ФГТ 4.12.2020
Тема: А. Н. Скрябин. Симфонические произведения
А) Читать о симфоническом творчестве Скрябина по учебнику.
Б) Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=WCobdccME0Y
Божественная поэма https://www.youtube.com/watch?v=X-COPtlevzw
Поэма экстаза Повторить музыку: https://www.youtube.com/watch?v=V4BG42JBa7g
Прометей или Поэма огня (Первое в мире цветомузыкальное произведение)
2. Письменный материал:
1. «"Божественная поэма" (это симф. №3) сочинена в Швейцарии в 1904 году. представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного "я")». Первая часть — «Борения», Вторая часть — «Наслаждения»: Третья часть, «Божественная игра»: Премьера симфонии состоялась в Париже в 1905 году. Она знаменует собой наивысший расцвет творчества композитора, передает «предгрозовое» состояние, охватившее Россию начала XX века.
Она представляет особенный интерес потому, что как бы соединяет раннего Скрябина с поздним. В ней богато представлены различные оттенки мировоззрения композитора, весь его путь от «отчаяния» к «оптимизму» и от разочарования в жизни к лучезарному экстазу. Впервые в ней используется тот громадный состав оркестра, который далее будет в дальнейшем.
2. «Поэма Экстаза». Создана в 1907 г., премьера в Париже на Дягилевских «Концертах русской музыки», Ссылка: https://www.belcanto.ru/scriabin_extase.html - о поэме Экстаза со стихотворным текстом автора. Как и в 3 симф, принцип сопоставления и взаимопроникновения предельно контрастных образов проводится здесь с еще большей остротой. Существуют условные названия мотивов: В начале во вступлении – тема «томления» у флейты. В роли главной партии сонатной формы выступает тема «мечты» у кларнета, (1’17”), связующей – «полета» (2’27”), побочной – «возникших творений» у скрипки соло (2’59”). Сфера заключительной партии - «ритмы тревожные», тема «воли» у трубы (4’14”) и тему «самоутверждения». В разработке появляется тема «протеста» у тромбонов (8’20”) и снова тема «воли» у труб (8’48”). После главной кульминации в конце произведения из темы «вздоха» вырастает тема «самоутверждения». Наибольшего напряжения и масштаба этот образ достигает в конце произведения, создавая картину вселенского ликования.
3. Поэма "Прометей"(«Поэма огня», 1910), в партитуру сам композитор впервые в музыкальном мире включил партию света и использовал в сочинении цветомузыку. Согласно замыслу, лучи прожекторов разных цветов должны были сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов…. «В основу «Поэмы огня» положен древнегреческий миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. Начало «Прометея» - образ первозданного мира, ещё не обретшего духовную жизнь. Здесь звучит знаменитый застывший «прометеев аккорд» - символ неразгаданной стихийности. Шесть звуков «прометеева аккорда» становятся основой развития поэмы. Из них вырастают образы «космического тумана», «созерцания, освещенного светом сознания», тревожные темы, отражающие дремлющий хаос.
Домашнее задание:
1. Читать учебник, конспект, смотреть и слушать видео.
2. Записать в тетрадь свой краткий конспект по письменному материалу.
Источники: 1. Сайт: https://resh.edu.ru/ и https://obrazovaka.ru/test/ 2. статьи в интернете. 3. Учебник
ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ
НЕОБХОДИМО ПРИНЕСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК 11.12.20 – УРОК В КЛАССЕ ПО РАСПИСАНИЮ
КТО НЕ ПРИСЛАЛ ЗАДАНИЕ ЗА КАКУЮ-ТО НЕДЕЛЮ, ПРИНЕСТИ ВСЕ ЗАПИСАННОЕ НА УРОК И ПОКАЗАТЬ ОЛЬГЕ МИХАЙЛОВНЕ
1. Устный материал: Тема: А.Н. Скрябин. Творческий путь. Форт.исимф. сочинения.
А) Читать биографию Скрябина по учебнику, устно отвечать на вопросы после биографии.
Б) Смотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=N9JLs58QQuM о творчестве
Смотреть и слушать : https://www.youtube.com/watch?v=V4BG42JBa7g
Прометей или Поэма огня(Первое в мире цветомузыкальное произведение)
https://www.youtube.com/watch?v=dNnQuUNwbqc Этюд ре-диез минор
2. Письменный материал:
а). Записать в тетрадь краткий план-конспект, где указать важные годы, важных людей и основные факты(примерно страница) по биографии и творчеству. Вам поможет ссылка:
https://uchim-klass.ru/biografiya/skryabin-aleksandr-nikolaevich
б). Записать данный конспект, сохранив цифры плана.
1. А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки, в оригинальности замыслов и идей (он создатель первого в мире цветомузыкального сочинения - поэмы «Прометей»).
2. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано.
3. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность, устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.
в). Сделать тест https://www.musnotes.com/for-students/5-7/3573/ с 1 по 8 вопросы.Фото результата прислать в ватсап.
Домашнее задание:
1. Читать биография Скрябина, отвечать устно на вопросы в конце биографии, смотреть видео.
2. Записать в тетрадь свой краткий конспект (учебник, просмотренные видео и ссылка), и напечатнный материал по пунктам. Сделать тест, фото всего письменного прислать в Ватсап или на почту.
Источники:
1. Сайт: https://resh.edu.ru/и https://obrazovaka.ru/test/ 2. статьи в интернете.3. Ольга Аверьянова: Отечественная музыкальная литература XX века: Учебник для ДМШ: Четвертый год обучения по предмету.
ВНИМАНИЕ! ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ ПРИСЛАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ: в ватсап 89045174117 или vrevg@mail.ru ДО: 1.декабря