Преодоление депривации и фрустрации




Депривация (от англ. deprivation — потеря чего-либо) — общее обозначение для всех случаев эмоционального состояния и пове­дения, в основе которых лежит неудовлетворенность человека его жизнью. На русский язык это слово переводится также как «обез­доленность, лишенность, безысходность, потерянность, ненужность». Чехословацкие исследователи И. Лангмайер и 3. Матейчик депривацией называют состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен воз­можности удовлетворять свои человеческие потребности в доста­точной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное опре­деление находим у известного английского психолога Д. Хэбба: это состояние, связанное с биологически полноценной, но пси­хологически недостаточной средой.

Большинство исследователей выделяют три основных вида депривации: социальную, эмоциональную и сенсорную..

Социальная депривация в ее чистом дословном значении — это прежде всего материальная бедность, лишающая людей не только воз­можностей удовлетворить свои насущные потребности, но и на­дежды на будущее. Вместе с этим существуют и другие виды ли­шенности, обездоленности, неудовлетворенности, которые хотя и не имеют ярко выраженного материального неблагополучия, но по своим признакам и последствиям весьма напоминают депривационные симптомы. Лишение возможности заниматься любимым делом, дискриминация по расовому или националь­ному признаку, невозможность сделать карьеру, продвигаться по службе, быть самим собой, получить работу, иметь кварти­ру — это тоже депривация. Она в душе, в сознании, чувствах и поступках.

Как эмоциональное состояние, депривация особенно опасна: ведь это постоянная готовность человека совершить безрассуд­ное, противоправное или деструктивное действие для возмеще­ния своих эмоциональных потерь.

Сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) депривация — это эмоциональное состояние ребенка, лишенного родительской заботы, опеки, любви. Если ребенок не чувствует нежных прикос­новений своих родителей, близких, учителей, то он будет ощу­щать свою лишенность, обездоленность, ненужность. В несколь­ко суженном воспитательном значении сенсорная (эмоциональ­ная) депривация — это длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, продолжительная эмоцио­нальная изоляция. Многие авторы приравнивают понятие сен­сорной (эмоциональной) депривации к получившему широкое хождение понятию «отсутствие материнской заботы». В педагоги­ческом значении это, вероятно, еще и отсутствие надлежащего педагогического попечения.

Установлено, что главным для полноценного развития ребен­ка является удовлетворение потребности в любви и ласке. Без нее появляется депривация. Главный признак такого эмоцио­нального состояния — это постоянно гнетущее чувство ненуж­ности, безысходности, потерянности. Ребенок понимает, что он не такой, как другие дети, потому что родители не любят его, не хотят принимать. Он страдает и тогда, когда родители бедны, не могут дать ему то, что есть у других. Депривация — обычное со­стояние детей, у которых совсем нет родителей, детей из непол­ных семей, семей с малыми доходами, воспитанников детских приютов, домов, школ-интернатов. У одних она рождает подав­ленность, тяжелую депрессию, нежелание жить, у других — аг­рессивность, враждебность, желание отомстить. Депривация мо­жет проявляться в легкой форме, эпизодических вспышках (как мимолетная досада, зависть, например, по поводу краси­вой одежды), а может приобретать тяжелые формы постоянно гнетущей неудовлетворенности. По некоторым данным, различ­ными формами депривации страдает не менее 60% младших школьников.

Выделим понятия абсолютной и относительной депривации. Абсолютная депривация — это чувство лишенности, возникающее из-за отсутствия родительского тепла и ласки. Относительная де­привация — это чувство обойденности. Она возникает у ребенка тогда, когда он начинает сравнивать себя с другими детьми: сна­чала какие туфли и курточка, потом — какие украшения и сколь­ко денег дают родители и т. д. Причиной множества страданий современных детей является сопоставление себя с другими и сле­дующие из этого неутешительные выводы. Когда поднимается уровень благополучия, резко подскакивает и планка стандартов, по которым оцениваются достижения. Относительная деприва­ция — это восприятие и переживание своего положения как худ­шего по сравнению с положением других.

Аксиомой для нас будет утверждение: где депривация, там от­клоняющееся поведение.

Важными для развития депривации у современных детей явля­ются социальные условия. Видя распределение материальных благ среди людей, ребенок рано начинает испытывать душевный дискомфорт. Он не понимает, почему мама не может купить ему понравившуюся игрушку, коньки или футболку. Никто ему вра­зумительно не может объяснить, почему у Славика или Светы есть игровые приставки, а у мамы никогда нет денег. Сколько семей — столько способов выхода из подобных ситуаций. Разжи­гаемые рекламой, нарочитым шиком толстосумов детские страсти могут достичь высокого напряжения и даже стать неуправляемы­ми. Так, депривация начинает выражаться в зависти, стремлении каким угодно способом достичь желаемого. Чтобы вырваться из тяжелого для него положения, ребенок готов совершить любые радикальные действия. Это положение может быть вовсе не труд­ным, а вполне сносным и даже хорошим. В России нет повальной бедности, нет и условий для острой детской депривации. Дело в субъективных оценках, личных чувствах и эмоциональных пере­живаниях. То, как научили ребенка смотреть на мир, вещи, дру­гих людей, как его научили оценивать и сравнивать себя, свое по­ложение, станет главным в развитии его эмоционального состояния. Потому главный источник возникновения детской де­привации — это неправильное воспитание.

Отношение к миру ценностей, вещей, денег формируется воспитанием. Все зависит от того, как сориентирован человек в жизни, что он принял в свою душу. Можно быть абсолютно счастливым в бедности и глубоко несчастным в богатстве. Поэтому главный путь преодоления де­привации один — это воспитание.

Вот ребенок умирает от желания иметь игровую приставку к телевизору. А нужна ли она? На тысячах других примеров мы уви­дим, что то, из-за чего страдали, томились, погибали люди зачас­тую не стоит и выеденного яйца.

Что чувствует и переживает ребенок обездоленных родителей? Он не имеет того, что имеют другие дети. Подрастая, он начинает понимать, что у него нет ни больших способностей, ни особых та­лантов, ни финансовой поддержки, чтобы выбиться в люди. Как он будет поступать? Как и взрослый деприват. Отнять, присво­ить — первое желание, а если не получится, хотя бы сломать, ис­пачкать. Смириться, набраться терпения, проявлять безразличие и пассивность — тоже выход.

У девочек возникает депривация из-за роста, красоты, длины и цвета волос, нарядов, обуви, модных украшений. Мальчики подвержены депривации по причине своего происхождения, «крутых знакомств», одежды, модных аксессуаров. Обездолен­ными чувствуют себя те, кто не принадлежит к определенному кругу знакомств, фан-клубу и т. д. К слову говоря, возвеличива­ние через сопричастность, т. е. принадлежность к кругу знако­мых звезды, политика, спортивной команды, поп-группы — это один из острых и важных моментов переживания депривационного состояния.

Удивительно, но почти не возникает депривация по причине плохой успеваемости, недостатка способностей и талантов. Ни­кто особенно по этому поводу не волнуется и не переживает. Для «новых русских» это не имеет значения вообще. Вирусом обогащения и пренебрежения ко всем и ко всему заражены и их дети. Деньги — сильный источник депривации для обеспечен­ных детей.

Установлено, что внимание людей в усло­виях депривации постепенно смещается от более высоких по­требностей к низким.

По уровню проявления депривацию можно разделить на ост­рую (высокую), умеренную (среднюю) и незначительную (низ­кую). При низкой и умеренной депривации поведение детей остается в нормальных пределах. Естественные чувства зависти, неудовлетворенности, стремления выделиться подавляются здравым рассудком и надеждой через некоторое время взята верх. Помощь старших, наглядный пример скромной достой­ной жизни удерживают большинство детей от депривационш страданий.

Острую обеспокоенность вызывают дети-деприванты с де­структивным поведением. Деструктивным (от англ. distruction — разрушение) называется поведение, вследствие которого пор­тятся вещи и предметы, разрушаются нормальные человеческие отношения, омрачаются праздники и настроение, страдают люди. В основе деструктивного поведения взрослых и детей лежит нецивилизованный, плебейский принцип: если у меня нет, пусть не будет и у тебя; если мне плохо, пусть плохо бу­дет всем. Если у соседки по парте появился новый пенал с подмигивающими глазками, девочка-депривант непременно сломает его, порежет или испачкает. Новые кроссовки у маль­чика вызовут сильное желание отнять их. Будут украдены и выброшены на помойку красивые наклейки, карты и таблич­ки, испачканы сиденья парт, стулья и свежеокрашенные сте­ны, разбиты окна и шкафы — словом, испорчено все, что мо­жет стать объектом вымещения злобы, ущемленного самолю­бия депривата.

Часто для совершения актов разрушения детям-деприватам приходится совершать довольно трудную и большую по объему работу. Что чувствуют дети, совершающие деструктивные действия? Объяснить они не могут, чаще молчат. «Что-то меня внутри толкает», — сказал подросток, осквернивший могилы в группе себе подобных. Поражают нахальство, цинизм, изворотливость детей-деприватов, когда их застают за совершением деструк­тивных действий. На вопрос: «Что вы делаете?», обращенный к детям, пачкающим стену, юный нахал спокойно бросил: «Это мы играем в счастливое детство, рисуем». Все, выходит, совсем не просто: баловством, детской глупостью объяснить деструктивное поведение нельзя. Не могут объяснить свое по­ведение не только дети, но и взрослые, совершающие подоб­ные действия.

Острая депривация диагностируется по деструктивному по­ведению детей. Если в классе постоянные слезы, что-то лома­ется, портится, исчезает, то значит, есть дети, пытающиеся вы­ровнять свое эмоциональное состояние за счет ухудшения со­стояния других. По количеству деструктивных действий можно оценить уровень депривации в классе и школе в целом. Если он высокий, запускается программа антидепривационного вос­питания.

Умеренная депривация обычно сочетается с эмоциональными состояниями, вызванными другими причинами, и замаскирована ими. Она как бы присоединяется к педагогической запущенно­сти, асоциальной настроенности. Оценка уровня депривации в таких случаях может быть дана по уровню материального благо­получия семей. Если семья неполная или многодетная, есть без­работные, зарплата у работающих невысокая, то можно ожидать, что у детей из этой семьи будут проявляться признаки деприва­ции. Депривацией страдают почти все дети из приютов, колоний, детских домов, школ-интернатов.

Депривация у младших школьников может возникать как переживание своей невзрослости. «Тебе еще рано, ты еще ма­ленький, тебе нельзя» вызывают досаду, зависть и протест. Де­вочке-третьекласснице очень хочется надеть туфли на высоком каблуке, покрасить ногти, подвести брови. Мальчику-второ­класснику хочется каску и мотоцикл, купить и взорвать петар­ду, гулять допоздна на улице вместе со взрослыми ребятами, смотреть телевизор после девяти и т. д. Взрослые (и совершен­но правильно) не позволяют этого делать. В ответ слезы, исте­рика, бунт. Если найден верный тон, то подобные выходки удается обуздать и на некоторое время в доме воцаряется спо­койствие и тишина. Обычно помогает доверительный тон, рас­сказ мамы или папы, как они сами были маленькими, как им «все» запрещали родители и очень правильно делали. Потому они и выросли большими и здоровыми, не покалечились и не погибли. Пример, притча, басня, афоризм помогают достичь успеха. А вот неверно избранный тон, оскорбления, прямые и грубые запреты только усугубляют желание действовать напе­рекор.

При диагностике депривации следует учесть, что дети-деприванты чаще других сбиваются в группы, где их объединяет ка­кое-то общее увлечение. Для них также характерно возвеличи­вание через сопричастность, т. е. принадлежность к окружению кумира. Именно своим неуемным фанатизмом стремятся дети, и особенно подростки, разрушить тот ограниченный, скучный и тесный мир, в каком они находятся. Им кажется, что прикосно­вение к звезде, к своему кумиру автоматически придает вес им самим.

Какие же существуют способы помощи депривационным де­тям? Радикальный — это сделать так, чтобы каждый ребенок имел все необходимое. Но это утопия. А реальный путь — это воспита­ние разумного отношения, меры потребления. Воспитание разум­ного потребления благ началось еще в социалистические времена и было поддержано мировой педагогической мыслью. Научить людей сдерживать, обуздывать, контролировать свои неуемные и совершенно излишние потребности, разумно ограничивать жела­ния — это важная проблема во всех странах. Человек никогда не может и не будет иметь всего, чего захочет. Ресурсы ограничены, потому нужно жить скромнее, проще, без излишеств. Один за­брал, другому не досталось; вот и причина для раздоров, для кон­фликтов. Если все необходимое для жизни есть, то человек дол­жен чувствовать себя счастливым. Таковы основные положения концепции разумного потребления.

Но как научить этому детей, которые еще не могут контро­лировать желания разумом? Постепенно, настойчиво, на кон­кретных примерах и доступном для них уровне. Нужно начи­нать разговор о смысле жизни, о призвании человека, о воз­можностях удовлетворения его нужд. Пусть дети поймут, что в основе всего труд. Поведем разговор с ними о вечных и прехо­дящих ценностях, о необходимости жить всем людям в согла­сии, делать добро.

Для бесед можно использовать проверенные жизнью притчи, назидательные истории, басни, «Родное слово» К.Д. Ушинского, старые хрестоматии по детской литературе. Много ценного най­дет в них современный учитель.

Выбор новой России один: жить проще, скромнее. И не только у нас: весь мир должен умерить свои потребности, если хочет вы­жить. Детей нужно настоятельно приучать к мысли, что мы много себе позволяем, живем не по средствам, потребляем больше, чем следует. Эти призывы могут показаться странными, однако, поду­мав, подсчитав и взвесив, мы придем к выводу, что нужно дейст­вовать именно так. :

Следующее, на что будет постоянно обращать внимание учи­тель, — истребление зависти среди детей во всех ее видах. «Если ты имеешь необходимое, — будет поучать он, — не завидуй тому, кто имеет больше».

Учитель включит в программу коррекции игры на преодоление депривации. Пусть дети время от времени упражняются в умень­шении своих потребностей, обуздании своих желаний, снижении планки запросов и требований.

Итак, депривация — предмет особой учительской заботы. Педагог не может снять или отменить все факторы, вызы­вающие депривацию. Но он может и должен облегчить детям переживание этого эмоционального состояния. За рубежом распространилось определение «учитель-облегчитель, учитель-фасилитатор» (от англ. facilitate — облегчать). Это вос­питатель-гуманист, который облегчает эмоциональные со­стояния школьников. Такой учитель требуется и современ­ной российской школе.

Для работы с детьми

Коррекционная методика

Название: Я рад.

Форма, метод: Сочинение-самоотчет.

Цепь: Устранение депривационных чувств.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Учитель предлагает детям дописать сочинение, начинающееся словами: «Я рад, что я не...». Пусть дети напи­шут, что они рады, что не калеки, что имеют кусок хлеба, что одеты и обуты. Есть дом, есть мебель. Впереди целая жизнь. Пусть сравнят себя с теми, у кого этого нет, кому плохо или еще хуже.

Вариации: В зависимости от возраста и уровня деприваци­онных настроений.

Обработка результатов: Дети, которые сравнивают себя с теми, кому еще хуже, постепенно избавляются от деприва­ции.

Выводы: Накапливаются данные о настроениях и эмоцио­нальном здоровье детей.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — это внутренняя напряженность, обусловленная невозможностью осуществить свои намерения. Бывает острой и хронической.

Вот житейский пример острого фрустрационного состояния. Вы опаздываете на первую лекцию в своем колледже, а нуж­ный автобус, как назло, не подходит. Возникает неприятное чувство беспомощности, раздражения, досады. Появляется аг­рессивность. Вы мысленно ругаете водителя автобуса, который никуда не торопится, всю транспортную службу, злитесь на са­мих себя за то, что не предусмотрели срыва в графике движе­ния, что не пошли пешком, злитесь на весь белый свет. Но вот, наконец, автобус приходит, и напряжение начинает спа­дать.

Фрустрация — это глубокий эмоциональный кризис. В этом состоянии младший школьник способен совершить какие угодно поступки. Как показывают многочисленные исследования, фру­страция является одной из важнейших причин неврозов, невро­тических реакций, в которых озлобленность и раздражение зани­мают ведущие места. Фрустрация, как результат постоянных запретов и ограничений, способна порождать в ребенке агрессив­ные тенденции.

Депривация и фрустрация как эмоциональные состояния до­полняют друг друга. Ребенок испытывает депривацию, если он лишен чего-то такого, что обычно считается привлекательным или желанным; но только тогда ребенок может считаться фруст-рированным, когда он уже предвкушал удовольствие от облада­ния объектом своих желаний, но его ожидания не сбылись (Л. Берковиц, 1972).

Реальность далеко не всегда успевает за растущими потреб­ностями детей. Увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным усиливает фрустрацию. Действует правило исчис­ления фрустрации: она равняется ожиданиям за вычетом дос­тижения: Ф = О — Д.

Несмотря на стремительный рост доходов, американцы, опро­шенные в 1994 г., не считают себя более удовлетворенными жиз­нью, чем опрошенные в 1950 г. Хотя им хватает и денег, и еды, и вещей, процент «счастливых» даже снизился (У. Коупер, 1994). Это наводит на мысль, что депривация и фрустрация происходят не только по материальным причинам.

Фрустрация не является простым следствием депривации, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнями запросов и реальных достижений, возможностей их удовлетворе­ния.

Как утверждает видный американский психолог А. Маслоу (1908—1970), разрушительные силы в людях являются результа­том фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм, возникают в результате депри­вации и фрустрации потребностей. Причем потребности эти на поверку оказываются излишествами.

Фрустрацию нужно пережить с возможно меньшими поте­рями. Поэтому помощь детям со стороны взрослых сводится к тому, чтобы помочь им пережить боль и разочарование. Особых методов не существует. Человеческое участие, забо­та, любовь остаются проверенными и эффективными средст­вами.

К депривации и фрустрации ведут растущие запросы. Огра­ничить их можно только воспитанием. Ведь человек в своих стремлениях получить как можно больше ненасытен. Он спо­собен расстраиваться так сильно, как будто ему уже был га­рантирован выигрыш «джек пота» в лотерею. Объясните на этом примере детям тщетность примерных ожиданий, по­смейтесь вместе сними, учите их рассуждать реалистически. Раскройте смысл пословицы «Дурак фантазиями богатеет». Объясните несбыточность обывательского рассуждения: будь у меня побольше денег, я бы был счастливым, вел себя по-другому.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: