При характеристике механизма психического развития ребенка в качестве ведущего фактора развития был
![]() |
120 Аверин В. А. Психология детей и подростков________
выделен ведущий вид деятельности. Нспосредственно-эмо-. циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но у него нет специфических средств воздействия на него. Поэтому социальная ситуация младенчества - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» — и приводит к возникновению нового вида деятельности - непосредственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психического развития младенца, доказывают факты отрицательного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в начале жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, вплоть до задержки в физическом и психическом развитии1. Л.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружила, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту2. К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.
На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят результаты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая социальная адаптированность будущего ребенка связаны с высокой социально-психологической зрелостью родителей.
|
1 Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,
проблемы.-М.: Тривола, 1995.
2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.
Глава 2. Психическое развитие младенца
глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- j
телями роли семьи. '■'??
Низкий уровень психического развития и социальной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попустительстве и проекции родителями нежелательных качеств.
В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере установления с нею определенных отношений, в рамках которых малыши выражают свои чувства и усваивают своп роли в зависимости от половой принадлежности.
Нормальное непосредственно-эмоционального общение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голоден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его любят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недоверие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители должны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хороший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуманных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у которых сформировано доверие к родителям, научаются преодолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.
|
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
122 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________
Нормальное протекание непосредственно-эмоционального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор-' мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы1.
Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости практически с любым человеком. С целью установления общения с взрослыми они используют звуки голоса, покряхтывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу следить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нравится или их заставляют делать то, что им не хочется.
|
На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнакомые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.
На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому их поведение становится избирательным в отношении общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.
Появление этого чувства - своеобразный индикатор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно
1 Флейк-Хобсон К. и др. Ук. соч.
Глава 2. Психическое развитие младенца
относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно относятся к тем, кто их пытается на это время заменить. Привязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в следующий период развития ребенка - его раннее детство.
Заключение
Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорожденный ребенок. Именно эта беспомощность создает своеобразную социальную ситуацию развития, в которой реализуется активность ребенка. Это своеобразие заключается в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его деятельность и все поведение - все это может быть реализовано с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исчезает возможность передвижения, изменения положения, захватывания желаемых предметов. Взрослый становится средоточием указанных потребностей, он центр всякой воспринимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрослого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.
Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потребностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,
124 Аверин В. А. Психология детей и подростков________
повышает тонус, усиливает двигательную и познавательную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмоциональное общение.
В связи с этим эмоциональное развитие ребенка становится одним из центральных моментов его психического развития, наряду с познавательным. Динамика эмоциональной жизни окрашивает и познавательную активность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.
Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является восприятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, функционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффектпшю окрашенных ипечлтлеппи; даже эмоции младенца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.
В ходе анализа перцептивного и психомоторного развития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца принадлежит врожденным программам. Именно наличие зрелых перцептивных и моторных механизмов составляет основу для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.
Такое понимание хода сенсорного и моторного развития младенца заставляет родителей, врачей и воспитателей быть особо внимательным к перцептивному развитию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о значении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятельности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка появляются такие первые значимые дифференцировочные
Глава 2. Психическое развитие младенца
моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предмстно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период младенчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца - эмоциональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опосредуется через взрослого.
Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о младенце как о личности? В строгом смысле этого слова, конечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмоциональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.
В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно состоит в неясном чувствовании собственного существования. Психоаналитики утверждают, что самосознание ребенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бехтерев, тесно связаны с так называемой схемой тела - субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление образа тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического двигательного аппарата. Таким образом, феномены самовыделения организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, имеет значение для будущего личностного становления.
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
126 Аверин В. А. Психология детей и подростков_________
Становление самосознания младенца включает начало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики требует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недавние исследования показали, что младенцы мальчики физически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью: они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.
Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего между разнополыми младенцами больше, чем различий.
В 'включение сформулируем окончательные выводы:
1. Социальная ситуация развития ребенка первого
года жизни состоит в том, что все поведение и деятель
ность ребенка реализуется им или непосредственно через
взрослого или в сотрудничестве с ним.
2. В связи с этим ведущим типом деятельности в дан
ном возрасте является непосредственно-эмоциональное
общение ребенка с взрослым, посредством которого у
младенца развивается чувство доверия или недоверия к
окружающим его людям и миру в целом.
3. Перцептивное и моторное развитие осуществля
ется благодаря наличию врожденных программ развития.
4. Наличие врожденных программ перцептивного
и моторного развития обеспечивает возможность их па
раллельного осуществления в ходе психического развития
младенца
5. Принцип дифференциации является ведущим в ме
ханизме перцептивного и моторного развития младенца.
6. В младенчестве в рамках доречевой стадии - на
чальном этапе речевого развития ребенка - закладываются
Глава 2. Психическое развитие младенца
надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль при этом принадлежит правому полушарию.
7. Формируются зачатки самосознания личности в
виде осознания психической общности, схемы тела и са
моощущений, появлении эмоциональных отношений мла
денца к взрослым и предметам.
8. Основными психологическими новообразовани
ям младенчества являются:
- акты хватания и подражания, как важнейшие эле
менты формирующейся предметной деятельности;
- потребность в общении с другими людьми;
-зачатки формирующегося самосознания личности.
128 Аверин В.А. Психология детей и подростков__________
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Развитие хватания и владения рукой1
Глава 2. Психическое развитие младенца
Приложение 2
Развитие органов чувств и поведения в игре
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
Новорожденный | Рефлекторное хватание погремушки. Ладони преимущественно закрыты |
Конец 1-гом. | Подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнеесо стороны мизинца. |
Конец 2-го м. На спине. | На короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты. |
Конец 3-го м. На синие. | Поднимает кисти рук над головой и рассматриваетих. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в pvkv погремушкой. |
Конец 4-го м. | Неуверенно приближается рукой к погремушке и касается ее. Играетпальцами. |
Конец 5-го м. | Уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и Mi.miiivn.iM большим пальцем. |
Конец 6-го м. | Iciin полаются дна кубика, хна тот кип,ко один из них, lit) шорой кубик моли держа и,, если его дать вруку. 1;слп хин шет шорой куГ>ик, первый выпадает. Ощущ.пшипс рукоИ поверхности. |
Конец 7-ю м. | Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушку между ладоням и. |
Конец 8-го м. Сидя за столом. | Хватает «пупышку» 8 мм диаметром между вытянутым большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов. |
Конец 9-го м. Сидя за столом. | Касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашкупри питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной ПОСТОРОННИЙ ЩН'ДМОТ. |
Конец 10-го м. Сидя за столом. | Протигннаеч игрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием iii.iii vi ш и, ее). |
Конец 11-го м. | Захватывает «пупышку» согнутым большим и указательным пальцами ('завершенная оппозиция большого и указательного пальцев) |
Конец 12-го м. | При хватании кубика рука открывается в зависимости от величины объекта. Хватаетодной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягиваетигрушку взрослому и выпускает ее. |
1 Из книги: Miinchner Funktionelle Entwicklungsdiagnostik (Erstes Lebensjahr)//Forschritte Sozialpadiatrie. Band 4. Herausgegeben von Theodor Hellbrugge, Miinchen Lubeck, 1994. P. 55-59.
Но во рож- ленный | Отрицательно реагирует на внешние световые или шумовые стимулы. Моошит лоб. кпичит. |
Конец 1-го м. | Воспринимается источник снега или перемещаемое кольцо, которые удерживаются пнаправлении его взгляда и глаза могут следить за предметом при отведении его в сторону до 45 град. |
Конец 2-го м.: на спине | Взгляд фиксирует источник света или кольцо и следит за ними при отведении в сторону до 90 град. Угол обзора -180 град. Тоже и вертикальном направлении. Прислушивается к колокольчику. |
Конец 3-го м.: на спине | Следит взглядом за кольцом, которое вы двигаете но кругу. Ищет глазами место возникновения звука (КОЛОКОЛЬЧИК/)). |
Конец4-го м. | Занимается игрушкой, которая висит передним на доступном расстоянии (кольцо на шнуре) Трогает ее и приводит в движении. Рассматривает игрушку в руке, ищет источник звука, поворачивая голову. |
Конец 5-го м. | Засовывает игрушку в рот и перекладывает из руки в руку. Лепечет или прекращает плакать, когда слышит мушку. |
Конец 6-го м. | Локализует звук (сидя) с уверенностью поворачивая головуили взгляд (звук колокольчика вне поля зрения) |
Конец 7-го м. Конец H-io м. Сиди у стола | Вьет кубиком по столу. Засовывает ei о в рог, поворачивает его рукой и рассматривает его. Смогрит, как падает |нпу|пк1|, |
(лушаетбеседу (присных. Обиодш кубиком и руке вокруг другого кубики на поле. I'ohikm и снова поднимает кубик. | |
Конец 9-го м. Сидя за столом | Ьъет двумя кубиками друг о друга. Вытаскивает кубик из открытого пластикового пакета и снова туда засовывает не выпуская. |
Конец 10-го м. Сидя за столом | Подталкивает кубик к краю стола и репетирует сбрасывание кубика. Поднимает пластиковые коробки, если это показал взрослый. Качает кольцо на шнуре. |
Конец 1 1-го м. Сидя за столом. | Находит игрушкупод чашкой или в закрытой пластмассовой кубе. Пытается вынуть игрушку из куба. Намеренно и многократно сбрасывает игрушкусо стола. Подтягивает машину за шнурок к себе (начинающее использование инструмента) |
Конец 1 2-го м. Сидя за столом | Засовывает шарик («пупышку») в бутылку и пытается его сбросить. Пьпасгси поставить лва кубика /ipyi на друга. Кладет кубик в план массовую коробку и снова ею вынимает. Интерес vrioi машинами. |
5 Зак. 195
130 Аверин В. А. Психология детей и подростков__________
Приложение 3
Развитие речи (говорения и понимания)
Развитие говорения
Глава 2. Психическое развитие младенца
Развитие понимания
Новорожденный | Крик при неприятных ощущениях |
Конец 1-го м. | Крик перед приемом пищи. Иногда слабые гортанные звуки типа (ах), (эх), (ух). |
Конец 2-го м. | Более интенсивное образован не спонтанных звуков. Более частое появление звуков, не являющихся криком (появление гуления) |
Конец 3-го м. | Самостоятельно может издавать три различных звука. Дифференцировка различных видов крика (голод, боль). |
Конец 4-го м. | «Воркует», «щебечет», даже когда к нему не обращаются. Радость при спонтанном образовании звука с его повторением. Частый смех при обращении к ребенку. |
Конец 5-го м. | Лепечет, когда один, с четкой дифференциацией слогов. «Воркует» и вскрикивает от радости (веселый кпик). |
Конец6-го м. | «Воркует, пгкрпкмпмстот радости, лепечет. Издает 'щуки, ммрижшощне напряжение при определенных ДШ ЦЧ'П НИХ. |
Конец 7-го м. | Лспечсгслоги: «ля», «на», «ш», «ба», «ка». «Пост». Обращает;) себя нниманиес помощью различных зо а утих слогов. |
Конец8-го м. | Четкое удвоение слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та». Тем самым копирует произнесенное. |
Конец 9-го м. | Лепечет8 различных слогов, иногда располагая их цепочкой, в основном используя кончик языка. |
Конец 10-го м. | Лепет-монолог. Говорит «мама» и «папа» без уверенной дифференциации. Подражаетзвукам, если взрослые к этому побуждают. |
Конец 11-го м. | Слоги, которые ребенок лепечет, как короткие предложения. Качает головой i\;\ «пет». Говорит первое OCMhkUU'HI IOC СЛОКО, |
Конец 12-10 м. | Монологи и) слогов. Произносит но меньшей мерс 2, чаще 5-10 осмысленных слов, на детском языке. Реагирует своим голосом на музыку. |
Новорожденный | |
Конец 1-гом. | Пониманиеречи нредшесшует на недели началу говорения. Понимание мимики и жесюи см. и табл. «Социальное разните». |
Конец 2-го м. | |
Копен 3-го м. | |
Конец 4-го м. | ............. |
Копец5-гом. | |
Конец 6-го м. | |
Конец 7-го м. | Находясь на руках |х>длого челомека, поп оянно ухаживающего за ним. ищет пинами предметы, или людей, которые были до этого трижды названы (кукушка, папай т.д). -Трудно протестировать - |
Конец 8-го м. | Поворачивая голову, ищет определенные, уже известные ему, предметы или людей. |
Конец 9-го м. | После предварительного обучения цокает языком. Слушает часы, секундомер, приложенные к уху. |
Конец 10-гом. | Реагирует на свое имя и на просьбу: «дай мне». Подражает взрослому, махая ему ручкой при прощании. |
Конец 11-гом. | Понимает запреты «нет нет». |
Конец 12-гом. | И ошет на просьбу «Припаи мяч» или «куклу» или другой нзнссшыМ предмет пшег, находит и приносит его. |
132 Аверин В. А. Психология детей и подростков
Приложение 4 Социальное развитие ребенка | |
Новорожденный | Контакт с кожей: успокаивается с помощью поглаживания или кормления грудью. |
Конец 1-го м. | Заметив лицо человека на мгновение задерживает взгляд и не двигается. Успокаивается, когда его берут на руки и когда слышит голос. |
Конец 2-го м. | При обращении матери реагируетфиксацией взгляда, легкой улыбкой и оживленными движениями (комплекс оживления). |
Конец 3-го м. | Следит глазами за двигающимися лицами. «Социальная улыбка», т.е. и чужое подвижное лицо вызывает радостную улыбку. |
Конец4-го м. | Громко смеется, когда взрослые его поддразнивают. Дружелюбно расположен к чужим людям. Сопротивляется, если унего с улыбкой отбирают игрушку. Радуется, когда с ним играют. |
Конец 5-го м. | Различает дружелюбную и строгую мимику и мелодику речи. Появляется стремление к ус зановленню коп-laKia. IIpoKpaiiian плакать, когда с ним заговаривают. ||о||0Г>||ЧН|11Н'101 К II'M, МОПОС'1 И ГОВОРИТ. |
Конец 6-го м. | 11о ришому luMici i'cIiii но отношению к знакомым и незнакомым. Норку», нмнипо iniiei коп гак га. Протягивает ручки, чтобы ею изяли на руки. |
Конец 7-го м. | Понимает игру «баюшки» (прижимает лицо к щеке любимого взрослою). Понимает игру впрятки с платком. |
Конец 8-го м. | Явно «чурается» чужих людей. Начинаег подражать любимым взрослым (пение, Наблюдаез, как пишет взрослый. Смотрит на отражение в зеркале не реагируя на него. |
Конец9-го м. | Понимает, когда прячутся за мебелью. Сердится, когда у него отнимают игрушки. Смеется при появлении любимoi'o взрослого. |
Конец 10-го м. | Начннастиоппма п. похвалу. Нов горя ст действия, за которые его похвалили и над которыми смеялись. |
Конец 1 1-го м. | Пока взрослый смотрит, прерывает на мгновение действие, за которое сто ругают. Активно помогает ручками при питье из чашки. Самостоятельно ест сухарь. |
Конец 12-го м. | Попимаетигрув салки («ловитки»). Восхищается отражением в зеркале. Улыбается и играет с ним. После обучения самостоятельно пьет из чашки. Первые попытки самостоятельно есть ложкой. |
ГЛАВА 3