Вдох - процесс активный, вызван расширением грудной полости. Механизм вдоха заключен в следующем: сокращаются мышцы, происходит некоторое поворачивание и поднятие ребер, что влечет за собой увеличение грудной полости как в переднем, заднем, так и в боковом направлениях. За счет опускания грудобрюшной преграды (диафрагмы) объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. Воздух поступает в легкие - происходит вдох.
Выдох - процесс пассивный, связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием ребер и уменьшением за счет этого размеров грудной клетки. При выдохе диафрагма расслабляется, брюшные органы, давящие на нее снизу, делают ее купол более выпуклым, грудная полость в вертикальном направлении уменьшается, вытесняя воздух из легких.
Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие - при выдохе. Наиболее интересная из этих мышц - диафрагма, так называемая мышечная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Диафрагма участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она расположена между легкими и брюшной полостью и разделяет их. В то же время диафрагма связана с другими внутренними органами. К ее центру приращена околосердечная сумка. Через отверстия из грудной полости в брюшную проходят аорта, пищевод и нижняя полая вена.
Есть ли различия между нетренированным и воспитанным дыханием? Да, есть.
При нетренированном дыхании ритм следующий: вдох, выдох, пауза, после чего делается новый вдох. Причем, вдох и выдох почти равны - выдох на одну секунду длиннее вдоха.
При тренированном дыхании вдох должен быть коротким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается задержка дыхания, необходимая для активизации голосовых связок, затем происходит медленный выдох. Для этого нужно, чтобы диафрагма, как можно эластичнее, делалась куполообразной, а грудная клетка при выдохе не слишком быстро спадала.
|
Развитое дыхание характеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплотнением, расширением межреберных мышц грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.
Рекомендуется научиться соразмерять количество вбираемого воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, чтобы было приятно, никогда не переполнять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воздух, имеющийся в легких, до конца не выдыхать.
Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.
Существуют различные типы дыхания:
• ключичное (плечевое) - во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких; средняя и нижняя части, межреберные мышцы остаются в бездействии;
• грудное - во вдохе участвуют верхняя и средняя часть легких; межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами;
• боковое (реберное) - расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости; этот тип дыхания необходим спортсменам, занимающимся борьбой;
• брюшное (диафрагматическое) - развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой;
• смешанно-диафрагматическое - объединяет диафрагматическое и боковое типы дыхания. Доказано, что в ораторском искусстве, в работе педагогов и актеров драматических театров этот тип дыхания самый приемлемый;
|
При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следующие элементы дыхательного процесса:
• сокращение диафрагмы: при вдохе она выпрямляется,
становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные верхние стенки живота несколько выпячиваются вперед;
• небольшое расширение грудной клетки внизу и в середине: легкие заполняются воздухом, и грудная клетка используется как резонатор;
• подтягивание нижних мышц брюшного пресса: это делается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии; легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.
Упражнения для укрепления дыхания
Упражнение 1
Обучающийся, стоя, кладет правую руку на диафрагму и делает свободный выдох. При этом диафрагма сокращается, и рука невольно идет вслед за ней, несколько вдавливаясь внутрь. После этого - свободный вдох, причем, рука так же идет вслед за идущими немного вперед диафрагмой и животом.
Вдох и выдох в этом упражнении одинаковы. Обычно после упражнения бывает легкое головокружение.
Рекомендуется не перегружать организм воздухом при вдохе, при выдохе оставлять некоторый запас его в легких.
Упражнение усваивается обычно после двух занятий.
Упражнение 2
Берется вдох диафрагмой. Межреберные мышцы грудной клетки расширяются. После этого воздух задерживается на секунду, затем при выдохе межреберные мышцы грудной клетки расслабляются. Уменьшение грудной клетки влечет за собой и уменьшение объема легких. Диафрагма расслабляется и становится опять куполообразной.
|
Для закрепления упражнения достаточно двух занятий.
Упражнение 3
Объединяет все три элемента вдоха.
Встать в исходное положение и опустить левую руку вдоль корпуса. Положить правую руку на область диафрагмы и произвести свободный выдох на звук ССССССС или беззвучно, примерно на пять секунд по счету.
Упражнение вырабатывает умение сознательно владеть в отдельности диафрагмой, межреберными мышцами и мышцами брюшного пресса.
Упражнение 4
Сделав полный вдох, считайте вслух до 5, 7, 8. После последней цифры следует добирать воздух при вдохе только одной диафрагмой. Вдох берется быстро, в течение одной секунды, а выдох длится 5, 7, 8 секунд и более.
Задерживаться на упражнении со счетом не стоит. После него можно перейти к тренировке дыхания на пословицах и поговорках в медленном темпе.
Упражнение 5
Для произнесения поговорки, пословицы рекомендуется встать, сделать беззвучный небольшой выдох, взять вдох по трем элементам (с помощью диафрагмы, межреберных мышц, брюшного пресса) и произнести фразу, соблюдая при этом правила дикции, например: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слышать». После произнесения текста следует сделать добор дыхания. Дыхание берется только диафрагмой.
Упражнение необходимо периодически повторять.
Упражнение 6
Взяв дыхание в медленном темпе, один раз произнесите фразу: «Правда хорошо, а счастье лучше». Добрав дыхание, произнесите эту фразу дважды и чуть быстрее. Учитывая индивидуальные данные обучающегося, можно пользоваться и более сложными предложениями.
Использованная литература:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1972.
2. Правильность русской речи: Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Крысина. - М.: Наука, 1965.
3. Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р. И. Аванесова - М.: ГИС, 1960.
4. Словарь для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. -М.: Советская энциклопедия, 1971.
5. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В Лехина. - М.: Советская энциклопедия, 1964.