Определение потребности в оборотных средствах. Показатели оборачиваемости оборотных средств. Пути повышения эффективности использования оборотных средств




Оборотные средства – это активы, которые представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме. Это денежные средства, необходимые предприятиям для создания производственных запасов на складах и в производстве, для расчетов с поставщиками, бюджетом, для выплаты заработной платы и т.п.

Оборотные средства предприятия постоянно находятся в движении, совершая кругооборот. Из сферы обращения они переходят в сферу производства, а затем из сферы производства вновь в сферу обращения и т.д. Кругооборот денежных средств начинается с момента оплаты предприятием материальных ресурсов и других элементов, необходимых производству, и заканчивается возвратом этих затрат в виде выручки от реализации продукции. Затем денежные средства вновь используются предприятием для приобретения материальных ресурсов и запуска их в производство.

Эффективное использование оборотных средств характеризуют три основных показателя:

коэффициент оборачиваемости определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах на средний остаток оборотных средств на предприятии:

 

,

 

где: Ко – коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты;

Рп – объем реализованной продукции, руб.;

СО – средний остаток оборотных средств, руб.

Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период (год, квартал). Увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

Коэффициент загрузки оборотных средств, обратный коэффициенту оборачиваемости, характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции:

 

,

 

где: Кз - коэффициент загрузки оборотных средств.

Длительность одного оборота в днях находятся делением числа дней в периоде на коэффициент оборачиваемости Ко:

 

,

 

где: Д – число дней в периоде (360, 90).

Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

В современных условиях первоочередная задача предприятий заключается в ускорении оборачиваемости оборотных средств. Это достигается следующими путями:

на стадии создания производственных запасов – внедрение экономически обоснованных норм запасов; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий к потребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах;

на стадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологий, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, роторных линий, химизация производства); развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом;

на стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие улучшения маркетинговой работы по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

 

3. Экономическое содержание и функции цен. Система цен на продукцию сельского хозяйства

 

Цена является основным ориентиром для сельхозпроизводителя в рыночной экономике. Так как от цены зависит, произойдет возврат издержек производства или нет. Получит сельхозпредприятие прибыль или останется в убытке. Экономически обоснованная цена по размеру должна обеспечивать каждому нормально работающему предприятию возмещение затрат и получение необходимой прибыли.

Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей:

валовой и товарной продукции;

ее себестоимости;

рентабельности;

прибыли;

выявление экономической эффективности отдельных отраслей и предприятия в целом.

Цена является одним из рычагов стимулирования производства наиболее качественной продукции, организации равномерного ее получения в течение года. С помощью цен распределяется и перераспределяется валовой доход между отраслями.

Экономика трактуется как «хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами». В рыночной экономике основными законами являются законы стоимости, экономии ресурсов, равновесия и конкуренции.

Проявление закона стоимости в рыночных отношениях заключается в равной взаимовыгодности для всех субъектов процесса товарооборота.

Взаимовыгодность обмена предполагает, что средняя цена товара, во-первых, должна отражать среднюю степень его качества; во-вторых, выровненный уровень издержек для данного товара.

Именно выровненный уровень качества и издержек является объективной основой, вокруг которой колеблется фактическая рыночная цена.

Закон экономии ресурсов предполагает постоянное улучшение качественных характеристик производимой продукции и услуг и снижение затрат на единицу потребительской стоимости.

Закон равновесия предполагает, что денежный объем товаров и услуг, предлагаемый на рынке к реализации, должен уравновешиваться размером платежеспособного спроса.

Закон конкуренции – один из важнейших законов рыночного хозяйства. Сущность его выражается в соперничестве товаропроизводителей за достижение лучших условий производства.

Цена на продукцию сельского хозяйства и товары, потребляемые отраслью, складываются в зависимости от того, какие связи между сельхозпредприятиями, торговыми организациями и потребителями они обслуживают. Система цена в условиях рынка должна состоять из трех основных элементов соответственно трем возможным каналам реализации продукции.

Свободные (рыночные) цены – складывающиеся под воздействием конъюнктурных колебаний спроса и предложения на рынке продовольствия и всех прочих факторов. По мере становления рыночной инфраструктуры на селе и преодоление ценовых диспропорций между отраслями АПК по этим ценам будет продаваться основная масса сельскохозяйственной продукции.

Государственные гарантированные закупочные цены. Эти цены применяются для закупки государством отдельных видов сельскохозяйственной продукции для удовлетворения своих минимальных потребностей, а также как цены государственной скупки, позволяющие сельскохозяйственным товаропроизводителям реализовать свою продукцию при неудовлетворительной конъюнктуре рынка. Рассчитываются государственные гарантированные закупочные цены на основе целевой цены.

Целевые цены – это желательный уровень эквивалентных цен. Они не гарантируются государством и не функционируют на рынке. Размер рентабельности для их формирования должен определяться исходя из нормы прибыли, достаточной для ведения простого воспроизводства, с учетом удорожающих факторов на промышленную продукцию и услуги села, темпов инфляции.

Целевые цены применяются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также для покрытия расходов, связанных с взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и других платежей. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, залоговых ставок при залоге продукции, а также при расчете дотаций и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законом.

Залоговые ставки - цены, по которым осуществляются государственные залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией. Они так же, как и гарантированные цены являются фиксированными и устанавливаются государством, индексированные в том же порядке, что и закупочные (гарантированные).

Для косвенного регулирования определяются рекомендуемые цены. Они служат ориентиром для субъектов рынка и применяются ими абсолютно добровольно. Применение ориентированных цен в настоящее время, например, является необходимым. Рекомендуемые цены определяются путем соглашения между всеми заинтересованными организациями, включая общественные.

Для поддержания эквивалентности межотраслевого обмена и регулирования его пропорций государство может устанавливать также лимитные цены и тарифы (цены верхнего предела) на материально-технические ресурсы и услуги для села. С учетом сложившегося уровня монополизма в ресурсосберегающих отраслях и трудностей с реализацией их продукции для сельского хозяйства такая мера регулирования сегодня необходима.

В целях поддержки отечественных сельских товаропроизводителей целесообразно применение пороговых (защитных) цен. Они рассчитываются на основе средних цен реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции внутри страны и служат для определения фиксированных таможенных пошлин и переменных таможенных сборов.

Наряду с этими ценами в рыночной экономике широко используют цены: мировые; базисные; справочные; трансфертные; розничные.

Мировые цены используются для приобретения товаров в условиях импорта или экспорта. Они ориентируются на цены ведущих в мире товаропроизводителей и поставщиков продукции.

Базисные – применяются в качестве исходных на предварительных сделках и могут корректироваться с помощью скидок и надбавок.

Справочные – отражают уровень цен по фактически заключенным сделкам за прошлый период или по другим поставщикам данной продукции.

Трансфертные цены – это разновидность цен, применяемых при расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпораций. Сфера применения трансфертных цен распространяется на поставки полуфабрикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий.

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем продукции. В их основе лежат оптовые цены и цены приобретения товаров предприятиями розничной торговли. К ним прибавляют торговую наценку, за счет которой покрываются издержки обращения и обеспечивается определенная прибыль.

 

Задача

Определить затраты труда на 1 ц продукции по отдельным видам продукции и сделать вывод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: