Тест Т. Лири
Методика Т. Лири, разработанная в 1957 г., направлена на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.
При работе с опросником испытуемый должен соотнести каждую из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я».
1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством достоинства. 6. Независимый, 7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим. 13. Любит поплакаться. 14. Часто печален. 15. Способен проявлять недоверие. 16. Часто разочаровывается. 17. Способен быть критичным к себе. 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется. 20. Покладистый. 21. Благодарный. 22. Восхищающийся и склонный к подражанию. 23. Уважительный. 24. Ищущий одобрения. 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи. 26. Стремится ужиться с другими. 27. Доброжелательный. 28. Внимательный и ласковый. 29. Деликатный. 30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи. 32. Бескорыстный. 33. Способен вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность. 37. Уверен в себе. 38. Самоуверен и напорист. 39. Деловитый, практичный. 40. Соперничающий. 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный, 44. Открытый и прямолинейный. 45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен. 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый, щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый. 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении. 58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный и уживчивый. 60. Добросердечный. 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный и мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Щедрый. | 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный. 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлоблен. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87. Предоставляет другим принимать решения. 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен и терпим к недостаткам. 96. Стремится помочь каждому. 97. Стремящийся к успеху. 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101. Относится к окружающим с чувством превосходcтва. 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104. Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий. 107. Часто гневлив. 108. Бесчувcтвенный, равнодушный. 109. Злопамятный. 110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый и подозрительный. 113. Робкий. 114. Стыдливый. 115. Услужливый. 116. Мягкотелый. 117. Почти никому не возражает. 118. Навязчивый. 119. Любит, чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив. 121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается. 123. Всегда со всеми дружелюбен. 124. Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого. 127. Заботится о других в ущерб себе. 117. Портит людей чрезмерной добротой. |
Лист ответов методики Т. Лири
|
|
I | ||||
II | ||||
III | ||||
IV | ||||
V | ||||
VI | ||||
VII | ||||
VIII | ||||
Обработка результатов.
В результате обработки полученных данных по ключу можно диагностировать 8 общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия:
I. Властный – лидирующий.
II. Независимый – доминирующий.
III. Прямолинейный – агрессивный.
IV. Недоверчивый – скептический.
V. Покорный – застенчивый.
|
VI. 3ависимый – послушный.
VII. Сотрудничающий – конвенциальный.
VIII. Ответственный – великодушный.
Каждый плюс оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов.
Октант I: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100.
Октант II: вопросы 5-8, 37-40, 69-72,101-104.
Октант III: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108.
Октант IV: вопросы 13-16, 45-48, 77-80, 109-112.
Октант V: вопросы 17-20, 49-52, 81-84, 113-116.
Октант VI: вопросы 21-24, 53-56, 85-88, 117-120.
Октант VII: вопросы 25-28, 57-60, 89-92, 121-124.
Октант VIII: вопросы 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.
Интерпретация результатов.
Каждому из 8-ми октантов соответствует один из следующих типов межличностных отношений.
1) Властный – лидирующий (авторитарный).
0-8 баллов. Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.
9-12 баллов. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.
13-16 баллов. Властный, диктаторский, деспотичный характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспота.
2) Независимый – доминирующий.
0-8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству.
9-12 баллов. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
13-16 баллов. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый, держится отчужденно, заносчивый, хвастливый.
3) Прямолинейный – агрессивный
0-8 баллов. Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.
9-12 баллов. Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
13-16 баллов. Чрезмерно упорный, недружелюбный, жестокий, враждебный по отношению к окружающим, несдержанный, вспыльчивый, агрессивный до асоциальности.
4) Недоверчивый - скептический;
0-8 баллов. Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.,
9-12 баллов. Выраженная склонность к критицизму, разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый, недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
13-16 баллов. Отчужден по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонен во всем сомневаться, злопамятный, постоянно жалуется на всех.
5) Пoкopный – застенчивый.
0-8 баллов. Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, склонный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
9-12 баллов. Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
13-16 баллов. Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
6) Зависимый – послушный.
0-8 баллов. Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.
9-12 баллов. Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
13-16 баллов. Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения, сверхконформный.
7) Сотрудничающий – конвенциальный.
0-8 баллов. Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, во взаимоотношениях проявляет теплоту и дружелюбие.
9-16 баллов. Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на социальное принятие и одобрение, стремится удовлетворить требования всех, хочет быть хорошим для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.
8) Ответственный – великодушный.
0-8 баллов. Ответственный, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
9-16 баллов. Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сочувствовать всем, навязчивый в своем стремлении помочь и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (но это может быть всего лишь «маска», скрывающая личность противоположного типа).
Первые четыре типа межличностных отношений - I, II, III и IV - характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (III, IV), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (I, II). Другие четыре октанта - V, VI, VII, VIII - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (V, VI).
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование: (I - V) + 0,7 x (III + II - IV - VI).
Дружелюбие: (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).
В целом интерпретация данных должна ориентироваться в большей степени на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины.
Испытуемые, у которых преобладает властный-лuдuрующий тип межличностных отношений (октант I), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т. е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних, средовых факторов), экстравертированностью. у таких людей поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружающих, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.
Октант II, соответствующий незавuсuмому-домuнuрующему типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими, по данным исследования, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, «заражая» их своими идеями, Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам - конформности, Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.
Прямолинейный-агрессивный тип межличностных отношений (преобладание покавателей октанта III ) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью; упорство в достижении целей; практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт, в состоянии эмоциональной захваченности; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках; повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого ситуации.
Октант IV - недоверчuвый-скептuчеекuй тип межличностных отношений - проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой по отношению к любым мнениям, кроме собственного; неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих; опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте; системное мышление, опирающееся на конкретный опыт; практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не столь явной (если сравнивать с октантом III) и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя стремлению к отгороженности.
Покорный – застенчивый тип межличностных отношений (октант V) оказался преобладающим у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных и весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, с заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы при неудачах винить во всем себя; легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широкого круга контактов, а также социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих: ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.
Зависимый – послушный тип межличностных отношений характерен для лиц с преобладанием показателей октанта VI. Эти люди обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости собственных мотиваций от отношений со значимыми для них личностями, собственного мнения от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности создают основу для конформного поведения.
VII октант – сотрудничающий – конвенциальный тип межличностных отношений - обладает такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкая агрессивность, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых для данной личности лиц, стремление к причастности групповым веяниям, к сотрудничеству. Таким людям свойственны экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы, стремление найти общность с другими, энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы, широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений.
Преобладание октанта VIII позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к ответственному-великодушному, который сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность соответствовать социальным нормам поведения, склонность к идеализации, гармонии межличностных отношений; экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может быть более поверхностной, чем это декларируется; художественный тип восприятия и переработки информации; целостный, образный стиль мышления, способность легко вживаться в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей; проявление милосердия, склонность к благотворительности (миссионерский склад личности): артистичность, потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим; проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающая повышенную напряженность; соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.
С целью изучения структуры Я, внутриличностной гармонии индивида, к испытуемым следует обратиться со следующим заданием: «После того, как вы оценили себя по приведенным в опроснике характеристикам, сделайте то же самое в отношении образа Я, к которому вы стремитесь, т. е. опишите с помощью тех же характеристик идеал вашего Я. При этом не забудьте включить и те свойства, которыми вы уже обладаете, если они не противоречат вашему представлению об идеале».
Полученные данные обсчитываются и заносятся на психограмму так же, как и в первом случае, после чего проводится анализ и сопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа Я.
Наиболее простой и часто встречающийся вариант представляют собой незначительные количественные различия; которые позволяют судить о том, какие особенности своего стиля межличностного поведения индивида не устраивают. Если в образе Я октант V зачерчен больше других, а в образе идеала Я он значительно уменьшен и ему противопоставлен увеличенный октант I, следовательно, испытуемый считает себя слишком пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях и хотел бы от этих свойств избавиться, быть более уверенным в себе.
Если образ Я включает в себя высокие показатели октанта IV (т. е. выявляет недоверчивость, настороженность, недовольство сложившимися отношениями с окружающими), а образ идеального Я обнаруживает преобладание октанта VIII и значительно уменьшившиеся показатели октанта IV, то при интерпретации результатов следует учесть, что испытуемый тяготится межличностным конфликтом и отчасти склонен самокритично оценить свою роль в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть доброжелательным и конгруэнтным с окружающими его людьми. Таким образом, каждый раз соотношение показателей полярных по содержательным характеристикам признаков противоположных октантов (III и VII, II и VI) говорит о том, каковы пути компенсации тех личностных свойств, которые ухудшают адаптацию личности в социальной среде.
Если в первом варианте (актуальное Я) преобладают октанты, отражающие характеристики зависимого и конформного поведения (V, VI, VII), а во втором (идеальное Я) - октанты, выявляющие независимость и доминантность (I, II) или агрессивность (III), то испытуемый болезненно переживает подчиненность своей позиции, страдает его самолюбие и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса. Если соотношение обратное, т. е. преобладают независимость, доминантность и агрессивность (I, II, IV), а в идеале испытуемый хотел бы быть ближе к окружающим его людям и избавиться от тех черт характера, которые способствуют разладу межличностных отношений: от упрямства (III), агрессивности (IV), дистантности (II), самоуверенности (1), это означает потребность в усилении самоконтроля над непосредственным, спонтанным поведением.
В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между актуальным Я и идеальным Я. Умеренное (неконфликтное) расхождение, или неполное совпадение, должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, ее самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (октанты V, VI, VII), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (октант IV). Преобладание одновременно октантов I и V свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности; преобладание октантов IV и VIII означает конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью (проблема подавленной враждебности); если преобладают октанты III и VII, значит, происходит борьба мотивов самоутверждения и аффилиации; если II и VI – то налицо проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Примерно также интерпретируется соотношение полярных октантов при сопоставлении образов актуального Я и идеального Я. Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может проявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружающими. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому личность самостоятельно движется по пути самосовершенствования. Это имеет большое значение для психолога при выборе методов коррекции поведения индивидуума с учетом его внутриличностных ресурсов и степени осознания им имеющихся проблем. Наличие выраженного внутриличностного конфликта, проявляющегося в значительном расхождении при оценке актуального и идеального Я, является свидетельством высокой невротизации.
Интерпретация данных диагностики межличностных отношений в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени - на абсолютные величины.
Результаты по 128 вопросов переводятся в психограмму – круг, состоящий из 8 октант, ориентированных относительно двух главных осей:
· Доминирование – подчинение.
· Дружелюбие – агрессивность.
Количественные показатели (баллы, по числу совпадений с ключом) откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно восьми (0, 8, 16).
Полученные по каждому из октантов количественные показатели от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номеру октанта координате, на уровне полученных баллов, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, мы получаем некое подобие «веера». Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям.
Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявленных данным октантом.
Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации.
Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, это означает, что полученные данные сомнительны по достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.
Доминирование
| |||||
| |||||
|
| ||||||||
| |||||||||
Агрессивность
|
|
IV
|
V
Подчинение
Рис. Психограмма показателей выраженности свойств личности,
существенных при взаимодействии с другими людьми
Таким образом, методика Т. Лири позволяет определить и наглядно представить наиболее присущие индивиду особенности поведения, чаще всего проявляющиеся в процессе его взаимодействия с другими людьми.