ГЛАВА 1. Понятие адвокатуры и ее назначение




Введение

 

Адвокатура - совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще всего в коллегии адвокатов с целью оказания юридической помощи населению, включающую участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и др. лиц, отстаивающих свои интересы.

Адвокатура - самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных органов и органов управления.

Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав свобод и интересов физических и юридических лиц.

Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом.

Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.

В данной работе рассмотрен вопрос на тему: «Понятие и значение адвокатуры».

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли адвокатуры в системе права РФ.

ГЛАВА 1. Понятие адвокатуры и ее назначение

 

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, имеющее своей задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов [11].

Квалифицированная юридическая помощь в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации гарантируется каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы закреплена на высшем законодательном уровне. Адвокатура в данном случае выполняет двойное назначение. С одной стороны, будучи институтом цивилизованного гражданского общества, она входит в качестве важнейшего структурного элемента в механизм социального контроля за деятельностью государства, с другой — по согласованию с доверителем осуществляет защиту конкретных лиц.

В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указано, что адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В современном мире все большее влияние на развитие цивилизации оказывают не «силовые» методы управления обществом, а гармоничное развитие индивидуума, что обусловливает развитие институтов гражданского общества, таких как общественные организации, союзы, семья, школа, наука, искусство, религия. Поэтому отнесение адвокатуры к одному из институтов гражданского общества свидетельствует о признании государством необходимости существования данного важного регулятора социальных отношений.

Законность является общеправовым принципом, который применительно к различным отраслям права и различным сферам приложения закона приобретает специфическое содержание. Законность как принцип организации и деятельности адвокатуры содержит следующие положения. Адвокатура, адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством. Адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение. С другой стороны, адвокаты имеют право на то, чтобы в отношении них поступали соответствующим образом, т.е. чтобы надлежаще и своевременно выполнялись все законные требования адвокатов, возникающие в связи с их профессиональной деятельностью.

Все законодательные акты, которые касаются организации и деятельности адвокатуры, можно условно подразделить на две группы.

· Первую группу составляют законы, которые непосредственно регламентируют вопросы, связанные с созданием и функционированием адвокатуры как института гражданского общества. К ним прежде всего относится Конституция РФ в части, устанавливающей право человека на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), определяющей, что вопросы адвокатуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «л» ч. 1 ст. 72) и др. Наиболее содержательным актом, регламентирующим вопросы организации и деятельности адвокатуры, является Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Многие положения, непосредственно касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы России и имеют приоритет над внутренним законодательством.

· Ко второй группе относятся все законы и не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам подзаконные нормативные правовые акты, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности. Это как кодифицированные акты (ГК РФ, ГПК РФ, УК РФ, УПК РФ и др.), так и иные федеральные законы, которые применяются адвокатами при оказании помощи в конкретных ситуациях.

Независимость — это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование адвокатских образований, а также профессиональная деятельность адвоката не связаны с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. Такая независимость обусловлена спецификой института адвокатуры, являющегося важной составной частью гражданского общества.

В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 г. к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, а также равных и неотъемлемых прав всех людей, наряду с иными правилами отнесено требование независимости адвокатов, в частности в том, что касается условий их приема на работу и практики.

Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность адвоката со стороны любых лиц.

Суд не вправе давать адвокату указания относительно необходимости совершения тех либо иных действий иначе как в порядке, установленном законом, обсуждать действия адвоката, давать им оценку как правильным или неправильным. Суд не должен влиять на позицию адвоката как путем убеждения, так и посредством угроз (например, принять решение в пользу противной стороны, привлечь адвоката к юридической ответственности и т.п.). Такие действия суда не могут быть оправданы его стремлением обеспечить состязательность процесса, защитить права и законные интересы другой стороны и любыми иными доводами. Отказ в удовлетворении ходатайства суд должен производить в корректной форме, с тем чтобы у сторон и присутствующих в зале суда граждан не создалось впечатления о наличии у суда властных полномочий по отношению к профессиональной деятельности адвоката.

Независимость адвоката от прокурора выражается в том, что надзорные полномочия прокуратуры не распространяются на профессиональную деятельность адвоката. Прокурор не вправе давать адвокату любые указания, советы — как в устной, так и в письменной форме. Если адвокат осуществляет защиту подозреваемого, обвиняемого, прокурор не должен «очернять» перед адвокатом его подзащитного, с тем чтобы в моральном плане лицо выглядело перед адвокатом в невыгодном свете.

В суде прокурор, высказывая возражения против позиции стороны защиты, должен вести себя вежливо, корректно, не умалять адвоката перед своим доверителем, а равно перед находящимися в зале суда гражданами. При наличии подобных действий суд должен принимать меры реагирования.

Будучи наряду с прокурором представителями стороны обвинения, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель не вправе вмешиваться в деятельность адвоката, при производстве следственных действий делать ему замечания, обсуждать в присутствии защитника и его подзащитного избранную ими тактику защиты, демонстративно отказывать адвокату в его законных требованиях. Эти же действия недопустимы и в отношении адвоката, который является представителем потерпевшего.

Принцип независимости включает в себя и правила взаимоотношений в структуре адвокатских образований. В законодательстве не предусмотрено каких-либо форм воздействия на адвоката со стороны адвокатского сообщества (указаний, поручений, рекомендаций и т.п.). Более того, адвокат при осуществлении своей деятельности не зависит от каких-либо внешних условий.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры не должны вмешиваться в производство по конкретному уголовному делу, гражданскому делу, делу об административном правонарушении. Они не вправе давать советы без просьбы самого адвоката. Даже если такая просьба поступила, совет имеет неофициальный, сугубо рекомендательный характер и не служит обязательной программой действий.

Самоуправление как принцип организации и деятельности адвокатуры представляет собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатских сообществах. Поскольку адвокатура представляет собой сообщество адвокатов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, самоуправление является органически необходимым составным элементом механизма функционирования адвокатуры. Самоуправление находит свое выражение в том, что деятельность адвокатских образований осуществляется на основании решений органов адвокатской палаты, которые были созданы в установленном законом порядке. Все решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции). Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Однако все исполнительные органы адвокатской палаты подотчетны и подконтрольны общему собранию (конференции) адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Корпоративность — это принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию. Корпорация (от лат. corporatio — «объединение, сообщество») — общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. Корпоративный (производное от корпорации) — узкогрупповой, обособленный (например, корпоративные интересы). Применительно к адвокатуре эти положения приобретают особый, специфический смысл. Лица, наделенные статусом адвоката, действуют на определенной территории, будучи объединенными в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. Единство в рамках палаты обеспечивает особый характер взаимоотношений между адвокатами. Они должны строиться на основе уважения исходя из приоритета общих ценностей и интересов. Каждый адвокат при взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления должен не только оказывать помощь своему доверителю, но и выступать в качестве структурной ячейки адвокатского сообщества, действовать в его интересах.

Все вопросы, коллегиально обсуждаемые в рамках адвокатских образований, а также в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате, должны разрешаться исходя из их целесообразности для адвокатского сообщества в целом, с максимальной пользой для адвокатского образования того или иного вида, уровня. Органы адвокатского сообщества, действующие в период между собраниями (конференциями), принимают решения, направленные на усиление роли адвокатуры в гражданском обществе, осуществляют контроль за соблюдением корпоративных правил адвокатского сообщества. Одним из проявлений принципа корпоративности является возможность самого адвокатского сообщества разрешать вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью адвокатов. Квалификационная комиссия, большинство членов которой являются адвокатами, наряду с осуществлением иных полномочий вправе давать заключение о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката.

Равноправие — это принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, становится полноправным членом адвокатского сообщества. На адвоката в полной мере распространяется положение ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в соответствии с которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Объем предоставляемых адвокату прав не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Каждый адвокат имеет право на единообразное применение к нему действующего законодательства. Это положение относится как к применению закона в рамках осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности, так и в иных случаях. Адвокат вправе самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которой он будет осуществлять свою профессиональную деятельность.

Адвокат вправе свободно выражать свое мнение относительно всех вопросов, которые ставятся на обсуждение собрания (конференции) адвокатов, Всероссийского съезда адвокатов. Решения на собраниях, конференциях, съездах принимаются простым большинством голосов. Никто из членов адвокатского сообщества не имеет права привилегированного (кратного) голоса. Права всех адвокатов гарантируются равным образом.

Адвокатура, будучи независимой от органов государственной власти и органов местного самоуправления, постоянно и обширно взаимодействует с ними. Такие отношения базируются на признании за адвокатурой статуса самостоятельного и самоуправляемого профессионального сообщества.

В п. 25 Основных принципов, касающихся роли юристов (приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г., Гавана), указано, что ассоциации юристов сотрудничают с правительством с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

Содействие органов государственной власти заключается в обеспечении гарантий независимости адвокатуры, финансировании деятельности адвокатов, которые оказывают юридическую помощь бесплатно, а также в выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» данный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Среди прочих полномочий Судебный департамент наделен возможностью взаимодействовать с адвокатурой по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов (п. 20 ст. 6 данного акта). Такое взаимодействие заключается в обмене информацией о реально необходимом количестве адвокатов для обеспечения нормальной работы судов, а также о пожеланиях относительно качественного состава адвокатского корпуса. При этом ни одна из сторон взаимодействия не вправе диктовать другой стороне свои условия, директивными методами разрешать вопросы, находящиеся в совместном ведении.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведено принципиально важное отграничение адвокатской деятельности от предпринимательской. Данное правило обусловлено спецификой помощи, оказываемой адвокатами, а также коренными отличиями в механизме регулирования отношений, возникающих в рамках адвокатской и предпринимательской деятельности. Адвокатская помощь представляет собой комплексное воздействие на правоотношение с целью достижения результата, наиболее благоприятного для доверителя. Целью адвокатской деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В законе прямо установлены случаи, когда такая помощь обязательна. При отсутствии средств на ее оплату она может быть оказана на безвозмездной основе или оплачена за счет государства. В результате оказания такой помощи адвокат не извлекает прибыли. Данные положения полностью распространяются на коллегии адвокатов и иные адвокатские образования (адвокатские кабинеты, адвокатские бюро и юридические консультации). Цель же предпринимательской деятельности состоит именно в извлечении прибыли средствами и способами, не запрещенными законом. К предпринимательской, по содержанию максимально приближенной к адвокатской, относится деятельность по оказанию платных юридических услуг. Порядок осуществления предпринимательства регламентируется иными по сравнению с регламентирующими адвокатскую деятельность законами (ГК РФ, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.). Ввиду вышеперечисленных различий государство обеспечивает адвокатам особый порядок приобретения соответствующего статуса, гарантии их независимости, а также отличный от имеющегося у предпринимателей порядок уплаты налогов (ст. 226 НК РФ).

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

· работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

· нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение профессиональной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: