Разработка стратегии на предприятии




Производственная ситуация № 1

 

Хлебозавод № 1. — Это один из старейших хлебозаводов Москвы, введенный в действие в 30-х годах. Он был оснащен тремя кольцами Марсаковской системы по производству ржаных сортов хлеба большого развеса, мощностью 390 т в сутки. Эти кольца работают и в настоящее время. На них вырабатывается в сутки 80 — 90 т подового и формового хлеба из ржаных и ржано-пшеничных сортов муки.

В последние годы для расширения ассортимента хлебобулочных изделий на заводе были установлены четыре новые поточные линии с печами ПХС мощностью 100 т в сутки. На линиях производится в сутки 55—60 т батонов из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов.

На заводе работает также цех мелкоштучных изделий, в котором выпускается в сутки 2—2,5 т сдобных, диетических булочек мелкого развеса.

Динамика технико-экономических показателей хлебозавода № 1 представлена в таблице1.

На протяжении нескольких лет хлебозавод № 1 устанавливал — самые низкие среди всех московских хлебозаводов отпускные цен на хлебобулочные изделия. Цены на хлеб повышаются примерно 1 раз в два месяца — если повышают цены поставщики сырья. Однако при этом отпускные цены хлебозавода продолжают оставить минимальными. Хлебозаводы Подмосковья не являются серьезными конкурентами для завода, так как цены на хлеб у них примерно одинаковые.

Хлебокомбинат №2 — Это также один из старейших заводов Москвы, введенных в действие в 30-х годах. На нем было установлено шесть автоматизированных поточных линий с печами АЦХ мощностью 360 т в сутки формового весового хлеба большого развеса (от 1,3 кг и выше). Четыре из этих линий работают и в настоящее время. На них вырабатывается 50—60 т в сутки формового хлеба из ржаных и ржано-пшеничных сортов муки (Дарницкий, Бородинский, Ржаной и др.).

Для расширения ассортимента изделий на хлебокомбинате в последние годы установлены четыре новые поточные линии с печами ПХС-50 мощностью 100 т продукции в сутки. На линиях предусмотрено дежевое тестоприготовление с предварительной расстойкой тестовых заготовок. На новых линиях вырабатывается в сутки 50—60 т батонов из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов.

На хлебокомбинате построен новый цех мелкоштучных изделий, оснащенный современным технологическим оборудованием. В цехе вырабатывается в сутки 4,5—5,0 т сдобных, слоеных изделий развесом от 0,05 до 0,4 кг.

В новом пряничном цехе вырабатывается в сутки 1,5—2 т пряников различных видов и 0,5—0,7т печенья.

Разворачивается производство и сбыт различных видов тортов: «Птичье молоко», фруктовые и др. Готовится к пуску участок по выработке мармелада (на основе крахмала) и лукума в шоколаде.

Динамика финансово-хозяйственных показателей хлебокомбината № 2 показана в таблице 1.

Хлебокомбинат № 2 держит отпускные цены на хлебобулочные изделия примерно на среднем уровне среди других московских хлебозаводов. Руководство хлебокомбината очень серьезно относится к вопросу очередного повышения цен на свою продукцию, опасаясь возможной потери покупателей. Даже после повышения цен поставщиками сырья оно выжидает, когда его основные конкуренты повысят цены на хлеб — и только после этого повышает цены, опять удерживая их примерно на среднем уровне среди московских хлебозаводов

Серьезным конкурентом хлебокомбината являются заводы Подмосковья, поскольку их цены на хлеб на 8—10% ниже цен хлебокомбината.

Отпускные цены на пряники уже длительное время остаются неизменными, несмотря на неоднократное возрастание цен на сырье, тарифов на энергию. Имея относительно невысокие заказы торговой сети на эту продукцию, руководство опасается, что повышение цен негативно повлияет на существующие заказы. К тому же имеют место нарекания покупателей пряников на их качество. Нередки возвраты пряников из торговли, которые хлебокомбинат принимает по ценам, на 40% ниже своих отпускных цен.

Серьезную конкуренцию хлебокомбинату по пряникам составляют оптовые базы, которые предлагают торговым точкам эти изделия в широком ассортименте и по ценам на 20—25% ниже отпускных цен хлебокомбината.


Таблица 1 – Финансово-хозяйственные показатели

Показатели Един, измер. 20x1 г. 20х2г. 20хЗг. 20хЗг. к 20x1 г. 20x1 г. 20х2г. 20хЗг. 20хЗг. к 20x1 г.
1. Абсолютные показатели Хлебозавод № 1 Хлебокомбинат № 2
1. Объем продаж   т. тыс.руб. 59 800 371 700 53 500 432 200 52 500 443 500 0,87 1,19 36 100 236 330 35 700 327 810 32 900 352 200 0,91 1,43
2. Среднесуточная продажа хлеба т в сутки       0,87       0,93
3. Производственная мощность завода т в год 132 890 124 420 127 100 0,96 100 150 93 590 90 320 0,90
4. Среднесписочная численность ППП чел.       0,96       1,02
5. Фонд заработной платы ППП тыс.руб. 23 330 29 390 34 190 1,47 25 900 38 700 54 600 2,11
6. Себестоимость продаж тыс.руб. 292 780 339 300 347 250 1,19 179 400 250 300 282 800 1,58
7. Прибыль операционная тыс.руб. 78 920 92 900 96 250 1,22 56 930 77 510 69 400 1,22
8. Прибыль чистая тыс.руб. 16 560 19 720 20 800 1,26 10 220 11 150 3 720 0,36
9. Основные средства тыс.руб. 41 600 43 200 48 400 1,16 45 530 47 600 72 400 1,59
               
0. Акционерный капитал   тыс.руб. 43 100 45 300 50 700 1,18 47 150 49 800 75 600 1,60
2. Удельные показатели:                  
11. Общий коэф-т ис­пользуемых мощностей -                
12. Среднемесячная заработная плата ППП руб.                
13. Среднемесячная производительность труда т/чел.                
14. Средняя отпускная цена 1 т руб./1 т                
15. Средняя себестоимость 1 т руб./1 т                
16. Сред, операционная прибыль 1 т руб./1 т                
17. Рентабельность продаж %                
18. Фондовооруженность тыс.руб.                
  чел.                
19. Фондоотдача руб./руб.                
20. Прибыль чистая к акцион. капиталу (ROE) %                

 

 


Обстановка в отрасли

Около 25% заводов имеют устойчивую динамику роста объемов продаж хлебной продукции на рынке, определяя политику цен на нем. Примерно 30% заводов имеют отрицательную динамику объемов продаж. Их продукцию на рынке все больше и больше вытесняют другие хлебозаводы. 25% заводов сохраняют стабильные объемы реализации, не сдавая своих позиций конкурентам. Остальные 20% заводов имеют неустойчивую динамику объемов продаж: в отдельные годы повышают их, затем идет спад, потом — опять небольшой рост и т.д.

Серьезную поддержку московским хлебозаводам оказало Правительство Москвы. С 1995 года для них были установлены льготы по налогу на прибыль в городской бюджет при условии внесения 60% льготируемой суммы налога в Централизованный фонд развития хлебопекарной отрасли. Оставшиеся 40% льготируемой суммы налога на прибыль заводы могли направлять на пополнение своих оборотных средств. Из образованного таким образом Централизованного фонда хлебозаводы имели возможность получать беспроцентные заемные средства на техническое переоснащение основного производства.

Эти заемные средства, дополнительно к собственным ресурсам, позволили многим хлебозаводам (в том числе и хлебокомбинату № 2) на 60—80% технически переоснастить производство и повысить конкурентоспособность своей продукции. Такая льгота действовала до 1 января 2001 г., после чего она была отменена, что значительно осложнило заводам возможность дальнейшей модернизации производства.

Контрольное задание

По материалам производственной ситуации № 1:

I. Рассчитайте удельные показатели.

II. Проанализируйте влияние на хлебокомбинат № 2 внешних факторов по четырем направлениям, ответив на следующие вопросы:

1. Покупатель и рынок:

- Являются ли покупатели продукции конечными пользователями?

- Какова возможность изменения цен по различным видам продукции хлебокомбината?

- Насколько стабильны отношения производитель-покупатель в хлебопекарной отрасли промышленности?

- Каково распределение покупателей в смысле географии?

2. Атмосфера деятельности:

- Находится ли деятельность этого хлебокомбината в состоянии расширения, постоянства или спада?

- Легко или трудно получать заемные средства?

- Эффективен ли для хлебокомбината уровень процентной ставки рефинансирования Центробанка 10%?

3. Конкуренты:

- Каков уровень концентрации в хлебопекарной отрасли?

- Каковы масштабы конкуренции?

- Как быстро в настоящее время растут другие предприятия в данной отрасли?

4. Правительство:

- Какие действия Правительства Москвы повлияли на деятельность хлебокомбината в прошлом?

- В какой степени действуют законодательные регламентации в таких областях, как реклама, безопасность, качество, контроль за загрязнением окружающей среды?

- В какой степени правительство допускает или ограничивает иностранных конкурентов (или местные власти – конкурентов из других регионов)?

III. Перечислите преимущества и недостатки положения хлебокомбината № 2.

IV. Оцените конкурентное положение хлебокомбината №2 по каждой из пяти движущих сил конкуренции, используя анализ отраслевой конкуренции по Портеру.

V. Как хлебокомбинат №2 приспосабливается к изменяющейся обстановке?.

VI. Распределите основные группы хлебозавода №1 и хлебокомбината №2 по стадиям жизненного цикла, в которых они находятся.

VI I. Дайте рекомендации по направлениям стратегий по Портеру.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: