Библиотекарь. Следует отметить и композиционную особенность повести. Главы расположены не просто в порядке временной последовательности изображенных в них событий. Каждая последующая глава начинается с того момента, изображением которого завершена предыдущая.
Перед читателем повести встает картина гитлеровского «нового порядка», установленного захватчиками на оккупированной советской земле.
Ведущий 1. «Новый порядок» – это вереница оборванных и измученных пленных на дорогах, плач полонянок, увозимых в Германию, принудительный труд на заводе, обозы и эшелоны с награбленным добром.
Ведущий 2. «Новый порядок» – это базар, на котором нищета разоренных сел встретилась с голодной нищетой рабочего городка. Это – облава на городских улицах, бегущие, охваченные ужасом люди, парень, остервенело вырывающийся из лап автоматчиков.
Ведущий 3. «Новый порядок» – это биржа труда, превращенная в застенок, где избивают, разлучают семьи, гонят на подневольный труд, где люди плюют кровью в лицо обидчика. Это – тысячи голодных людей с тачками на дорогах. Это – расстрелянные, повешенные, замученные русские люди.
Библиотекарь. Русский человек не может примириться с «новым порядком», потому что он на своей земле, он стоит на защите своей Родины.
Сурово и гневно изображает писатель вторжение фашистов и плоды их временного хозяйничанья: «Распятый, окровавленный город. Вокзал, омытый слезами. Синие руки матерей. Зеленые вагоны с решетками. Черные тополя, заплаканные, как вдовы. И девушки, прощающиеся с отчизной, с молодостью, с волей».
Последовательно и наглядно показывает писатель тяжелые дни временной оккупации. Лучшие сыновья и дочери «строили подполье, как пороховой погреб». И именно в результате их героической деятельности «земля, казавшаяся… после ухода наших войск мертвой, задушенной, сейчас ожила, населилась людьми, готовыми к борьбе… Запылали немецкие казармы, полетели под откос поезда. Тихие ночи озарялись пламенем малых, но жестоких битв — в тылу».
|
Вдохновляемый неистребимой ненавистью к фашистам, Горбатов находил максимально точные слова и образы, чтобы передать нечеловеческие страдания советских людей, величие и благородство их подвигов.
Образы героев в повести Б. Горбатова «Непокоренные»
Основная идея повести Горбатова “Непокоренные” определялась стремлением автора показать, как меняется отношение человека к войне, как растут его сознание и активность, как меняется, углубляется понимание своего места, своей роли в жизни
Люди в большом вихре исторических потрясений – такова тема “Непокоренных”.
Сюжетом становится нелегкая жизнь людей в условиях оккупации в Донбассе. В центре повествования – семья Тараса Яценко. Далеко не сразу приходит этот герой к осознанию всего происходящего.
Отрывок 1
В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому, когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас это не касается».
«Не касается» не потому, что ему все равно, кто будет хозяйничать в городе. Нет. Просто Тарас находится во власти представления о том, что его это обойдет стороной.
|
Отрывок 2
Писатель подчеркивает это стремление героя определенными художественными деталями: плотно закрытыми ставнями, закрытой дверью, гробовой тишиной в доме. Хозяин делает замки и засовы, словно пытаясь отгородиться ими ото всего мира.
Постепенно приходит к Тарасу осознание важности всего происходящего, именно тогда он решает для себя главное – не покоряться. И, когда его вызывают на биржу труда и предлагают работу талантливому мастеру, он отказывается работать на немцев. Тогда Тараса делают чернорабочим.
Задушевно, с гордостью говорит автор о ветеранах, стариках-мастерах, которых фашисты, желая сломить, под конвоем гоняют на завод: «Мастера!.. Несговорчивые старики… Их знали все. Академики с ними советовались. Директора их побаивались. Новый директор представлялся сперва им, потом — обкому. Их можно было убедить, реже — уговорить, приказать им было нельзя… Постарели, подались мастера… Но каждый держал голову высоко и прямо. Видно, из последних сил, из непокорства, которое самой силы крепче, старались они идти гордо и достойно… Это… — непокоренные».
Поход с тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры, полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло показать картину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги драматичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного сопротивления.
|
Рискуя жизнью своей семьи, Тарас прячет в своем доме шестилетнюю девочку. Его не покидает ощущение абсурдности всего происходящего. ”Неужто, – усмехнулся он, – германское государство рухнет, если будет жить на земле шестилетняя девочка?” Но полицейские продолжали рыскать по домам. У них появился охотничий азарт. Они, как псы, вынюхивали след. Улица не сдавалась. Каждый вечер девочку, закутанную в темный платок, переносили на новое место от соседа к соседу. В каждом доме был освобожден для нее сундук и в нем постелька. Девочка и жила, и ела, и спала в сундуке; при тревоге крышку сундука захлопывали. Ребенок привык к своему убежищу, оно больше не казалось ему гробиком. От девочки пахло теперь нафталином и плесенью, как от древней старушки”. Перерыв весь дом Тараса, девочку находят и забирают немцы. И навсегда запомнил герой большие и испуганные глаза своей внучки, Марийки.
Важным эпизодом становится для героя встреча с младшим сыном Андреем, выбравшимся из немецкого плена. Андрей пришел домой осенним вечером, одетый в чужую крестьянскую свитку, худой и бородатый, чужой и колючий. Но Тарас совсем не рад этой встрече. Он видит в своем сыне изменника и дезертира и испытывает чувство стыда. “ Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание”, – говорит он сыну. И тот начинает осознавать всю безысходность своего положения. “Нет, не вырвался он из плена! Вот она – колючая проволока. По-прежнему и он в плену, и семья в плену, и весь город в плену у немцев. Душа его в плену. Все опутано колючей проволокой. Колючки впились в душу. А у старика, у отца, душа свободна. Ее в цепи не закуешь. Ее колючей проволокой не опутаешь, бессмертную, ожесточенную душу Тараса. И сын вдруг горько позавидовал отцу.»
Суровые слова отца будто сдернули пелену с глаз Андрея, которому до того казалось, что он обрел мирную гавань, что в годину, когда все на земле пошатнулось, лишь родной дом остался неизменным. Упала пелена, и он увидел седую голову жены, понял ожесточение и горечь отца, и нужду, что хозяйничала в хате, и скоро разглядел, какую непримиримую «не на живот, а на смерть» борьбу ведут с врагом и отец, и сестра, и маленький племянник. Андрей решил было идти на завод, но отец запретил ему. Он заставил сына понять, что есть у сына только один путь – снова в армию, снова к оружию. Это был единственный путь домой, и Андрей это понял.. Он покидает отчий дом, решив кровью искупить свою вину.
Следующим этапом в духовном развитии героя становится его поход по деревням в надежде обменять свои вещи на продукты. И Тарас увидел тысячи людей с тачками и санками, увидел костры в ночной степи. “Тачки, тачки, тачки – насколько хватало глаз, одни тачки да спины согбенные под ними. Спины и тачки – больше ничего не было, словно то была дорога каторжников. Скрипя и дребезжа, катились тачки по камням и тащили за собой людей, измученных, потных, черных от пыли. Казалось, это не люди идут, а сами тачки с прикованными к ним человеческими руками…”. Так, из мелких деталей в повести складывается образ времени, времени драматического и героического одновременно.
Кульминацией душевных движений героя становится его встреча со старшим сыном, Степаном. Степан является главой подпольщиков, он ищет добровольцев, которые могли бы вести разведку и убирать некоторых фашистов. Автор явно симпатизирует этому герою, показывая читателю, насколько важна его деятельность подпольщика, как он поднимает боевой дух людей. И Тарас испытывает чувство гордости за своего сына, узнав о его работе.
Подпольщицей является и дочь Тараса, Настя. Не знал своей дочери Тарас, была она для него загадкой. Не было веры у него в душевную стойкость Насти, придирчиво присматривался он к ней и ее подружкам. “ Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем фунт лиха, не знают”. Но Настя с честью выполнила свой долг. Это о ней писал М. Светлов:
Наши девушки ремешком
Подпоясывали шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели.
Немцы повесили девушку на центральной площади, и Тарас молча переживал свое горе.
В финале мы видим, как возвращаются домой сыновья Тараса. Андрей получил медаль “За отвагу”. Никифор же после ранения возвращается на костылях. Но он по-прежнему не сдается, чувствует себя не раненым и уставшим солдатом, а молодым и сильным строителем, созидателем будущего: “Эх, работы сколько! Работы! А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!”
Таким образом, город выдержал и выстоял под натиском немецких оккупантов, жители его не сломались, а остались “непокоренными”
Повесть “Непокоренные” стала заметным событием в советской литературе, она послужила своеобразным ориентиром и для других писателей в развитии темы народа в Великой Отечественной войне. Напечатанная сначала в «Правде», в «Комсомольской правде», в журнале «Октябрь», она вышла затем в 1943 году отдельным изданием с тиражом 500 тысяч экземпляров. Только за время войны повесть выдержала двенадцать изданий. И это красноречиво говорило о том, что народ признал и полюбил эту честную и мужественную книгу, написанную Борисом Горбатовым, писателем, который от начала и до конца своего творческого пути был писателем-бойцом, журналистом-бойцом, человеком-бойцом.
Буктреллер
Отрывки из фильма
Прошли десятилетия. События войны стали легендарными, казалось бы, страшно далёкими. В этом году исполняется 75 лет со Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне. Для нас эта дата наполнена особым смыслом. Это наша история, наша боль, наша надежда… Основной долг всех последующих поколений перед поколением победителей – сохранить историческую память о Великой Отечественной войне.
В эпоху постоянного пересмотра истории, фальсификации событий произведения Бориса Горбатова ценны своей искренностью, правдивостью.
Они помогают нам понять значение победы, заставляют задуматься о том, как хрупок мир, как ценна человеческая жизнь.
Донбасс и сегодня остался непокорённым, не подчинился властям Киева.
Невольно припоминаются строки из стихотворения П. Беспощадного:
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано!