Начало начал, духовно-нравственные основы жизни»
Час общения
Мероприятие подготовила и
провела учитель русского
языка и литературы
Бобровская Лилия Александровна
Крулевщина
2016
Час общения
(открытый диалог с приглашением
Учащихся, родителей, священнослужителя)
«Дом, семья, традиции –
Начало начал, духовно-нравственные основы жизни»
Бобровская Лилия Александровна,
учитель русского языка и литературы
211716 Витебская обл.,
Докшицкий р-н, ОС Крулевщина,
д. Слобода, д. 25
Т. дом.: 8-0215738615,
т. моб.: +375-297631740,
e-mail: liuy_1@mail.ru
Аннотация
Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, ищет совета и наставления на жизненном пути. Особенно теперь, когда в мире столько злобы и насилия. Важными на жизненном пути являются знания, полученные в школе, но без духовной поддержки люди часто сбиваются с правильного пути. Взрослые обязаны помочь детям найти истинный путь к добру. Главной задачей должно быть создание высоконравственной личности, крепкой семьи и сильного государства, с опорой на семейные традиции и духовные ценности. Этого достичь можно при взаимодействии школы, семьи, церкви. Школа воспитывает и даёт образование. Семья (самое древнее отношение и самое великое из всех человеческих, законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага) должна воплощать ум, мудрость, добродетель, ответственность и порядочность, заботиться, поддерживать и помогать друг другу, давать ребёнку духовно-нравственное воспитание, знания, житейский опыт жить в любви и согласии. Церковь учит жить по-христиански.
В нашем учреждении образования уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию, одной из важных составляющих которого является семейное воспитание. Воспитание в семье, на основе христианских традиций, традиций семьи, своего рода – главный аспект в развитии духовных, нравственных, гражданских позиций учащихся, как достойных граждан будущего своей страны. Именно этот принцип воспитания лежит в основе моей профессиональной деятельности, эти аспекты, как я считаю, должны быть главными в воспитательном потенциале каждого педагога.
|
Данный диалог-общение имел место в системе мероприятий по духовно-нравственному воспитанию среди учащихся 9-11 классов и их родителей, где и присутствующие учащиеся, и их родители, и священнослужитель попытались найти слова для понимания и объединения усилий в данном взаимодействии (Приложение 3). Беседы включала в себя такие составляющие, как дом, семья, родители, история рода, традиции, неразрывная связь поколений.
Разговор на данную тему никого не оставил равнодушным, затронул струны души каждого и вселил хоть маленькое, но всё же желание наладить взаимоотношения со своими родителями, найти общий язык с детьми, бабушками, дедушками, узнать свои корни, составить историю своего рода.
Разработка данного мероприятия «Дом, семья, традиции – начало начал, духовно-нравственные основы жизни» и литературно-музыкальная композиция «Мыслители разных стран и эпох об идеях мира и ненасилия» были опубликованы в журнале «Народная асвета», в № 4 за 2016 год и № 12 за 2015 год (электронное приложение к журналу). В журнале «Русский язык и литература», в № 11 за 2014 год, была напечатана разработка интегрированного урока русской и белорусской литератур в 11 классе «Что есть истина?» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В. Быкова «Знак беды»).
|
Дом, семья, традиции – начало начал,
духовно-нравственные основы жизни
(Приложение 1, слайд 1)
Из всех человеческих отношений семья —
самое древнее и самое великое.
Главные законы его – верность, любовь,
воспитание детей – служат самыми
прочными основами всякого человеческого
блага.
(Приложение 1, слайд 2)
Цель: углубить представления учащихся о доме, о ценности семьи и соблюдении добрых традиций; дать представления о православных семейных традициях, о взаимоотношениях между членами семьи, объединяющих родных и близких.
Задачи:
- раскрыть значение понятия «семейное начало», «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, основ семейных отношений, проведения праздников и сохранения традиций семьи;
- развивать навыки ответственного поведения в семье, ответственного отношения каждого члена семьи к благополучию всей семьи, выполнению обязанностей;
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким, сохранения традиций своей семьи для будущего ради.
Оформление: эпиграф, цитаты из сочинений учащихся по теме (Приложение 2), выставка старых семейных альбомов, высказывания о семье, презентация, видеоролики.
Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости, родители, учителя, мы рады сегодня приветствовать вас на нашей встрече, которую мы назвали «Дом, семья, традиции – начало начал, духовно-нравственные основы жизни».
|
У каждого человека есть своя семья, свой дом, то место, в которое человек будет возвращаться в мыслях всегда, где бы он ни был, как бы далеко ни забросила его судьба. Поэтому эпиграфом к нашему разговору не зря взяты слова: «Из всех человеческих отношений семья — самое древнее и самое великое. Главные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага».
И сегодня мы с вами попытаемся совершить путешествие по жизненным дорогам и ответить на вопрос: «Что же для каждого человека значит дом, семья, традиции в семье?»
Чтец. Дом, как известно всем давно, –
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом,
Это не дом.
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь.
Яростным, нежным, добрым и злым,
Еле живым…
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
(Приложение 1, слайд 3)
1-й ведущий. Все вы хорошо знаете эту букву. Она называется очень
просто: «ДЭ». А на что она похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «ДОМ». И это не случайно, ведь дом охраняет человека от всего злого, от всяческих бед. Он даёт тепло, уют, покой. Он оберегает нас от холода, дождя и ветра. В нём мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу. Дом для нас это и мать, и отец, и братья, и сёстры, и бабушки, и дедушки. Как видим, дом – это целый мир.
2-й ведущий. Для всех нас родительский дом – это то место, где
прошло детство. Та речка, что притягивала своей прохладой, и тот журавль, который пел свою песню над детской головкой. Это наше Начало.
1-й ведущий. Здесь мы впервые произносим слово «мама», делаем
свои первые, несмелые и неуверенные шаги. Мы смотрим вокруг себя и открываем для себя мир. Каждый человек просто начинает жить в своей семье, в своём доме.
2-й ведущий. Сначала нам казалось, что впереди ещё много-много
времени, и нам не надо думать о том, что когда-то придётся уйти из родного дома. Мы чувствовали себя частичкой огромного мира.
1-й ведущий. В нашу жизнь вливаются новые течения: школа, сосед по
парте, первые друзья, первая учительница и другие учителя, которые нас ведут от родительского порога в новую жизнь.
2-й ведущий. По этой дороге мы идём долгих одиннадцать лет. Многое
меняется за это время: мы переходим из класса в класс, одни люди уходят, другие остаются, мы получаем новые знания, новые представления о мире, о верности, дружбе, надёжности, чести, долге... Вместе с нами взрослеют и наши мечты.
1-й ведущий. Мы поняли, что мир не всегда прекрасен, что в нём
встречается подлость и обман.
2-й ведущий. Мы много пережили за это время. Многое узнали.
1-й ведущий. И вот теперь впервые за всю сознательную жизнь нам
трудно уяснить: что же такое родной дом?
Учитель: - Сегодня у нас в гостях родители, учителя, и этот