Руководитель Портная О.В.




Тема: изобретение керамики, ткацкое дело.

Цель: изучение особенностей ведения хозяйства.

Задачи:

1. Образовательные: формирование знаний о достижениях эпохи неолита.

2. Воспитательные: прививать интереса и уважения к прошлому.

3. Развивающие: развивать умения выделять главное, делать выводы.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Оборудование: тетрадь, ручки, карандаши, раздаточный материал, экран, проектор и т.д.

Основные понятия: археологические культуры,

Мотивационный аспект

Изучение особенностей хозяйства человека эпохи неолита.

Изучение нового материала

Уже в эпоху неолита керамика становится неотъемлемым атрибутом
практически всех археологических культур. С переходом человека к оседлому образу жизни керамика стала получать всё большее распространениеПо одной из гипотез, прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетённая из лыка и веток, обмазанная для прочности глиной.Керамика повсеместно изготавливалась из керамического теста, основой которого служили местные глины. В него добавлялись различные примеси, которые предохраняли изделия от растрескивания при обжиге. Состав таких примесей был различен: это могли быть тальк, асбест, песок, толченая ракушка, дресва, различные растительные остатки. Разные примеси были характерны для определенных территорий и временных периодов. Использование определенных примесей становилось со временем местной культурной традицией. Следует подчеркнуть, что у земледельческих племен такой примесью обычно служила солома доместицированных злаков. После приготовления керамического теста (глина + отощитель) начиналось ручное изготовление сосуда, в основном, двумя способами – выбиванием или при помощи техники налепа (ленточным способом). Последний способ состоял в последовательном прикреплении друг к другу, кольцами или по спирали, лент или жгутов-налепов, наращивавших высоту изделия. При достижении нужной формы изделие заглаживалось, орнаментировалось и обжигалось.

Орнамент наносился при помощи разнообразных гребенчатых штампов, лопаточек, палочек, трубочек и пр. Кроме того, применялась роспись минеральными красками. Орнаментом, как правило, покрывалась внешняя поверхность сосуда целиком или частично, зонами, но иногда его элементы переходили и на внутреннюю поверхность. Как правило, орнамент подчеркивает верхнюю и наиболее выпуклую части сосуда, а также днище.

Орнаментация керамической посуды – один из важнейших признаков, по которому производится различение археологических культур неолита, определение культурной принадлежности того или иного комплекса. По форме, технологии изготовления и орнаментации неолитические сосуды северных областей резко отличаются от сосудов южной зоны, заселенной земледельцами и скотоводами. Для орнаментации керамики лесной зоны характерны рельефные – прочерченные, накольчатые, вдавленные – орнаменты. На поселениях ранних земледельцев как правило присутствует расписная керамика. Однако эти различия не так четки в пограничных областях – вследствие культурных контактов или смешанности древнего населения.

 

Археологические исследования показывают что изначально
первобытные орнаменты наделялись магическим значением. В основе
их лежала условно-схематическая передача явлений природы – вода,
луна, солнце, огонь, ветер. В дальнейшем нанесение узоров на изделие
стало носить уже просто декоративно прикладной характер.

Обжиг – один из самых важных факторов при изготовлении керамики хорошего качества требующей высокие температуры и равномерный нагрев, чего достаточно трудно достичь при помощи обычного костра. Вся ранняя керамика обожжена именно на костре, и только в развитом и позднем неолите появляются примитивные гончарные горны. Керамика, сделанная на гончарном круге, появляется очень поздно, при переходе к энеолиту, и только в протогородских цивилизациях Переднего Востока или Египта. Появление гончарного круга упростило процесс формовки изделий, позволив быстро изготовлять посуду с гораздо болеетонкими стенками.

Помимо посуды из глины делали лепные статуэтки людей и животных, украшения
и стройматериалы (кирпич). Люди экспериментировали с сортами глин
и примесей, с приёмами формовки и обжига, совершенствовали
технологии производства, качество черепка, а также всё больше
внимания стали уделять художественной ценности изделий,
оформлению росписи и цвету.

Представители разных стран и культур делали похожие изобретения
в стремлении получить прочную и красивую керамику. При этом, в
каждом из районов развития гончарного дела, ремесло имело свои
местные, локальные особенности.

Таким образом керамика принадлежит к древнейшим изобретением
человека и неотделима от его жизненно необходимых потребностей. А
появившись однажды она по прежнему остаётся неотъемлемой частью
нашей жизни. И не смотря на то что область применения керамики
сильно расширилась (её применяют в промышленности, науке,
искусстве, строительстве, медицине) мы точно так же как и древние
люди едим из керамических плошек, храним пищу в керамических банках
и наливаем жидкости в ёмкости из обожженной глины.

Ткацкое дело.

В эпоху неолита человеку удалось найти другие способы обеспечения одеждой помимо кожи и меха в ход шли материалы, изготовленные посредством ткацких станков с пряслицами и грузиками из мягкого камня. В это же время появилось и веретено, с применение которого решался вопрос прядения и наматывания нитей из крапивы, конопли, клещевины, хлопка, льна.Об этом говорят многочисленные находки грузиков для ткацких станов и пряслиц. Пряслица – маленькие круглые изделия из мягких пород камня, глины или других материалов, которые насаживались на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения

Веретено использовалось для прядения и наматывания нитей, которые изготовлялись из растительных волокон, получаемых сначала из дикорастущих растений – крапивы, конопли и пр., а затем и из культивированных – клещевины, хлопка, в позднем неолите – и льна. Нити натягивались на примитивный ткацкий стан и закреплялись с помощью грузиков, простейшим челноком протягивались поперечные нити. Переход к созданию более плотного материала – текстиля был подготовлен всей предыдущей практикой, так как еще со времен палеолита люди использовали самые разные растительные материалы для плетения и вязания.

Первые ткани, полученные из волокон, не сохранились только потому, что волокнистые материалы, как известно, не выдерживают длительного испытания временем. И все же ткани, «возраст» которых насчитывает не одно тысячелетие были найдены. Их находили прежде всего на обширных территориях Передней (Западной) Азии включающих группу природных стран, куда входят Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорье, Месопотамия, Аравийский полуостров и Левант. В пределах Передней Азии расположены азиатская часть Турции, Ирак, Афганистан, Кавказ, Израиль, Иордания и др.

Фрагменты самых древних тканей на земле были обнаружены в Чатал-Гюйюке – неолитическом поселении второй половины 7-го – начала 6-го тысячелетия до н.э. в Анатолии (Южная Турция), исследованном в 1961-1963 гг. Предполагают, что ткани были изготовлены приблизительно 6500 лет до н.э. В одном необычном захоронении в гробнице были обнаружены останки человека: его мозг был удален из черепа, а вместо него вложен кусок тонкой ткани. Первоначально она была определена как шерстяная, однако после тщательного исследования при помощи электронной микроскопии и сравнения с таким же исследованием древних тканей из Нумибии, из Центральной Азии было установлено, что ткань из Чатал-Гюйюка выработана из льна там же. В других захоронениях фрагменты тканей имели разные, отличительные друг от друга переплетения.

Считается, что в эту же эпоху ткачество, а следовательно и ткани, были известны в Месопотамии и далее в Центральной Азии, однако документальных сведений немного.

При раскопках в халдейском поселении Уре найдены остатки шерстяной материи (скорее войлока), которая служила подкладкой золотого шлема Мескаламадуга. Сохранились целые списки одежд периода IIIдинастии Ура, где на ряду с одеждой из войлока и из «травы» говорится о роскошной одежде, покрытой золотом и драгоценными камнями, об одежде мягкой и нежной, твердой и плотной. Изготовленная одежда там взвешивалась (одна из них, например, весила около 1300 г).

Древние вавилонские ткани отличались многоцветьем и сложным орнаментом. Об узорчатых тканях ассирийцев упоминает и Геродот. Представление об узорах тканей того времени дают, например, алебастровые барельефы, украшавшие стены дворцов Ниневии в VIIIвеке до н.э. При орнаментации тканей использовалась вышивка, а Плиний Старший утверждал, что именно в Вавилоне была изобретена многоцветная вышивка. Найденные при раскопках бронзовые и медные иглы свидетельствуют о том, что вышивка и шитье в Месопотамии были известны, возможно, ранее 1100 г. до н.э.

Самыми старыми из текстильных изделий Передней Азии можно считать также скифские ткани и ковры, найденные в оледенелых курганах Горного Алтая. Древнейшим в мире является шерстяной узелковый стриженный ковер Vвека до н.э., обнаруженный в пятом Пазырыкском кургане, выработанный по-видимому где-то в Персии или Мидии, и войлочный ковер, выполненный в технике аппликации. В том же кургане найдены ткани, покрывавшие войлочный чепрак и нагрудник и изготовленные на горизонтальном, ткацком станке с расположением вертикальных линий узора вдоль утка. Все ткани двусторонние, многоцветные, плотность по основе 22-26 нитей на 1 см. В ткани, покрывавшей чепрак, плотность по основе и утку 55 нитей на 1 см; на некоторых узорных участках – до 80 нитей на 1 см, ширина самой ткани составляет около 60 см. на нагруднике нашита полоска ткани шириной 5,3 см и длинной 68 см с плотностью по утку от 40 до 60 нитей на 1 см. на тканной полоске изображены идущие вереницей 15 львов, а по краям сделана кайма из чередующихся цветных треугольников. Однако техника ткачества этих тканей неизвестна, как неизвестно и ткацкое оборудование.

В отличие от Передней Азии многочисленные памятники культуры Древнего Египта дают довольно-таки полное представление о древнейших тканях в этой стране, и, начиная примерно с 3400 года н.э. проследить за развитием здесь ткачества несложно. Египетская приверженность к мумификации умерших, погребение вместе с ними большого числа предметов быта, благоприятные климатические условия Египта донесли до нас из глубины тысячелетий ценные и достоверные сведения о материальной и духовной культуре талантливого и трудолюбивого народа.

Качество узких тканей, которыми пеленали умерших, свидетельствует о том, что жители Древнего Египта обладали совершенным ткацким мастерством. При всем современном оборудовании невозможно добиться отдельных результатов, полученных когда-то древними мастерами. В некоторых тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на 1см, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе больше, чем 150 нитей на 1 см. например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на 1 см. линейная плотность (толщина) пряжи в этой ткани равна 0,185 текс (то есть масса 1 км пряжи составляет 0,185 г). Если рассчитать поверхностную плотность (массу 1 м2) такой ткани, то она составила была всего 5 г.

В египетских гробницах (около 2500 г.до н.э.) были найдены вырезанные из дерева и вылепленные из глины фигурки ткачей и сновальщиков за работой. (Такое снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор применяется некоторыми народами в ручном ткачестве, например, индейцами Центральной Америки в Гватемале).

Среди многочисленных настенных рисунков гробницы Хемотепа из Бени-Хасана (2000-1788 гг. до н.э.) есть несколько рисунков с изображением вертикального ткацкого станка и работающих ткачей, а также рисунков с изображением процессов выработки пряжи и подготовки ее к ткачеству.

Подобные рисунки найдены на стенах и в других гробницах XIIдинастии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIIIдинастии в Фивах, где был тоже обнаружен рисунок, изображающий ткущих женщин.

Египтяне умели вырабатывать ткани разнообразных структур. Из них делали одежду, делали драпировки, шили знамена. Основа, как правило, была крученой в два, три, иногда в четыре сложения, уток всегда был однониточным.

Геродот, посетивший Египет около 450 г. до н.э. сообщил, «что в этой стране женщины предоставили мужчинам управляться с ткацким станком в то время, как они занимаются торговлей. Другие нации ткут ткань сверху станка, а египтяне - снизу». Эта особенность египетского ткачества на вертикальном станке, вероятно основана на древней традиции и подтверждается изображением в одной из египетских гробниц в Тибесе (около 1500 г. до н.э.).

В Европе самые древние ткани были обнаружены при изучении неолитических свайных жилых построек и целых поселений, сооруженных на деревянных сваях у берегов рек, озер, в заболоченных местах. Впервые такие постройки были найдены в середине XIXвека на швейцарских и приалтайских озерах, позднее обнаружены в Дании, Германии. На территории бывшего СССР исследованы свайные постройки, относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени. Первое поселение было открыто зимой 1853-1854 гг. В результате холодной и сухой погоды уровень воды в альпийских озерах Швейцарии сильно понизился, и местные жители увидели остатки свайных жилищ, занесенных илом. При их раскопках и исследовании были обнаружены грубые ткани из лубяных волокон, шерсти и даже лыка. Некоторые ткани были раскрашены природными красками и орнаментированы стилизованными человеческими фигурками. Вполне уместно было предположить, что из некоторых этих грубо выделанных тканей люди могли делать одежду.

На рисунках с античного афинского лекифа (древнегреческий сосуд цилиндрической формы с вертикальной ручкой и узким горлом) запечатлены сцены работы с ровницей, укладывание готовой ткани, прядение веретеном, ткачество на станке и взвешивание пряжи. Эта роспись иллюстрирует этапы изготовления ткани, которым занимались хозяйки, ее рабыни или дочери (лекиф изготовлен в 560 г. до н.э.). Что касается более подробного и детального представления об этом процессе, то он почти не описан в литературе и по археологическим находкам о нем мало что известно. В эллинистический период ткани изготовлялись из шерсти и льна, кроме того, предполагается, что использовались привозной хлопок и привозной шелк. В производстве парусов и канатов применялась пенька и эспарто. Иногда в ткань одежды для умерших добавляли асбестовое волокно. Ткань красили, ткали из цветных ниток, украшали вышивкой, обшивали каймой. Простые ткани ткали в домашних условиях, иногда они шли на продажу; ткани же высокого качества вырабатывались опытными рабынями и рабами. Чтобы получить сукно хорошего качества, его надо было подвергнуть валке, а для этого требовалось не только специальное оборудование, но и определенные знания, навыки и опыт занятых в этом процессе рабочих. Что касается других технологических процессов изготовления тканей (прядение, окрашивание пряжи и пр.), то о них известно очень мало. Существовал ли здесь только тканный текстиль или наряду с ним был еще вязанный или плетенный, на этот вопрос ответить трудно, хотя известно, что артисты эллинистического периода всегда изображались одетыми в обтягивающие фигуру костюмы, а для охоты и рыбной ловли необходимы были плетенные сетки и сети. Текстиль изготовляли и для нужд армии. Образцов самих тканей сохранилось мало, исключение здесь составляет найденная в песках Египта так называемая коптская ткань, имевшая не всегда четко определенное происхождение и не высокое качество выработки. Сохранились льняные покрывала мумий или портреты мумий (известно, что для поясного портрета умершего требовался особый вид холста), но это лишь доказывает то, что ткани использовали для различных целей.

На территории России люди научились вырабатывать ткани на последнем этапе каменного века. Находки фрагментов тканей в Центральном районе страны, близ Мурома, после их тщательного анализа, показали, что им около 4000 лет. В Государственном Историческом музее хранятся кусочки древней ткани красного цвета из кургана на реке Кубань. Эта ткань датируется 2000-1500 гг. до н.э. Более поздние находки, выявленные в скифских погребениях, свидетельствуют о том, что скифы шили или очень узкие, или широкие рубахи и штаны из ткани, сверху надевали кожаную безрукавку. Для знати делали одежду из тонких тканей, украшали вышивкой и нашитыми золотыми бляшками. В курганах находили куски зеленых льняных, красных и коричневых шерстяных тканей, из которых была изготовлена нарядная одежда.

Древние ткани, дошедшие до нас, просты по структуре. Чаще всего они вырабатывались полотняным переплетением, характеризующимся тем, что с каждой нитью основы переплетается нить утка. Хотя находили ткани, выработанные и саржевым переплетением, в котором при каждом следующем прокладывании уточной нити ткацкий рисунок сдвигается на одну нить. Одним из древних переплетений, которое сейчас не применяется, соткана известная Туринская Плащаница.

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м и шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа, и, следовательно ей больше тысячи лет.

Много споров и сомнений возникло по поводу подлинности и древности Туринской Плащаницы. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, историки, химики и физики, искусствоведы и др. После многочисленных исследований, споров, симпозиумов и конгрессов все пришли к убеждению, что Туринская Плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии, в течение II-Iвеков до Р.Х. (т.е. до н.э.) и до конца I века по Р.Х. и получили название «дамаск». В более ранние и поздние времена они не известны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, хоронившего Христа, что отмечено в Евангелии («богатый человек из Аримафеи»), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка переднеазиатского вида.

Ткацкие ремесла возникли вместе с началом производственной деятельности человека и, развиваясь вместе с развитием техники в рамках различных общественных формаций, принимали различные формы. В соответствии со стадиями общественного разделения труда они обычно подразделяются на домашнее ремесло, ремесло на заказ, ремесло на рынок.

При первобытнообщинном строе господствовало домашнее ремесло. Но прежде, чем выработать ткань для одежды, надо было освоить технику прядения и ткачества (т.е. освоить ткацкую технику). Основным толчком к развитию ткацкого ремесла был переход к земледельческо-скотоводческой экономике и оседлый образ жизни. В связи с усложнением ремесленной техники и появлением новых отраслей производства, требующих участия профессионалов начинают выделяться ремесленники (прядильщики, ткачи, кожевенники, кузнецы и др.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: