Темы практических занятий




Программа учебной дисциплины

Русская диалектология

 

Направление подготовки

032700 - ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Профиль подготовки

Отечественная филология

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 


1. Цели освоения учебной дисциплины:

 

- ввести студентов в основную теоретическую проблематику русской диалектологии;

- выработать навыки лингвистического анализа языковых единиц диалектной сферы;

- научить применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности.

Задачи:

- дать представление о структуре диалектного языка, его уровнях – лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом;

- ознакомить студентов с типами диалектных различий русского языка в области лексики, фонетики и грамматики;

- охарактеризовать принципы диалектного членения русского языка, совокупность черт диалектных наречий, диалектных зон и отдельных группировок;

- дать представление о типологии диалектных словарей русского языка, основаниях их группировки;

- охарактеризовать научное и практическое значение «Русской диалектологии» и её место в ряду дисциплин филологического цикла.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки 032700 Филология (профиль подготовки «Отечественная филология»). В Томском государственном университете, где существует Томская диалектологическая школа, признанная в качестве ведущей научной школы, курс «Русская диалектология» примыкает к дисциплинам базового цикла. Он тесно связан с такими курсами, как «Современный русский литературный язык» с его разделами – фонетикой, лексикой, морфологией и синтаксисом, «История русского языка», «История русского литературного языка».

Данная дисциплина предваряет изучение курса «История языка», подготавливая студентов к анализу различных вопросов этой дисциплины на примере ряда тенденций развития языка, архаических элементов современного диалекта, унаследованных от исторических эпох в развитии русского языка.

Для освоения дисциплины «Русская диалектология» необходимы знания, полученные в общеобразовательной средней школе по предмету «Русский язык», при изучении базовых курсов бакалавриата «Современный русский язык. Лексика», «Современный русский язык. Фонетика», «Современный русский язык. Словообразование». Студенты должны владеть навыками конспектирования устной научной речи и самостоятельной работы с учебно-методическим материалом.

Усвоение диалектологии завершает диалектологическая практика, призванная закрепить компетенции студентов, приобретённые в процессе ознакомления с теоретическими проблемами курса.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:

- законы строения и функционирования русских диалектов и основные тенденции их развития;

- понятийно-терминологический аппарат научного описания современных диалектов;

- основные методы лингвистического анализа диалектного языка.

УМЕТЬ:

- понимать, осмысливать и излагать основные теоретические положения диалектологической науки;

- анализировать диалектные различия в области лексики, грамматики, пользуясь системой основных понятий и терминов диалектологии;

- использовать полученные знания для выявления связи диалектологии с другими лингвистическими дисциплинами: «Современный русский литературный язык», «История языка», «Методика преподавания русского языка и литературы в школе»;

- пользоваться научной, справочной, методической литературой, необходимой для освоения курса.

ВЛАДЕТЬ:

основными методами и приёмами исследовательской и практической работы для изучения диалектных текстов, составления картотек и словарей как источников познания народно-разговорной речи в её разновидностях.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки 0327700 Филология:

а) общекультурных (ОК):

- владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, освобождёнными от диалектного влияния; навыки практического использования системы функциональных стилей речи: нейтрального, разговорного, научного (ОК – 2);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК – 8).

б) профессиональных (ПК):

- способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области диалектологии (ПК – 1);

- способность осуществлять сбор и разноаспектную обработку материалов диалектологических экспедиций, в том числе составление словарных картотек и их систематизацию (ПК – 2);

- свободное владение русским языком в его литературной форме (ПК – 3);

- владение основными методами и приёмами различных типов устной и письменной коммуникации (ПК – 4);

- способность применять полученные знания в области теории и практики русской диалектологии в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК – 5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, рефератов в сфере русской диалектологии (ПК – 7);

- владение навыками выступления с сообщениями, устного представления материалов, полученных в результате самостоятельной работы над определённой темой по диалектологии (ПК - 8).

 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ, 108 часов. Лекции – 16 ч., практические занятия - 20 ч., самостоятельная работа - 36 ч. Форма аттестации – экзамен, 36 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
1. Введение. Предмет диалектологии. Исходные научные понятия. Структура диалектного языка.     Л: 1 СР: 2 - К: еженед. Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 1 - 17. Обсуждение рефератов.
2. Научное и практическое значение диалектологии.     Л: 1 СР: 2 ПР: 2   Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 18-26; 29-31; 33-35. Обсуждение рефератов. Контрольные тесты.  
3. Тема 1. Лексика говора как система. Типы лексических различий. 1.2. Лексические явления диалекта 1.3. Типы диалектных словарей   9-11 Л: 4 СР: 8 ПР: 4   Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 44-62; 78-80; № 63-65; 67-76; № 91; 93; 96; 99-103; 105. Обсуждение рефератов. Контрольная работа по завершении темы.  
4. Тема 2. Фонетика. 2.1. Согласные. Типы различий. 2.2. Гласные под ударением, первого предударного слога после твёрдых согласных 2.3. Гласные первого предударного слога после мягких согласных   12-14 Л: 4 СР: 8 ПР: 6   Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 109-110; 113; 16; 118; 120; 123; 127-129; № 166-173; 175-182; 184-188; 191-192; № 193-201; 214. Обсуждение рефератов. Контрольная работа по разделу.  
5. Тема 3. Морфология. 3.1. Типы морфологических различий. Существительные. Местоимения. Глагол.   15-16 Л: 2 СР: 6 ПР: 2   Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 215-222; 223-230; 238-249; 254-271; № 250-255; 260; 264; 269; 276; 278; 280-294. Обсуждение рефератов. Контрольные тесты.  
6. Тема 4. Синтаксис. Типы синтаксических различий на уровне словосочетаний и предложений     Л: 2 СР: 4 ПР:2 К: еженед. Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 306-312, 315-319, 322, 324, 325  
7. Тема 5. Диалектное членение русского языка. 5.1. Северное и южное наречия: их группировки. 5.2. Среднерусские говоры. Говоры Сибири   18-19 Л: 2 СР: 4 ПР: 2   Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 342-345; 350-358; № 359-365. Обсуждение рефератов. Контрольные тесты по завершении темы.  
8. Тема 6. Диалектология и методика преподавания русского языка и литературы в школе     - СР: 2 ПР: 2   Внеаудиторное выполнение заданий по «Практикуму по русской диалектологии» № 36-43. Собеседование по теме.    
  ИТОГО            
           
                         

 

5. Образовательные технологии

 

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, выступления с рефератами по проблемам диалектологии внеаудиторная самостоятельная работа с учебными и иными пособиями, систематическое закрепление полученных знаний при самостоятельной работе над заданиями «Практикума по русской диалектологии», посвящённого всем разделам курса.

В соответствии с компетенциями, которыми должны овладеть студенты, применяются активные и интерактивные методы обучения, способствующие интенсификации их интеллектуальной и коммуникативной деятельности:

- сопровождение лекционного курса электронными презентациями PowerPoint;

- обсуждение и оценка студентами рефератов, подготовленных их одногруппниками;

- самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами и корпусами текстов, размещёнными в сети Интеренет.

 

Темы практических занятий

1. Диалектология как наука. Предмет диалектологии. Связь диалектологии с другими лингвистическими науками.

2. Диалектная фонетика. Согласные. Гласные под ударением, в первом предударном слоге, в других безударных слогах, абсолютного начала слова.

3. Диалектная лексикология и лексикография. Лексика говора (общая характеристика). Типы диалектных лексических различий. Лексические явления диалекта: явление мотивации, синонимии, варьирования слова. Типы диалектных словарей.

4. Диалектная морфология. Типы диалектных морфологических различий. Существительные. Прилагательные и неличные местоимения. Личные местоимения. Глагол и его формы.

5. Диалектный синтаксис. Типы диалектных синтаксических различий. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.

6. Диалектное членение русского языка. Северное и Южное наречия, их группировки. Среднерусские говоры, их группировка. Русские говоры Сибири. Их группировка.

7. Практическое значение диалектологии. Связь диалектологии с методикой преподавания русского языка и литературы в школе. Диалектология и краеведение.

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1 Задания по изучаемым темам, предлагаемые для самостоятельного выполнения.

Для самостоятельного выполнения студентам предлагаются задания «Практикума по русской диалектологии», содержащего упражнения и материалы для изучения всех тем данного курса (Блинова О. И., Гордеева О. И., Гынгазова Л. Г. Практикум по русской диалектологии. 2-е издание перераб и доп. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002).

 

6.2 Формы текущего контроля.

Примерные тестовые задания:


Студент _ ___________________________

Группа _____________________________

Дата «____» _______________ 200___ год

Оценка _____________________________

Преподаватель ______________________

 

 

За каждый правильный ответ – 1 балл

Максимум – 70 баллов

70 – 66 баллов – отлично

65 – 61 баллов – хорошо

60 – 56 баллов – удовлетворительно

Менее 56 баллов – тест не сдан


Тесты по диалектологии

 

Обвести номер правильного ответа.

 

1. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О

1) диалектах

2) диалектном языке и диалектах

3) диалектном языке и диалектах в их развитии

 

2. ПРЕДМЕТ «РУССКОЙ ДИАЛЕКТОЛОГИИ» КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫСОСТАВЛЯЕТ

1) диалектное различие

2) диалектное членение

3) диалектный язык

 

3. ПО СТРУКТУРЕ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

1) однороден

2) неоднороден

3) неструктурирован

 

4. В РЕЧИ НОСИТЕЛЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТОРЕЧИЯ ЕДИНИЦЫЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

1) встречаются

2) не встречаются

3) доминируют

 

5. ТЕРМИН «ДИАЛЕКТ»

1) обозначает группу говоров

2) обозначает один говор

3) имеет два значения

 

6. В СТРУКТУРЕ МЕСТНОГО ДИАЛЕКТА ДОМИНИРУЮТ ЭЛЕМЕНТЫ

1) собственно-диалектные

2) общерусские

3) диалектно-просторечные

 

7. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕРУССКИХ, ДИАЛЕКТНО-ПРОСТОРЕЧНЫХ И СОБСТВЕННО-ДИАЛЕКТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

1) одинаково на фонетическом и морфологическом уровнях говора

2) одинаково на синтаксическом и лексико-фразеологическом уровнях говора

3) неодинаково только на лексико-фразеологическом и синтаксическом уровнях говора

4) неодинаково на фонетическом и синтаксическом уровнях говора

 

Обвести номера всех правильных ответов.

 

9. ДИАЛЕКТНЫЙ ЯЗЫК

1) это разновидность литературного языка

2) это одна из форм народно-разговорного языка

3) территориально окрашен

4) имеет устную и письменную формы

5) имеет своим проявлением диалект или говор

6) имеет неограниченную сферу употребления

 

10. ПРИ СИНХРОННОМ ИЗУЧЕНИИ МЕСТНЫХ ДИАЛЕКТОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКИЕ МЕТОДЫИ ПРИЁМЫ, КАК

1) метод научного описания

2) приём интроспекции

3) приём составления картотек

4) лексикографический метод

5) сравнительно-исторический метод

6) лингвогеографический метод

7) приём ассоциативного эксперимента

 

11. ДЛЯ МОСКОВСКОГО ДИАЛЕКТА БЫЛИ ХАРАКТЕРНЫСЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫСТРУКТУРЫ

1) /г/, а не /γ/

2) /w/, а не /в/

3) /ч/, а не /ч’/

4) /ц/, а не /с/

5) аканье, а не оканье

6) яканье, а не иканье

7) у сестрЫ, а не у сестрЕ

8) большОГО, а не большОВО

9) идёТ, а не идё

10) брехать, а не лаять

11) говорить, а не гутарить

12) петух, а не кочет

13) сигать, а не прыгать

14) очень, а не дюже

Дополнить.

 

12. СОХРАНИВШЕЕСЯ В ДИАЛЕКТАХ СЛОВО в е рзить ‘ неуклюже, бестолково делать что-либо БЫЛО ИСХОДНЫМ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО СЛОВА ________________, к о пить ‘сгребать’ – ДЛЯ СЛОВА ____________, замеч а тельный ‘такой, который следует замечать, запомнить’ – ДЛЯ СЛОВА ______________, р е зкий ‘способный порезать’ – ДЛЯ СЛОВА ____________.

 

Установить соответствие.

8. ЭЛЕМЕНТЫСТРУКТУРЫДИАЛЕКТА ЭЛЕМЕНТЫСИСТЕМ ГОВОРОВ СРЕДНЕГО УРАЛА
1) общерусские элементы 2) диалектно-просторечные элементы 3) собственно-диалектные элементы А) оканье (вОда, тАкой) Б) взрывное Г (друГой, Говорить) В) долгие твёрдые шипящие (ШШука, еШШО) Г) окончания –ОВ, -ЕВ в Р.п. мн.ч. сущ. всех родов (делОВ, листОВ, картинОВ) Д) выравнивание глагольных основ на К,Г (пеку – пекёшь, стригу – стригёшь) Е) употребление постпозитивной частицы –ТО (дом-от, изба-то, избы-то, избу-то) Ж) бездорожица ‘бездорожье’ З) лодка И) башка’голова’ К) жогнуть ‘ударить’ Л) кедровник

1______________ 2______________ 3_______________

 

13. АСПЕКТЫЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ЭЛЕМЕНТЫСТРУКТУРЫДИАЛЕКТОВ
1) фонетический аспект 2) словообразовательный аспект 3) семантический аспект А) от ласый ‘нежный’ образовано ласка Б) скепать ‘щепать’ В) хитник ‘хищник’ Г) воспитать в значении ‘кормить, питать’ Д) польга ‘польза’ Е) от баять ‘говорить’ образовано басня Ж) пустоквет ‘пустоцвет’ З) от баба ‘пень’ образовано обабок И) рудый ‘рыжий’ К) нужный в значении ‘находящийся в нужде, бедности’

1________________ 2________________ 3_______________

 

14. ВИДЫДИАЛЕКТИЗМОВ ДИАЛЕКТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А. БУНИНА
1) фонетические 2) морфологические 3) лексические 4) синтаксические А) зайтить Б) изволок ‘отлогая гора’ В) яруга ‘овраг, поросший лесом’ Г) скородить ‘боронить’ Д) бяда ‘беда’ Е) хруктовый ‘фруктовый Ж) имушшество ‘имущество’ З) у жане И) панёва ‘род юбки’ К) вся тела синяя Л) чуньки ‘вид обуви’

1___________ 2___________ 3___________ 4___________

 

15. ВИД ОШИБКИ ОШИБОЧНЫЕ НАПИСАНИЯ
1) диалектная прямая 2) диалектная косвенная А) улеца (улица) Б) взела (взяла) В) довай (давай) Г) интерест (интерес) Д) кетрадь (тетрадь) Е) дибель (гибель) Ж) в красивым месте З) зелёну траву И) розбил (разбил) К) уташил (утащил) Л) менный М) тракторис (тракторист)

1________________ 2__________________

Образцы контрольных работ по темам:

1. Контрольная работа по теме « Типы диалектных лексических различий»

 

Вариант 1. Задание: определите типы диалектных лексических различий на уровне отдельных слов, используя предложенные материалы «Словаря русских народных говоров».

Б а страк и бастр а к, м. – ‘жердь, кладущаяся поверх воза для сдерживания уложенных на нём снопов’ (Тамб.).

Бастр и к, бастр и г и б а стрик, м. - ‘то же, что бастрак’ (Иркут., Арх., Вят., Волог., Тамб., Казан., Куйб., Оренб., Енис., Том., Якут. и др.).

Б а строг и б а строк, м. – ‘то же, что бастрак’ (Тамб.).

Бастр о г и бастр о к, м. – 1. ‘Рабочий полукафтан’ (Арх.). 2. Бастр о к – ‘короткая безрукавая мужская одежда’.

Бастр о к, м. – ‘внебрачный ребёнок’ (Ворон.).

Бастр о ха, ж. – ‘то же, что бастрик’ (Тамб.).

Бастр ы г, бастр ы к и б а стрык, м. – ‘то же, что бастрак’ (Южн.-Сиб., Вят., Пенз., Симб. И др.).

Бастр ы ка, ж. – ‘то же, что бастрак’ (Перм.).

Бастр ю к и б а стрюк, м. – ‘то же, что бастрак’ (Урал., Арх., Волог., Сев-Двин., Амур.).

Недалеко расстояние, а по-разному называли: там гнёт, а у нас бастрик. У нас бастрик, а на низу гнёт (Том.).

Вариант 2. Задание: приведите по 2 примера всех известных Вам типов диалектных лексических различий, используя материалы предложенных словарей.

 

Для анализа студентам предлагаются следующие словари:

1. Вершининский словарь / Гл. ред. О.И. Блинова. – Томск, 1998 – 2002. – Т. 1 – 7.

2. Полный словарь сибирского говора / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 1992 – 1995. – Т. 1 – 4.

3. Словарь русских народных говоров / Под. ред. Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова. – Л./СПб, 1965 – 2011. – Вып. 1 – 35.

2. Контрольная работа по теме « Типы диалектных словарей»

 

Задание: дайте полную характеристику предложенных Вам диалектных словарей с опорой на различные основания их классификации (объект, предмет, цель лексикографирования, способ представления лексики).

 

Для анализа студентам предлагаются следующие словари:

1. Архангельский областной словарь / Под ред. О.Г. Гецовой. – М., 1980 – 2011. – Вып. 1 – 11.

2. Богословская З.М. Словарь вариантной лексики сибирского говора / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 2000. – Т.1: А – К.

3. Вершининский словарь / Гл. ред. О.И. Блинова. – Томск, 1998 – 2002. – Т. 1 – 7.

4. Мотивационный словарь сибирского говора / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 2009 – 2010. – Т. 1 – 2.

5. Мотивационный диалектный словарь: Говоры Среднего Приобья / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 1982 – 1983. – Т. 1 – 2.

6. Полный словарь сибирского говора / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 1992 – 1995. – Т. 1 – 4.

7. Полный словарь диалектной языковой личности / Под ред. Е.В.. Иванцовой. – Томск, 2007 – 2012. – Т. 1 – 4.

8. Словарь образных слов и выражений народного говора / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 1997; 2-е изд. испр. и доп. Томск, 2001.

9. Словарь просторечий русских говоров Среднего Приобья / Под ред. О.И. Блиновой. – Томск, 1977.

10. Словарь русских народных говоров / Под. ред. Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова. – Л./СПб, 1965 – 2011. – Вып. 1 – 35.

11. Словарь русских старожильческих говоров средней части бассейна р. Оби / Под ред. В.В. Палагиной. – Томск, 1964 – 1967. – Т. 1 – 3.

12. Частотный мотивационный словарь: Говоры Среднего Приобья / Сост. О.И. Блинова // Мотивационный диалектный словарь: Говоры Среднего Приобья – Томск, 1983. – Т. 2. – С. 321 – 353.

 

3. Контрольная работа по теме «Фонетика. Предударный вокализм после твёрдых и мягких согласных в акающих и окающих говорах»

 

Задание: доказательно охарактеризуйте тип предударного вокализма после твёрдых и мягких согласных в предложенных Вам текстах из «Практикума по русской диалектологии».

Вариант 1. Текст № 1, текст № 12.

Вариант 2. Текст № 3, текст № 17.

Вариант 3. Текст № 5, текст №. 14.

Вариант 4. Текст № 4, текст №. 8.

Вариант 5. Текст № 11, текст №. 31.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: