокоскоростное память производительности доступа, используемая процем для временного хранения инфы, увеличивает производительность микропроца. Бывает 2 уровней. 1 уровень – небольшая, в килобайтах, сверхбыстрая, для хранения наиболее часто используемых команд и данных. 2 уровень – медленне, но больше – 24 мб. Так как обработка данных микропроцм происходит быстрее, чем обмен данными между ОЗУ и микропроцем и чтобы проц не простаивал в ожидании новой инфы, он заносит ее в эту память.

4) УУ (устройства управления) – узел выполняющий управление прочими компонентами.

Характеристики микропроца:

1) Частота тактовая - указывает, сколько электронных импульсов (тактов) вырабатыает тактовый генератор за 1 сек. 2-5 гигагерц

2) Разрядность – количество разрядов или бит инфы, которые микропроцессор берет в обработку за 1 такт. 32-64 разрядные

3) Тип микропроца, количество ядер (2.4)

4) Быстродействие – количество операций в секунду. Сегодня: 100 млд\сек

Первый микропроц – 1971 г. (intel) – 4хразрядный, 60 тыс операций.

В начале 70-х был сформирован закон Мура, который гласит: число транзисторов на кристалле кремния будет удваиваться каждые18 месяцев. Действует и сегодня.

За счет чего увеличивается мощность ПК:

1) Увеличение числа транзисторов. Привело к уменьшению их размеров

93 г – 3 млнтр

2006 – 1 млд тр.

К 2020 г. – 1 тр – 1 атом – закон Мура перестанет действовать, поэтому нужны новые технологии – молекулярный ПК. На базе ДНК, квантовые ПК.

2) Увеличение числа ядер

Классификация ПК

Модели ПК условно можно разделить на 2 категории:

1) Бытовые

2) Профессиональные

В последние годы границы между ними значительно стерлись.

Классификации ПК:

1. По уровню специализации делятся на:

1) Универсальные – которые решают широкий круг задач.могут быть произвольной конфигурации

2) Специализированные – предназначенные для решения конкретного круга задач (бортовые компы автомобилей, судов, самолетов, ПК, интегрированные в бытовую технику (умный дом), промышленные ПК)

3) Графические станции – специализированные ПК, предназначенные для работы с графикой. При подготовке кино-, видеофильмов. В издательских отделах, для подготовки рекламной продукции

4) Файловые серверы – специализированные ПК, обеспечивающие доступ к файлам для удаленных пользователей. Объем жесткого диска очень большой (как правило).

5) Сетевые серверы – компы, обеспечивающие передачу инфы в глобальной сети

Грань между универсальными и специализированными ПК порой незначительна.

2. По размерам делятся на:

1) Настольные – широко распространены, отличаются простотой изменения конфигурации

2) Портативные – ноутбуки, нетбуки. Эти ПК имеют все функциональные узлы, что и настольные ПК. (устройства ввода, клавиатуры, мыши, микропроцы, устройства вывода). Удобно использовать в качестве средства связи, через вай-фай (модем). Можно работать в полевых условиях, без подключения к сети (до 8 часов)

3) Карманные – КПК, вес до 200 грамм. Проблема с клавиатурой. Позволяет хранить оперативные данные и получать к ним быстрый доступ. Нету: жесткого диска (флеш память). Операционная система записывает в ПЗУ.

Смартфон: (умный телефон) – мобильный телефон, работающий на своей операционной системе. Использование: разговоры+ доп.возможности (интернет, почта, видео, музыка, программы для чтения книг, иксель, ворд)

Айфон – мультимедийный смартфон. Многозадачный, создание папок. Большой экран

Коммуникатор – со встроеннымGSM-модулем. Карманный комп. Позволяет работать с электронными таблицами, тестом, функции навигации

iPad – планшетный ПК, с возможностью передачи голоса

3. По совместимости – существует много видов и типов ПК, которые выпускаются разными фирмами и работают с разным ПО. От совместимости зависит взаимозаменяемость узлов, возможность переноса прог с 1 на другой комп, возможность работы разных типов компов с одними и теми же данными. По аппаратной совместимости различают 2 платформы ПК:

1) IBMPC – Wintel – используются в бизнесе для обработки текстов, для работы с большими базами данных. Изначально – для телекоммуникаций.

2) Macintosh (apple) – используются: в настольно-издательских системах, в периодическом издательстве для создания мультимедийных приложений.

Идет тенденция сближения этих платформ.

Корме аппаратной совместимости существуют:

1) Совместимость на уровне операционных систем

2) Программная совместимость

3) Совместимость на уровне данных

Супер-компы – мощные многопроцессорные компы, вес 40-100 тонн, 150 м2, быстродействие – 1-100 триллионов операций в секунду. Выпускаются в единственных экземплярах. СКИФ – идентификация человека по голосу. Используются для решения сложных задач, которые невозможно решить на ПК: в сейсмологии, метеологии, для моделирования сложных явлений и процев, спецэффекты.

 

Тема 4. Программное обеспечение современных

Информационных технологий

1) Назначение и состав ПО

2) Системное ПО: а) определение понятия ОС, функции. Б) классификация в) назначение и возможности дополнительных системных прог

3) Назначение и основные функции прикладныхпрог

4) Прикладные инструментальные средства

5) Понятие о виртуальной реальности

1. ПО – совокупность всех прог, представленных на машинных языках. Можно разделить на 3 группы:

1) Системное ПО (25 %)

2) Прикладные проги\программы пользователей (50%)

3) Прикладные инструментальные средства (25%)

2. Системное ПО – все программное обеспечение, которое используется для работы и обслуживания компа. Относятся:

1) ОС

2) Утилиты

3) Драйверы

4) Проги-оболочки

Самой главной системной прогой является ОС. Эта основная управляющая прога, используемая для координации функций ПК и для контроля выполнения всех операций в нем. Загружается при включении ПК.

Основные функции:

1) Управляет работой ПК и его ресурсами

2) Запускает прикладныепроги на выполнение

3) Осуществляет диалог с пользователем, обеспечивая пользователю и прикладным прогам удобный способ общения (т.е. интерфейс). Интерфейс – способ общения пользователя с компом, способ соединения между программными средствами.

Классификация операционных систем:

1. По интерфейсу:

1) Текстовые – простые или ОС командной строки.Рассчитаны на 1 пользователя.

Однозадачные

16-тиразрядные

Несетевые, затем появляются проги-оболочки, (NC), в которых управление происходит с помощью функциональных клавиш, а затем появляются графические операционные оболочки. (win 3.11)

2) Графические операционные системы (с 95 года). Имеют графический интерфейс – который характеризуется наличием пиктограмм, окон, кнопок, линеек, прокруток. Управление происходит с помощью мыши.

Многопользовательские. MSwindows 95\98\NT\ME\2000\XP\vista\7\8

System Mac OS

Unix, Linux

3) 32-разрядные (появились 64-..) сетевые – позволяют объединить компы в сеть

Предполагается, что в будущем будут разрабатывать ОС, которые должны значительно упростить работу пользователей с прогами. Они должны поддерживать интерактивный ввод и вывод инфы, т.е. будет двусторонний диалог на естественном языке. (социальный интерфейс).

 

2. По режиму работы:
а) автономные операционные системы, которые могут работать на отдельном ПК: windows 95, 98, 2000 Professional, Millennium, XPProfessional, Vista…
б) сетевые, которые используются при создании сети. По архитектуре делятся на:
-«клиент-клиент», где все ПК равноценны. Используются для соединения ПК в локальную сеть
-«клиент-сервер», архитектура корпоративных и глобальных сетей. Используются две ОС (одна на сервере (windows 2000 Server, windowsXPserver, 7 Server, UNIX, Linux), вторая, которая стоит на ПК клиента)

Основные функции сетевых ОС:
1.Связывают все ПК в сеть.
2.Координируют все функции ПК и переферийных устройств.
3.Обеспечивают защищенный доступ к данным.

 

Программы-утилиты

Утилиты – вспомогательные или служебные программы, которые предоставляют ряд дополнительных услуг. Они помогают пользователю работать с системой и повышают ее эффективность. Они делятся на:
1) Внутренние(встроенные): утилита установки-удаления программ и оборудования, утилита динамического сжатия данных на диске (начиная с windowsXP), утилита резервного копирования данных (back-up), утилита дефрагментации диска, утилита сканирования диска (проверка на логические ошибки)…

2) Внешние утилиты – программы, которые нужно дополнительно устанавливать на ПК (не входят в пакет Windows): программы-архиваторы (WinRar, WinZip), пакет утилитовNortonCommander, антивирусные программы.

Вирус – программа, которая может создавать свои копии (необязательно похожие на оригинал) и внедрять их в файлы, изменять состояние дисков, наносить и другие вредоносные действия. Первые вирусы появились в середине 80-х гг. В зависимости от того, какие типы файлов поражают вирусы, они делятся:
1) вирусы, поражающие загрузочные сектора дисков.
2) вирусы, поражающие исполнимые файлы (exe, com, bat)
3) макро-вирусы, которые поражают файлы документов.

По принципу распространения:
1) «черви» (очень быстро распространяются, но не очень зловредные)
2) «троянские кони». Обладают механизмом вторжения и поражения, но не обладает средствами размножения.

Существуют и зловредные программы, которые разрушают защиты (пароли)

Антивирусные программы – программы, которые используются для предотвращения заражения компьютерной сети вирусом и ликвидации последствий.
NortonAntivirus, AntiviralToolkitPro = AVP, Nod 32.

 

Драйвер – программа, используемая для управления устройствами компьютера (чаще всего для управления устройствами ввода-вывода). Драйвер необходим для видеокарт, звуковой карты, сканера, принтер, клавиатуры.

 

3. Прикладные (пользовательские) программы – это программы, которые превращают ПК в инструмент для выполнения какого-то конкретного вида работ, необходимого для пользователей. ПО делится на: деловое ПО, которое в свою очередь делится на:
офисное. Включает в себя программы автоматизации делопроизводства (текстовые редакторы). Программы для создания деловой графики). Программы для создания компьютерной графики (PhotoShop, CorelDraw). Програмы для создания презентаций. Системы управления документооборотом: СУБД (MicrosoftAccess).Телекоммуникационные программы: браузеры

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: