2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности малого предпринимательства
Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников финансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоотношений с российскими банками.
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ | ||||||||||
АМОРТИЗАЦИЯ | ||||||||||
ПРИБЫЛЬ | ||||||||||
СРЕДСТВА ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ | ||||||||||
КРЕДИТ | ||||||||||
БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА | ||||||||||
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ | ||||||||||
ВЫПУСК АКЦИЙ | ||||||||||
Рис.1.
Источники финансирования малых предприятий.
В приложении 3 представлены разные источники финансирования малых предприятий в России. Из данного приложения видно, как мал удельный вес предприятий, вынужденных опираться только на собственные ресурсы, и еще меньше предприятий, обращающихся к услугам небанковских посредников и частных лиц.
Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 1 представлены их разные источники. [7. c. 150]
При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки.
В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.
Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.
Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства.
При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск.
Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).
Еще один вид финансирования - участие в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.
Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов.
Большое внимание во многих странах уделяется развитию венчурного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.
Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.
Следующим видом финансирования является практика привлечения финансовых ресурсов через фондовые биржи.
В ряде стран (США, Великобритании, Франции и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний. [17. c.162]
В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет известную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.
Самое широкое распространение получил в последнее время лизинг - сдача в аренду инвестиций или потребительских товаров.
Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск.
Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.
Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы.
Следующее направление финансовой поддержки – франчайзинг - представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расширить свое производство с наименьшими затратами. А франчизи может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях. [9. c. 124]
Финансовые рычаги используются для перераспределения производительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.
Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана.
Зарубежный опыт показал, что очень эффективным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.
На данный момент почти все крупные банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.
Финансовую политику в отношении малого предпринимательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в особые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.
Суть налоговых мероприятий для стимулирования развития малого предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия, как указывалось выше, является одним из повсеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства.
На рис. 1 показаны внутренние и внешние источники финансирования предприятий, которые используются в развитых странах при создании и развитии нового небольшого предприятия. В качестве инвестиций по законодательству нашей страны, могут использоваться целевые банковские вклады, пан, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора.
Частью неформального рынка ссудных капиталов является одалживание денег у родных и знакомых. Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования.
Централизованные инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников.
В указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. предусмотрено выделение централизованных кредитных ресурсов и льготное кредитование приоритетных направлений развития производства промышленных товаров, товаров народного потребления и продуктов питания; образование при участии средств федерального бюджета специальных фондов поддержки малого и среднего бизнеса; страхование высокоэффективных программ с высокой степенью риска путем образования государственных страховых фондов и резервов. [50. c.9]
Согласно Федеральной программе поддержке предпринимательства, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г.
Фонд - это организационная форма управления, обеспечивающая аккумуляцию поступлений от федерального и местных бюджетов; отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д.
Главный принцип деятельности фондов – условие возвратности. Фонду предоставляется право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.
В настоящее время единственным источником фонда являются средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Но четкие механизмы контроля и поступления этих средств до сих пор не разработаны. Возникает необходимость ввести в Программу приватизации положение об обязательном направлении не менее 30% доходов от приватизации на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства. Было бы целесообразно также часть этих средств оставлять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. [8. c. 26]
До сих пор четко не определено, какие предприятия кредитовать в первую очередь - самые мелкие или те, которые уже достаточно развернулись. Нередки случаи использования кредитов в личных целях. Причиной этого является несовершенство законодательной базы в этом вопросе. Даже в условиях более стабильной экономики большинства развитых стран коммерческие банки не рискуют инвестировать в начинающие предприятия, а предпочитают кредитовать (и в основном на короткий срок) уже существующие предприятия малого предпринимательства, со стабильным коммерческим оборотом.
Следует признать, что на сегодняшний день реальным единственным внешним источником получения дополнительных средств является банковский кредит.
Учитывая риск, связанный с предоставлением кредита малым предприятиям, кредитные сделки чаще всего оформляется под какой-либо залог. Нельзя также забывать о том, что кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в ней в смысле выгодности. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании процентной ставки.
Для малых внешнеторговых организаций можно использовать такую форму кредитования, как форфейтинг. Под этим термином понимается кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные последним тратты (переводные векселя), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты труда импортер погашает свою задолженность. Прибегая к форфейтингу, экспортер получает возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить дебиторскую задолженность. Особенность форфейтинга состоит в том, что при покупке векселя дисконт является определенной величиной, и в течение всего срока кредитования не меняется, несмотря на изменения ставок на рынке капиталов. При этом экспортер может произвести точный расчет цены товара с учетом реальных расходов по привлечению средств.
При факторинговых операциях в случае неоплаты требований плательщиком последние переуступаются факторинговому отделу банка, и тот платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности. Преимущество состоит в том, что вопрос об оплате требования плательщиком полностью исключается из сферы внимания поставщика. На данном этапе все три вида банковского обслуживания развиты в нашей стране недостаточно из-за отсутствия во многих банках экономического анализа и экономического расчета, должного контроля за качеством обслуживания, а также из-за слабой методологической базы, отсутствия научной и справочной литературы и практического опыта осуществления факторингового, лизингового и форфейтингового обслуживания. Тем не менее, по мере развития рыночных отношений и законодательной базы, использование данных видов банковского обслуживания для предприятий малого предпринимательства станет все более необходимым.
В условиях повышенного экономического риска при предоставлении кредита совершенно необходим расчет кредитоспособности предприятия. Здесь используются различные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. приложение 4).
Однако применение этих показателей в нашей стране в настоящее время ограничено из-за различия принципов кредитования тех или иных предприятий.
Некредитоспособным предприятиям или фирмам с низкой степенью кредитоспособности необходимо предоставление ссуд на условиях высоких процентных ставок или страхования кредита.
На основании проведенных проверок коммерческому банку следует разрабатывать свой план финансирования малых предприятий, определяя объем и сроки их кредитования.
На рис. 2. представлен существующий порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки. [7. c. 163]
Обращение к коммерческим банкам как для получения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вклады, коммерческие банки обычно распола-
Составление досье клиента. Досье может касаться не только настоящего, но и будущего клиента. |
Разработка плана финансирования мелкого предприятия. |
Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов. |
Определение класса кредитоспособности предприятия. |
Определение ставки процента за кредит (ставка может быть постоянной или переменной). |
Расчет срока окупаемости кредита. |
Непосредственное решение о сроке кредитования. |
Определение регулярности возмещения кредита. |
Составление контракта (договор о возврате). |
Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта. |
В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта - организация взаимопомощи в исправлении создавшегося положения. |
Рис. 2.
Порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки
гают необходимыми внутренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.
Однако в настоящее время коммерческие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды на короткие сроки (овердрафт).
Для того, чтобы заинтересовать банки, необходимо принять дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малое предпринимательство.
Колоссальным источником возможностей в финансировании малых предприятий являются сберегательные банки, которые почти на половину завязаны на жилищное городское и пригородное строительство.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого предпринимательства является частное или спонсорское финансирование. Довольно часто над малой фирмой стоит частная крупная фирма, заинтересованная в результатах работы предприятия, берущая на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного ее освоения.
Основной плюс венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций. Кредитор рассчитывает на то, что новое предприятие, быстро достигнув стадии серийного производства новой продукции, станет приносить повышенную прибыль.
Но венчурного кредитование не получило пока широкого распространения в нашей предпринимательской практике. Законодательство Российской федерации предусматривает возможность инвестиционной деятельности со стороны частных лиц, но следует отметить, что наличие индустрии венчурного капитала служит признаком развитых рыночных отношений, чего еще нет в нашей стране.
Следующим источником внебюджетного финансирования малого предприятия может служить совместное инвестирование. При этом создаются специальные фирмы, участвующие в капитале мелких предприятий.
В нашей стране совместное инвестирование проводится путем оформления договора-подряда по финансированию какой-либо разработки.
Особого внимания удостаивается привлечение капиталов с использованием акций и иных ценных бумаг. Главным недостатком акционирования является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием самостоятельности. Сказывается то, что еще недостаточно проработан закон о ценных бумагах и их использовании. Коммерческие банки могли бы организовать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и мелким бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений, что позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь, и влияние крупного предприятия.
Исходя из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Для обеспечения поддержки малого предпринимательства необходимы следующие финансовые институты: ипотечный банк малого предпринимательства, тендерный цент малого предпринимательства, стразовая компания малого предпринимательства, депозитная компания малого предпринимательства и инвестиционная компания малого предпринимательства. Цели их создания и задачи представлены в приложении 5.
2.2. Лизинг оборудования для малого предпринимательства.
Лизинг является одним из элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих развитие малого предпринимательства. Однако механизм воздействия фондов поддержки малого предпринимательства, агентств, информационных центров, лизинговых компаний и др. не отработан. Чаще всего он складывается стихийно.
Операции по лизингу с малыми предприятиями связаны с большим риском. Поэтому таким хозяйственным единицам должно уделяться большое внимание.
Следует помнить, что лизинговые операции с малыми предприятиями требуют особых стимулирующих мер. Круг таких предприятий должен быть четко определен, кроме того должна быть разработана взаимоувязанная система мер по стимулированию инвестиций в малое предпринимательство.
Необходимо отметить ряд преимуществ лизинга, делающих его весьма привлекательным:
1) лизинг предполагает полное кредитование по заранее оговоренным ставкам и не требует авансовых платежей;
2) малому предприятию гораздо легче получить оборудование по лизингу, чем кредит на его приобретение;
3) лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как при лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендателем соответствующую, удобную для него, схему финансирования.
4) уменьшается риск морального износа оборудования
В России лизингу присущи следующие черты:
- выбор лизингополучателем изделия и поставщика изделия, при заказе на имя лизингодателя;
- ответственность лизингополучателя за все риски технологического старения;
- исключительное право лизингополучателя на использование изделием;
- ожидание лизингодателем получения потока платежей, достаточного для возмещения полной первоначальной стоимости оборудования, процентных ставок, налогов и получения доход;
- в конце лизинга лизингополучатель может выкупить оборудование в собственность, продолжать арендовать оборудование по номинальной ренте, или действовать в качестве агента для лизингодателя, чтобы подготовить продажу или списание оборудования.
На сегодня в России существуют следующие типы лизинга:
Российский оперативный лизинг - лизингополучатель использует оборудование в течение определенного периода, когда поток платежей недостаточен для того, чтобы заново покрыть полную первоначальную стоимость оборудования. Лизингодатель берет на себя стоимость изделия в своем бухгалтерском отчете и обычно отвечает за риск старения и цену перепродажи. [24. c.18]
Возвратный лизинг - собственник имущества передает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли-продажи.
Лизинг по остаточной стоимости - применяется на уже бывшее в эксплуатации оборудование, поэтому объект лизинга оценивается не по первоначальной, а по остаточной стоимости. [24. c.16]
Мокрый лизинг - лизингодатель может предложить лизингополучателю набор услуг по эксплуатации оборудования. [24. c.15]
Раздельный лизинг - наиболее сложный вид лизинга. Используется при особо крупных и дорогостоящих сделках, охватывающих множество сторон или участников. Для него характерно многоканальное финансирование. [24. c.10]
Любую лизинговую сделку можно разделить на три этапа. Первый – это подготовительная работа, предшествующая заключению ряда юридических договоров. Это оформление заявки будущего лизингополучателя, подготовка заключений о кредитоспособности клиента и расчета эффективности лизингового проекта. Второй этап - это юридическое заключение лизинговой сделки. Третий - период использования объекта лизинга.
Предварительный отбор проектов осуществляется на основе установленных критериев, соответствующих стратегическим установкам лизинговой компании.
Наиболее важные законы и постановления, относящиеся к лизингу, которые были приняты в последние годы представлены в приложении 6. [25. c.158]
2.3. Выбор критериев эффективности лизингового проекта.
Выбор критериев эффективности является наиболее важным при заключении лизинговой сделки. Оценивая проект, необходимо дать ответы на следующие вопросы: соответствует ли проект целям и задачам компании, достаточен ли планируемый уровень прибыли, насколько велик риск потери вложенных средств? Для этого нужно разработать стратегический план компании, в котором должны быть ответы на эти вопросы.
Процесс обработки и анализа предложений должен включать следующие основные этапы:
1) предварительная экспертиза;
2) основная экспертиза;
3) заключительный анализ (принятие решения о финансировании).
Предварительная экспертиза проводится на базе предоставляемого лизингополучателем комплекта документов. Стандартный комплект включает в себя следующие документы: заявка на лизинг оборудования; паспорт предприятия; бизнес-план; копии учредительных документов; копии балансов предприятия - лизингополучателя; документы, подтверждающие права лизингополучателя на пользование производственным помещением, где предполагается установить оборудование; дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (заключения аудиторов и т.д.).
Предварительная экспертиза должна обладать следующими свойствами: многокритериальностью; минимальной трудоемкостью; минимальными затратами времени; возможностью привлечения независимых экспертов; возможностью получения интегрального показателя эффективности проекта, который позволит сравнивать проекты между собой.
Первоначальный отбор проектов осуществляется на основе формальных критериев, соответствующих стратегическим установкам лизинговой компании.
Для принятия решения об инвестировании капитала в производство нового продукта в процессе предварительной экспертизы необходимо охарактеризовать сам продукт, рынок, НИОКР и производство, а также юридические и финансовые аспекты.
Исходя из сложности проекта, можно привлечь разное количество экспертов. Оценку проекта на этапе предварительной экспертизы целесообразно проводить с использованием балльных оценок. Также, необходимо оценить значимость отдельных факторов для данного проекта.
Экспертизу следует проводить на основе заполнения экспертами стандартной анкеты, разработанной аналитической группой лизинговой компании.
B результате предварительной экспертизы рассчитывается интегральный показатель эффективности предложения, на основе которого принимается решение об отклонении проекта или о продолжении его рассмотрения.
Основная экспертиза проводиться инвестиционными экспертами, имеющими базовые знания в области финансового анализа и владеющими методами оценки эффективности инвестиций. В процессе основной экспертизы осуществляются проверка корректности используемых данных, расчет и анализ показателей эффективности инвестиций, платежеспособности и ликвидности, а также анализ чувствительности проекта по различным сценариям. По каждому из рассматриваемых проектов производится несколько вариантов расчетов с различными наборами входных данных, учитывающих оптимистичный и пессимистичный ход развития, проекта.
Показатели эффективности инвестиционного проекта можно разделить на две основные группы:
1) Показатели эффективности производственной деятельности, текущего и перспективного финансового состояния предприятия, реализующего проект.
2) Показатели эффективности инвестиций, расчет которых производится на основе данных плана денежных потоков (кэш-флоу).
Термин "Кэш-Флоу" используется для определения текущего остатка денежных средств на расчетном счете предприятия, план денежных потоков, основанный на методе "Кэш-Флоу", демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду. Но, в отличие от отчета о прибылях и убытках, который отражает только операционную деятельность предприятия, план денежных потоков содержит два дополнительных раздела: "Кэш-Флоу" от инвестиционной деятельности" и "Кэш-Флоу" от финансовой деятельности", из которых можно выяснить объемы и сроки инвестиций, форму финансирования предприятия. [24. c.134]
Любая закупка оборудования является инвестицией, поэтому следует оценивать ее на основе сравнения запланированной выгоды от эксплуатации приобретаемого оборудования с запланированными расходам. Вот почему далее следует рассмотреть расчет сроков окупаемости инвестиций.
Окупаемость - показатель, помогающий узнать, сколько времени потребуется фирме для возмещения первоначальных расходов. Срок окупаемости - это время, за которое поступления от использования оборудования покроют затраты на инвестиции. Срок окупаемости обычно измеряется в годах или месяцах. Для определения срока окупаемости чаще всего используют следующую формулу:
Initial Investment
PBP = -----------------------------------------------,
Annual cash inflow
где Initial Investment - сумма инвестиций (выплат);
Annual cash inflow – ежегодные поступления. [24. c. 132]
Показатель срока окупаемости достаточно нагляден, но он не учитывает ценность поступлений будущих периодов. Поэтому в качестве показателя эффективности проекта чаще используют дисконтированный период окупаемости (DPP).
Initial investment
DPP = -----------------------------------------------,
Discounted annual cash inflows
где Initial investment – сумма инвестиций (выплат);
Discounted annual cash inflows – ежегодные поступления с учетом дисконтирования. [24. c.114]
Показатель периода окупаемости достаточно хорошо характеризует риск проекта, однако он не отражает эффективность проекта после периода окупаемости и не может быть использован для определения прибыльности проекта.
Указом Президента РФ № 1929 от 17.09.94г. лизинг определен как "вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование... финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок". Исходя из данного определения, можно выделить следующие возможные виды лизинга: лизинг с правом выкупа, лизинг без права выкупа, лизинг без права выкупа с обязательством лизинговой компании продать объект лизинга после окончания срока договора по остаточной стоимости.
Кроме того, могут существовать два варианта в зависимости от способа приобретения объекта лизинга. Первый - когда объект лизинга приобретается на средства, полученные лизинговой компанией непосредственно из бюджета. Второй – когда объект лизинга приобретается на собственные средства.
2.4. Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства.
Для развития и поддержки малого предпринимательства необходимо совершенствовать налоговое законодательство и большое внимание уделять налоговым льготам для малых предприятий.
В высокоразвитых странах ставки налога на прибыль и на добавочную стоимость применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные налоговые ставки используются для привлечения предпринимателей в неразвитые районы.
Широко используются налоговые рычаги для стимулирования развития инновационного бизнеса и образования новых крупных фондов венчурного капитала. Например, в США мелкие инновационные фирмы для инвестиций рискового капитала пользуются налоговыми льготами, льготными кредитами, предоставляемыми специальными фондами в обмен на часть акций. Затраты предприятий, которые используются на развитие науки и техники, освобождаются от налогов до 65%.[46. c.22]
Существует еще и такая льгота, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли. За рубежом это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, сектор свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв устанавливается как в абсолютном, так и в относительном размере.
Вообще, следует заметить, что хотя система налоговых льгот в равных странах неодинакова, в основном она включает следующее: [26. c. 88]
- скидку налога на прибыль компаний в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство;
- скидку с налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;
- разрешение создавать за счет части прибыли фонды специального назначения, не облагаемые налогом;
- обложение прибыли по заниженным налоговым ставкам;
- дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль;
- создание не облагаемого налогом резерва;
- использование механизма ускоренной амортизации.
В России некоторые изменения для малых предприятий в налоговое законодательство произошли с принятием нескольких указов Президента в 1993 году. Указом № 2270 от 22 декабря 1993 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" предусмотрены дополнительные меры по налоговому, стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие и расширение производства, выделение из-под налогооблагаемой прибыли средств, направленных предприятиями на погашение кредитов банков на капвложения, освобождение от налогообложения прибыли банков, полученной от предоставления долгосрочных кредитов предприятиям.
Не облагается налогом часть прибыли предприятия, направляемая на строительство, на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии. В первые два года работы освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, а также производящие строительные материалы, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Третий и четвертый год указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки при условии, что выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). [11. c.24]
Льготу по налогу на прибыль имеют банки, предоставляющие ежеквартально не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям.
Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Однако следует заметить, что в целом все эти и другие изменения порядка и условий налогообложения малых предприятий не затрагивают принципиальной основы действующей налоговой системы России.
Действующая российская налоговая система строится на отношениях подчинения. Нормативные акты, которые регулируют отношения по уплате налогов его гражданами, не предусматривают все возможные ситуации, при возникновении которых предприятию надлежит платить тот или иной налог. Вот почему следует создать универсальную, по возможности гибкую налоговую систему, которая минимальным количеством норм будет качественно регулировать обширную область отношений и добиться соответствия созданной системы законодательству, регулирующему область гражданских и предпринимательских отношении.
Налоговая система может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научной политики, в связи с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии. При неопределенности налоги действуют бессистемно и усугубляют положение дел.
Непродуманное усиление налогового гнета не увеличит поступлений в бюджет, ведь предприниматель определяет благоприятные и неблагоприятные с точки зрения налогообложения виды хозяйственной деятельности, и гражданско-правовых договоров.
При существующей системе налоговых льгот, если нагрузка снята с одних предприятий, то она неизбежно ложится на плечи других.
Несовершенная налоговая система вынуждает предпринимателей уходить в «теневую» экономику. Это приводит к несоответствию провозглашенных и реально действующих правоотношений.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы.
Первая групп