Рекомендации по организации труда




Над курсовой работой

Фактически работа над курсовой работой начинается с выбора темы будущей работы.

Безусловно, при выборе темы курсовой работы студенту следует ориентироваться на будущую тематику своей дипломной работы, которая ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой. Весь процесс работы над курсовой работой может быть условно разделен на следующие этапы:

1. Первоначальное ознакомление с темой исследования.

2. Составление предварительного плана курсовой работы.

3. Подбор и изучение литературы и нормативных актов.

4. Изучение и обобщение судебной и иной правоприменительной практики.

5. Составление окончательного плана курсовой работы.

6. Написание текста курсовой работы и его редактирование.

7. Составление списка использованных источников.

8. Машинописное оформление работы.

9. Представление курсовой работы в надлежаще оформленном виде на кафедру.

10. Публичная защита работы согласно графику, утвержденному кафедрой «Право».

Перед написанием курсовой работы необходимо внимательно отследить изменения в действующем законодательстве по исследуемой теме, изучить судебную практику. Составление предварительного плана в самом начале работы обеспечивает в дальнейшем целенаправленное и системное изучение всех необходимых материалов, и, соответственно, благодаря этому существенно экономится время.

После завершения этих этапов собственно и начинается работа над курсовой работой, т.е. можно приступить к изучению всей необходимой литературы и нормативных актов.

Здесь возможны следующие варианты. В частности, начать можно с изучения литературы, с исследования различных точек зрения, высказанных в ней. Это даст возможность получить представление о степени разработанности проблемы в юридической литературе.

Нормативные акты следует изучать по официальным изданиям, таким, как "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств России", различным сборникам нормативных актов или их отдельным изданиям. Допустимо пользоваться любой компьютерной правовой базой данных: «Гарант», «Консультант Плюс», «Эталон», «Кодекс» и др. При этом надо стремиться к тому, чтобы эта база была с изменениями законодательства на последнюю дату, максимально приближенную по времени к моменту написания курсовой работы. Но ссылки в тексте на источник получения информации о нормативном акте следует делать только на официальное место опубликования, поэтому в справочной системе надо всегда наводить справки об официальном месте опубликования нормативного акта и всех законов, которыми в него вносились изменения. И лишь в том случае, если нормативно-правовой акт официально опубликован не был, можно дать ссылку на справочную правовую систему, указав дату ее последнего обновления.

Источниками информации о судебной и арбитражной практике являются журналы: «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Уголовное право», «Гражданское право», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Правоведение», «Российская юстиция», «Законность», «Закон» и др. В последние годы все чаще издаются различные сборники судебной практики, а также появляются электронные источники в виде электронных версий журналов, собственных сайтов различных судов. Все это, безусловно, может служить источником получения информации о судебной и арбитражной практике, однако обязательным условием использования каких-либо примеров в курсовой работе является точное указание места получения информации с тем, чтобы достоверность ее могла быть подтверждена.

Наибольшую ценность представляют материалы неопубликованной практики, собранные самим студентом. Использование таких примеров обогащает курсовую работу и свидетельствует о глубоком усвоении темы студентом. В ряде случаев такого рода материалы могут быть собраны непосредственно студентом в период производственной практики. В период производственной практики студент изучает конкретные дела, относящиеся к теме курсовой работы, а также материалы обобщений, сделанных организациями и учреждениями по отдельным категориям дел. Ссылки на такие материалы даются в курсовой работе с согласия руководителей соответствующих учреждений.

При сборе и обобщении материалов практики следует отбирать не только отрицательные, но и положительные факты, критически оценивать и теорию, и практику. Однако критика должна быть объективной, уважительной. Отстаивая свою точку зрения, студент должен обосновывать ее, проявляя корректное отношение как к ученым, так и к практикам. Перед тем, как приступить к изучению и обобщению практики, полезно составить вопросник (программу), отметив в нем, что именно надо выяснить по конкретным гражданским, уголовным, административным делам, другим материалам правоприменительных органов.

Не возбраняется использовать такие приемы сбора неопубликованной практики, как анкетирование и интервьюирование судей, работников правоохранительных органов, изучение статистики.

Не следует отказываться и от электронных вариантов поиска необходимой литературы через поисковые системы «Яндекс», «Рамблер» и др., через специализированные библиотечные сайты, а также сайты библиотек других вузов, например, МГУ, СПбГУ и других крупных учебных заведений.

После подбора литературы и составления ее списка необходимо выяснить ее наличие в книгохранилищах филиала. Это можно сделать самостоятельно через отыскание отдельных изданий в каталогах абонемента, читального зала, а можно обратиться с соответствующей просьбой к работникам научной библиотеки филиала. Следует помнить о том, что при отсутствии книги в фондах библиотеки, возможно ее получение через межбиблиотечный абонемент, на микрофишах и электронных носителях. Именно на этот случай рекомендуется как можно раньше заняться подбором литературы, поскольку такая пересылка занимает некоторое время.

При накоплении материала для написания курсовой работы в компьютере нужно помнить о возможных «сбоях» в его работе и во избежание потери информации создавать отдельные файлы на каждую главу работы и даже параграфы, периодически копируя их на дискеты в количестве не менее двух экземпляров с тем, чтобы в случае возникшего сбоя в работе компьютера многомесячный труд не пропал даром, и работу можно было бы с минимальными потерями быстро восстановить.

После изучения литературы можно приступить к составлению окончательного плана курсовой работы.

Необходимо помнить, что наиболее оптимально, если в плане будут обозначены 2-3 главы, отражающие основные характеристики проблемы, взятой в качестве темы исследования. Недопустимо, чтобы название одной из глав полностью дублировало название темы курсовой работы. Каждая глава может состоять из 2-3 параграфов, где более детально, в свою очередь, рассматриваются отдельные положения, раскрывающие содержание той или иной главы. Более дробное деление содержания главы (например, на подпараграфы), нежелательно, хотя и не возбраняется. В целом окончательный план курсовой работы должен быть логичным, последовательным и служить основой текста курсовой работы.

При написании текста нужно следить за стилем изложения.

Каждому автору, естественно, присущи свой индивидуальный стиль, своя манера изложения, но непременным требованием, предъявляемым к любому сочинению, является ясность, доступность, четкость, последовательность изложения мыслей, логическая связанность между собой отдельных частей. Недопустимо списывание, курсовая работа не может строиться на одних только выдержках из сочинений других авторов. Главное требование, предъявляемое к курсовой работе, - самостоятельность в ее написании.

Не следует страшиться переделок. Они неизбежны, трудно найти автора, у которого первоначальный и окончательный варианты текста совпадали бы абсолютно, т.к. постоянно обнаруживается фраза, мысль или даже целый параграф, глава, которые, на взгляд автора, неудачны и требуют переделки. Это процесс творческий, не следует бояться исправлений.

Порядок изложения мыслей в курсовой работе может быть различным. Например, можно начать с изложения фактического материала, высказанных в литературе точек зрения, а затем уже делать вывод. Можно поступить наоборот: привести сначала положение, выдвигаемое студентом, затем уже приводить аргументы в его пользу (логические рассуждения, ссылки на законодательство и практику его применения, литературу, историю вопроса и т.д.).

Следует избегать длинных и слишком обширных цитат, в том числе из нормативных актов. Не рекомендуется также излагать подробно все имеющиеся в литературе высказывания по тому или иному вопросу. С одной стороны, это загромождает текст, затрудняет его восприятие, а с другой - мало свидетельствует о постижении студентом сути вопроса. Необходимо все эти высказывания сгруппировать, свести к нескольким, более общим точкам зрения (отмечая, в случае необходимости, имеющиеся нюансы). Разумеется, необходимы ссылки на авторов анализируемых точек зрения и их работы. Высказывание собственной позиции автора является обязательным.

При изложении спорных вопросов, выводов о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, критических высказываний в адрес общих судов, чувствуя свою правоту и, будучи убежденным в ней, студент должен отстаивать свою точку зрения, приводя в ее обоснование веские аргументы. При этом дискуссию следует вести тактично, не допуская пренебрежительного отношения к высказываниям авторов других, противоположных точек зрения. Для этого можно использовать такие словосочетания как: ”представляется, что автор N. не прав в своих утверждениях…", "думается, что доводы, приводимые А., являются более убедительными" и т.п. Необходимо избегать оборотов типа: «я считаю…», «я думаю…».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: