Ямальская косторезная школа




История косторезного искусства на территории Ямала уходит корнями в глубокую древность. Первые свидетельства этого производства относятся к каменному веку и связаны с промысловыми орудиями труда.

Зарождение искусства резьбы по кости относится к железному веку и связано с памятником федерального значения «Комплекс памятников, эпоха позднего железа: городище, жертвенное место», ранее имевший название «Городище Усть-Полуй». Благодаря вечной мерзлоте уникальные коллекции из кости того периода дошли до нас в прекрасном состоянии, и мы можем видеть и изучать их в музейных собраниях. Это разнообразные орудия труда, скребки для выделки шкур, детали оленьей упряжи, наконечники стрел, накладки для лука, щитки для запястья, ложечки, фигурные накладки для одежды в виде птиц, животных, людей выполненные коренными жителями Ямала еще на рубеже I тысячелетия. Таким образом, с каменного века кость как универсальный материал прочно вошла в жизнь человека Севера.

Новый этап развития косторезного искусства начинается в XX веке, с зарождением профессиональной ямальской косторезной школы на базе педагогического училища имени Л.В. Лапцуя. Ведущей темой ямальских мастеров стали миниатюрные сцены из жизни и быта северных народов. Это охота на хищных зверей, зимняя и летняя рыбалки, езда на оленьих упряжках, дом и домашний очаг.

На сегодняшний день о плеяде ямальских мастеров косторезного искусства знают на территории нашей родины и за ее пределами. Однако существует острая необходимость в передаче накопленного опыта и воспитании нового поколения ямальских мастеров для дальнейшего развития косторезного искусства.

Один из вариантов решения – это воссоздание и развитие профильного образования в муниципальных школах

Процесс обучения в современной общеобразовательной школе направлен на получение детьми основных учебных дисциплин, но это не является достаточным для развития личности и творческого мышления. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном образовании, которое может представлять собой изучение различных областей культуры, в зависимости от желания и природной предрасположенности ребёнка.

Одним из источников дополнительного образования может являться косторезная школа, которая даст возможность обучить детей теоретическим и практическим основам декоративно-прикладного искусства с учетом этнической специфики региона.

Важным условием работы косторезной школы является общедоступность образования и воспитание детей.

Основные приоритеты школы заключаются в выявлении возможностей раннего таланта в области декоративно-прикладного искусства и создании благоприятных условий для профессионального становления детей.

Цель школы – обеспечить одаренных детей ЯНАО возможностью получения дополнительного образования в сфере декоративно-прикладного искусства с учетом сохранения и передачи традиций ямальской косторезной школы.

Задачи:

· развитие мотивации личности к творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства;

· удовлетворение потребностей детей в художественно-эстетическом развитии в сфере культуры и искусства;

· выявление художественно – одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для развития их таланта;

· организация содержательного досуга детей и адаптация к жизни в обществе.

· подготовка учащихся для поступления в образовательные

· учреждения профессионального образования.

 

Для ямальской косторезной школы разработана специальная учебная программа, направленная на всестороннее развитие личности ребенка, на сохранение, развитие и популяризацию искусства художественной резьбы по кости на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Программа отвечает требованиям регионального компонента, особенностям территорий Ямала, как в части стилевого подхода и специфики, так и в части основных законов. Программа ориентирована на современные творческие технологии и средства обучения, знакомит с традиционной национальной культурой народов севера, реализовывает связь времен, не нарушая целостности художественного развития народного и декоративно-прикладного искусства. Программа направлена на сохранение живого наследия народов Севера, традиционно проживающих на Ямале.

В косторезной школе учащиеся ознакомятся с основными законами и принципами рисунка, композиции, а также художественной резьбы по кости, изучат различные технологии обработки материала, методику и особенности резьбы по кости.

Изучение художественной резьбы по кости находится в тесной связи со всей практической работой по рисунку, скульптуре, композиции, а также с дисциплинами имеющие межпредметную связь (биология, экология, литература Севера и т.д.

Программа рассчитана на четыре учебных года, построена с учетом последовательности и сложности выполнения задания. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Главной формой обучения являются практические занятия, поэтому практическая деятельность осуществляется в специально оборудованных мастерских, имеющих стандартную полезную площадь, искусственную вытяжку, необходимые станки по первичной обработке материалов.

 

 

Структура преподавания в косторезной школе:

 

Учебные дисциплины

 

Основы композиции Рисунок Материаловедение Скульптура
Проектирование изделий Основы рисунка Свойства материалов Технология выполнения макетов

 

Исполнительское мастерство
Технология исполнения изделий косторезного искусства

 

 


Художественно-проектная деятельность Производственно-технологическая деятельность Художественно-пластическая деятельность

 

Выпускник ямальской косторезной школы

 


Приложение № 3

к Положению о проведении

в рамках Окружной выставки дизайнеров ЯНАО

открытого конкурса дизайнеров Ямала

«Многоточие…»

Техническое задание к открытому окружному конкурсу дизайнеров Ямала «Многоточие…»

Дизайн – решение практических и актуальных задач, поэтому мы предлагаем участникам конкурса выполнить проект для реально существующей организации. В проект должно войти три элемента: логотип организации, баннер для организации, фирменный бланк организации. Авторы работ, получивших призовые места, будут награждены денежными призами, а лучший проект будет реализован.

Элементы конкурсного проекта:

1.) Логотип – векторное или растровое изображение, которое представляет ямальскую косторезную школу. Логотип может быть представлен в формате.jpg,.tiff,.cdr,.eps,.pdf,.svg,.ai. Для растровых файлов размер файла по большей стороне минимум 25 сантиметров, разрешение файла не меньше 300 dpi.

Обратите внимание на то, что логотип может использоваться на различном фоне, поэтому рекомендуем сделать два варианта, с темным и светлым фоном. Кроме того, рекомендуется помнить о масштабировании. Допустимо создание двух версий логотипа в разной детализации, для печати на баннерах и для применения в малых формах.

2.) Баннер – широкоформатное изображение, представляющее ямальскую косторезной школы. На баннере нужно обязательно использовать логотип, а также продумать фирменные цвета и характер работы со шрифтами. Предлагается на выбор создать плакат плакат для наружной рекламы или афишу выставочного зала школы. (Посмотрите, может, что-то придумаете еще тут, как лучше сформулировать).

Баннер может быть представлен в формате.jpg,.tiff,.cdr,.eps,.pdf,.svg,.ai. Для растровых файлов размер файла по большей стороне минимум 70 сантиметров, разрешение файла не меньше 300 dpi.

3.) Фирменный бланк – образец оформления деловой корреспонденции организации. В бланке должно быть название организации "Ямальская косторезная школа", лототип, адрес и контактные данные организации. В дизайне бланка важно поддержать уже использованные фирменные цвета и характер работы со шрифтами.

Макет бланка может быть представлен в формате.jpg,.tiff,.cdr,.eps,.pdf,.svg,.ai. Для растровых файлов размер файла по большей стороне минимум 30 сантиметров, разрешение файла не меньше 300 dpi.

Для лучшей презентации проекта вы можете использовать мокапы, однако мокапы не могут заменить выполненное конкурсное задание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: