Мир людей
Мама – самый близкий и родной человек
Младшая группа
1 Формировать образ доброй, отзывчивой и заботливой матери.
2 Бабушка – мама мамы и папы.
3 Воспитывать чувство доброты, любви, уважения к маме и бабушке.
Лексический материал: существительные: мама, бабушка;
Прилагательные: добрая, отзывчивая, заботливая;
Глаголы: любить, уважать, помогать.
Средняя группа
1 Воспитывать привязанность и любовь к самому родному человеку – маме.
2 Воспитывать чувство сопереживания, заботы о маме.
3 Знакомить детей в группе с профессиями мам.
Лексический материал: существительные: привязанность, любовь;
Глаголы: трудиться, помогать.
Старшая группа
1 Знать общие качества, свойственные всем матерям (нежность, ласковость, любовь к детям, терпение)
2 Формировать представление о матери как хранительнице семьи, семейного очага.
3 Знать роль матери в семье (мама может быть женой, сестрой, бабушкой)
4 Знакомить с высокой культурой человека, которая проявляется в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще.
Лексический материал: существительные: любовь, нежность, терпение, ласковость.
Стихотворение: «Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!...
(Е. Благинина)
Мир природы
Весна
Первая младшая группа
1 Называть времена года, в котором тает снег.
2 Формировать связь весенней погоды с одеждой (становится теплее, поэтому дети сменили шубки и теплые ботинки на легкую одежду и обувь).
Лексический материал: существительное: весна.
Вторая младшая группа
1 Знать признаки весны (солнце ярко светит, греет, становится тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются травы, цветы).
2 Формировать связь весенней погоды с одеждой (люди сменяют теплую зимнюю одежду на более легкую)
Лексический материал: существительные: солнце, ручей, трава, цветы; глаголы: светит, греет, тает, текут, распускаются.
Средняя группа
1 Знать характерные явления в природе (пригревает солнце, становится тепло, снег тает, бегут ручьи, появляется трава, первые цветы, распускаются листья на деревьях, оживляются птицы, появляются бабочки, жуки).
2 Знать весенние сельскохозяйственные работы (люди засаживают огород).
3 Уметь отличать весну от других времен года.
Лексический материал: существительные: солнце, ручей, трава, цветы, личстья, птицы, бабочки, жуки, огород;
Глаголы: светит, греет, тает, текут, распускаются, оживляются, появляются, засаживают, прилетают.
Стихотворение: «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновало…
Старшая группа
1 Знать периоды весны, их характерные особенности:
- начало весны (дни становятся длиннее, а ночи короче. От тепла лед и снег тают, начинается ледоход. На солнечных пригорках снег тает быстрее, чем в тени. Небо яркое и голубое. Иногда набегают тучки, из которых идет теплый весенний дождь);
- конец весны (снег уже растаял, появилась трава, цветут сады. Все деревья оделись листвою. Распускаются первые весенние цветы: подснежники, ландыши в лесу, тюльпаны, нарциссы в саду. Зацветают фруктовые деревья: вишни, яблони, груши. Цветет черемуха, сирень);
2 Знать весенние сельскохозяйственные работы (в парках, садах, огородах, люди вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов)
3 Знать народные приметы погоды.
4 Знакомить с современными обычаями, традициями, связанные с весной
5 Проследить сельскохозяйственный труд по календарю Бианки.
Лексический материал: существительные: ласточка, почки, подснежник, сосулька, небо, трава, цветы, земля, семена; прилагательные: яркое, голубое, теплый, весенний; глаголы: растаял, распускаются, расцветают, вскапывабт, сеют.
Весенние загадки
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка)
Из-под снега
Вышел друг –
И весной запахло вдруг.
(подснежник)
Эти маленькие бочки
Распускает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.
(почки)
Я от солнца плачу –
Не могу иначе.
(сосулька)
Стихотворение: «Сельская песня»
Травка зеленеет,
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Проще бечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Лесной календарь Бианки
Март – говорит нам народ – парник, капельник. С марта весна открывается. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег – уже не тот, что был зимою, - сдается! С крыш свисают ледяные сосульки, блестит и струится по ним вода – и капает. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес. Дует холодный ветер, еще бывают метели. Погода в марте изменчивая. Март – начало весны.
Апрель – зажги снега! Середина весны. Апрель спит, да дует, тепло сулит. В этом месяце бежит с гор вода. Весна, высвободив из-под снега землю, выполняет свое второе дело: освобождает из-подо льда воду. Ручейки талого снега тайно сбежались в реки, вода поднялась и сбросила с себя ледяной гнет. Зажурчали внешние потоки – разлились широко по долинам. Напоенная весенней, внешней водой, теплыми дождями, земля надевает земляное платье, с пестринами нежных подснежников. А лес все еще стоит голый, ждет своей очереди, когда им займется весна. Уже началось тайное
движение сока в деревьях, наливаются почки, расцветают цветы на земле и в воздухе – на ветвях.
Май – конец весне. Самый бурный весенний месяц, период подлинного расцвета всего живого. Май – пой да гуляй! Вот когда весна всерьез принялась за свое третье дело: начала одевать лес. Полная победа солнце – света и его тепла – над стужей и мраком зимы. Отвоевав землю и воду. жизнь поднимается во весь рост, силющей зеленью, листьев, одеваются высокие деревья. Первая гроза, первый весенний гром. Цветут весенние цветы: ландыши, мать-и-мачеха, купальница, черемуха и сирень. Цветут деревья: тополь, береза, осина. Цветут сады: «Как молоком облитые, стоят сады вишневые». Тепел и холоден бывает май. Днем солнышко, а ночью морозец.
Подготовительная к школе группа
1 Знать взаимосвязь времен года.
2 Знать весенние месяцы, основные их признаки.
3 Уметь сравнивать весенние месяцы.
4 Изучить историю весенних месяцев, их названия в Древней Руси, обычаи и традиции, связанные с ними.
5 Познакомить с весенними событиями.
- на севере (в первый раз показывается солнце. Вода и земля покрыты глубоким снегом и толстым льдом);
- на юге (в пустыне идут дожди, большой жары еще нет, всюду пробивается зеленаятрава).
Лексический материал: существительные: времена года, обычаи, традиции, события.
Стихотворение: «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпиться весело за ней.
Мир предметов
«Посуда. Столовый этикет»
Первая младшая группа
1 Знакомить с предметами посуды.
2 Знать название и назначение посуды.
3 Познакомить с предметами сервиза и столовыми приборами.
Лексический материал: существительные: посуда.
Вторая младшая группа
1 Знать значение обобщающего слово «посуда»
2 Уметь различать чайную и кухонную посуду.
3 Знать описание посуды (вид, назначение, материял)
4 Уметь правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом)
Лексический материал: существительные: посуда, ложка, вилка, нож;
Прилагательные: чайная, кухонная.
Средняя группа
1 Уметь классифицировать посуду по назначению (чайная, столовая, кухонная, специальная, походная)
2 Уметь сравнивать разного назначения (различие и сходство)
3 Изучить правила сервировки стола, культуру общения за столом.
Лексический материал: существительные: сервизы, наборы;
Прилагательные: чайная, столовая, кухонная, специальная, походная.
Загадки:
Режет, чистит и скоблит,
Осторожным быть велит.
(нож)
Я – дырявая посуда,
Но работаю не худо.
Там, где я, наверняка
Будет чистая мука.
(сито)
Старшая группа
1 Знать классификацию посуды по материалу (фарфор, дерево, стекло, пластмасс, металл, керамика)
2 Знать зависимость формы и материала от назначения.
3 Изучить связь формы и способ украшения с ее назначением (праздничная и повседневная)
4 Познакомить со способами изготовления посуды.
5 Познакомить с росписями посуду («Гжель»)
Лексический материал: существительные: фарфор, дерево, стекло, пластмасс, металл, керамика;
Прилагательные: праздничная, повседневная.
Гжель
Название этот промысел получил от деревни Гжель. Сейчас «Гжель» - это посуда, светильники, вазы, небольшие скульптуры, на которых художники любят изображать диковенные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.
Чаще всего используют только белую и синюю краску.
Подготовительная группа
1 Уметь сравнивать старинную посуду с современной.
2 Знать взаимосвязь сервировки стола с обычаями разных народов.
3 Знать правила столового этикета в старой России и в наши дни.
4 Знать особенности изготовления посуды в соответствии с материалом (глина, керамика, стекло, дерево).
Лексический материал: существительные: глина, керамика, стекло, дерево, сервировка стола, обычаи;
Прилагательные: старинная, современная.
Ознакомление детей с окружающим миром детей с проблемами в развитии дошкольного возраста
(Методическое пособие)
Мир людей
Мир природы
Мир предметов