Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Запишите в рабочих тетрадях дату и тему урока.
Выполните морфемный разбор слов:
Радость, перевозчик, вносишь, подбежать, синеватый, пришкольный.
2. Самоопределение к деятельности.
Образуйте слова.
- ход^□ (походный)
- снеж^□ (подснежник)
Обозначьте в словах приставки.
Вспомните, что мы знаем о правописании приставок?
(Данные приставки неизменяемые)
Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.
- Работа по теме урока.
1. Беседа.
Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:
Надколоть – надорвать, надрубить;
Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;
Промахнуться пр`омах и т.д.
2. Чтение теоретического материала учебника (п. 82, стр.28). В конспектах для правил в разделе «Орфография» напишите заглавие «Правописание приставок». Разбейте страницу на три колонки, озаглавьте их таким образом: 1)приставки 1 группы; 2) приставки 2 группы; 3) приставки 3 группы. Заполните примерами приставок, данными на стр. учебника 29 (справа), первую колонку.(пред-. пере-, на-, за- и т.д.)
Комментарий.
Обратим внимание на приставку с-. Запишите ее красной пастой. Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим - [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.
Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, сорвать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).
3. Составление таблицы приставок с беглыми гласными (в конспектах).
приставка | примеры |
Над- (надо-) | Надкусить, надорвать |
Под- (подо-) | Подбежать, подобраться |
С- (со-) | Сверить, собрать |
В- (во-) | Втереть, вогнать |
Об- (обо-) | Обзор, обозрение |
Пред- (предо-) | Предложение, предоставить |
От- (ото-) | Отбор, отозвать |
Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. (Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных)
- Закрепление изученного материала.
1. Упр.433
2. Упр.435 – выполнение заданий
Словарный диктант. Выделите приставки первой группы.
Сделать, сгноить, спросить, здание, надписать, отдохнуть, сбить, отбить, подслушать, содействовать, перетянуть, вперед, сохранить, пожнет, согнуть.
· Как называют явление, когда согласный звук уподобляется последующему, меняясь на звонкий? (озвончение)
· Приведите примеры слов из словарного диктанта, где в приставке произошло озвончение. (слова с озвончением выделены жирным шрифтом)
· В каких словах в приставке произошло оглушение? (в подчеркнутых словах)
· Выборочный диктант
2. Рифмограмма.
Запомни: З приставки не бывает.
Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.
З пишем в тех словах, что корень начинают:
Ни зги, здоровье, здание и здесь!
(О. Кургузова)
«Этимологические загадки»
Ни зги – ничего не видно. О происхождении этого выражения и конкретно слова зга спорят до сих пор. Одни ученые считают, что оно произошло от слова стезя, то есть дорога: так темно, что и дороги не видно. Другие, что зга произошло от згра – искра, то есть на видно искры, света – зги Божьей на видно. Третьи предполагают, что зга образовалось от стега (стегать) – прут, хлыст. То есть на видно даже хлыста в руке, который нужно поднести к глазам. Четвертые утверждают, что зга – это мелкая деталь на колокольчике лошади в упряжи.
Кто из них прав, мы не рассудим, однако точно должны знать, что это слово пишут через букву З.
(По материалам Интернета и этимологических словарей)
3. Выпишите слова с неизменяемыми приставками.
Берестяная трубочка.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высыхает.
Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг березы не было орешника.
«Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», подумал я.
(по Д. Мамину-Сибиряку)
4. Распределительный диктант.
Записать слова в два столбика:
1. приставки, не изменяющимися на письме;
2. без приставок.
Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, кормить, мудрость, мокрый, вымокнуть.
- Рефлексия
- Как можно проверить гласные и согласные в приставках?
(Надколоть – над о рвать, над р убить);
(Промахнуться - пр`омах)
- Домашнее задание.
1. П.82
Упр. 436 (доп. - В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?)