5. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Химия» составляет:
1) в 7 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
4) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
5) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
6. Содержание учебного предмета включает 5 разделов:
1) частицы вещества;
2) закономерности химических реакций;
3) энергетика в химии;
4) химия вокруг нас;
5) химия и жизнь.
7. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов: знание, понимание, умения и навыки.
8. Раздел «Частицы вещества» включает следующие подразделы:
1) атомы, ионы и молекулы;
2) строение и состав атома;
3) распределение и движение электронов в атомах, образование ионов из атомов;
4) виды химических связей.
9. Раздел «Закономерности химических реакций» включает следующие подразделы:
1) периодический закон и периодическая таблица химических элементов;
2) классификация химических реакций;
3) закон сохранения массы;
4) электрохимический ряд напряжения металлов.
10. Раздел «Энергетика в химии» включает следующие подразделы:
1) экзотермические и эндотермические реакции;
2) скорость химических реакций;
3) химическое равновесие;
4) теория кислот и оснований.
11. Раздел «Химия вокруг нас» включает следующие подразделы:
1) классификация веществ;
2) химия Земли;
3) химия углерода и его соединений.
12. Раздел «Химия и жизнь» состоит из подраздела «Биохимия».
13. Базовое содержание учебного предмета «Химия»7 класса:
1) «Предмет химии. Чистые вещества и смеси». Химия – раздел естествознания, наука о веществах, развитие и значение химии, правила техники безопасности в кабинете и лаборатории химии, чистые вещества и их физические свойства, однородные и неоднородные смеси, способы очистки и разделения веществ, простые и сложные вещества, элемент, химические соединения;
|
практическая работа № 1 «Правила техники безопасности и знакомство с лабораторным оборудованием»;
лабораторный опыт № 1 «Сравнение веществ и их соединений»;
лабораторный опыт № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»;
2) «Изменение состояния веществ». Физические и химические явления химическая реакция, агрегатные состояния вещества, структура твердых, жидких и газообразных веществ по кинетической теории частиц, процессы охлаждения, нагревания и испарения веществ;
лабораторный опыт № 3 «Изучение признаков химических реакций»;
лабораторный опыт № 4 «Изучение процесса охлаждения аспирина или салола»;
лабораторный опыт № 5 «Изучение процесса кипения воды»;
контрольная работа № 1.
3) «Атомы. Молекулы. Вещества». Атомы и молекулы, различие атомов и молекул, химические элементы, символы химических элементов, классификация элементов на металлы и неметаллы, простые и сложные вещества, состав и строение атома, ядро, протон, электрон, нейтрон, изотопы, описание элемента по названию и по количеству фундаментальных частиц.
4) «Воздух. Реакция горения». Воздух и его состав, значение охраны атмосферного воздуха от загрязнения, процесс горения, условия горения вещества, легковоспламеняющиеся, горючие и негорючие вещества, топливо, кислород, источник возгорания, температура возгорания, горение металлов и неметаллов, продукты реакции горения;
|
лабораторный опыт № 6 «Горение свечи»;
практическая работа № 2/демонстрация «Сравнение реакций горения серы, фосфора, железа в воздухе и кислороде»;
контрольная работа № 2.
5) «Химические реакции». Природные кислоты и щелочи, свойства «кислотность» и «мылкость», индикаторы, универсальный индикатор, рН шкала, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, изменение окраски индикаторов в различных средах, кислоты и щелочи, антацидные средства, реакция нейтрализации, разбавленные кислоты, области применения кислот, правила обращения с кислотами, взаимодействие разбавленных кислот с различными металлами, качественная реакция на водород, карбонаты, взаимодействие разбавленных кислот с карбонатами, качественная реакция на углекислый газ;
лабораторный опыт № 7 «Изучение кислотности и щелочности среды растворов»;
лабораторный опыт № 8 «Реакция нейтрализации хлороводородной кислоты»;
лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой»;
лабораторный опыт № 10 «Качественная реакция на водород»;
практическая работа № 3 «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами. Качественные реакции на углекислый газ».
6) «Периодическая таблица химических элементов». История создания периодической таблицы химических элементов, классификации элементов
И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева, периодический закон, структура периодической таблицы, принцип построения периодической таблицы; атомный номер, заряд ядра, элементарные частицы в атоме:
7) «Относительная атомная масса. Простейшие формулы». Смеси изотопов, природные изотопы, относительная атомная масса, относительная молекулярная/формульная масса, химическая формула, валентность химических элементов, составление формул бинарных соединений, атомные соотношения в соединениях;
|
расчетные задачи: вычисление относительной молекулярной массы;
контрольная работа № 3.
8) «Химические элементы и соединения в организме человека». Питательные вещества, химические элементы в организме человека (О, С, Н, N, Ca, P, K), распространенность химических элементов в живой и неживой природе, биологическая роль микро- макроэлементов в организме человека, процесс дыхания, сбалансированность питания;
практическая работа № 4 «Определение питательных веществ в составе пищи»;
лабораторный опыт № 11 «Исследование процесса дыхания»;
9) «Геологические химические соединения». Полезные геологические химические соединения, природные ресурсы, месторождение, руда, состав руды, минералы, добыча природных ресурсов, полезные ископаемые Казахстана, экологические аспекты добычи минералов;
контрольная работа № 4.
14. Базовое содержание учебного предмета «Химия» 8 класса:
1) «Движение электронов в атомах». Распределение электронов в атомах, энергетические уровни, формы s и p орбиталей, электронная конфигурация, электронно-графическая формула, ион, образование ионов, составление формулы химического соединения методом «нулевой суммы»;
лабораторный опыт № 1 «Изготовление моделей атомов».
2) «Формулы веществ и уравнения химических реакций». Химическая формула, уравнения химических реакций, закон сохранения массы веществ, типы химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмен; химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;
демонстрация № 1 «Опыт, доказывающий закон сохранения массы веществ»;
лабораторный опыт № 2 «Соотношение масс реагирующих веществ»;
расчетные задачи: вычисление массовой доли элемента в химическом соединении по химической формуле, установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
3) «Химическая активность металлов». Окисление металлов, коррозия металлов, взаимодействие металлов с водой, взаимодействие металлов с растворами кислот, растворами солей, ряд активности металлов, сравнение активности металлов;
демонстрация № 2 «Взаимодействие активных металлов с водой»;
лабораторный опыт № 3 «Взаимодействие металлов с растворами кислот»;
демонстрация № 3 «Вытеснение металлов из растворов солей»;
практическая работа № 1 «Сравнение активности металлов»;
контрольная работа № 1;
4) «Количество вещества». Количество вещества, моль, число Авогадро, молярная масса вещества.
расчетные задачи: вычисление относительной молярной массы простых и сложных веществ, вычисления по химической формуле молярной массы, массы и количества вещества, вычисления числа атомов (молекул) в определенном количестве вещества;
5) «Стехиометрические расчеты». Решение задач по уравнениям химических реакций, молярный объём, относительная плотность газов, закон объёмных отношений, нормальные и стандартные условия.
расчетные задачи: вычисления по химической формуле молярной массы, массы и количества вещества, вычисление количества атомов и молекул по заданной массе или количеству вещества, вычисления массы, объема (газа) и количества вещества продукта реакции по уравнениям химических реакций, вычисление относительной плотности газов, объема газа при нормальных условиях, расчеты относительной плотности газов по кислороду и воздуху, вычисления по формулам с использованием понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем газа, закон Авогадро, вычисления с использованием понятия о объемных отношениях газов при химических реакциях;
6) «Знакомство с энергией в химических реакциях». Горение топлива и выделение энергии, при горении углеродсодержащего горючего в кислороде возможность образования углерода, угарного газа или углекислого газа, причины парникового эффекта и пути решения, экзотермические и эндотермические реакции, потенциал различного горючего, воздействие на окружающую среду, изменение энергии с точки зрения кинетической теории частиц, тепловой эффект реакции, термохимические уравнения;
лабораторный опыт № 4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии»;
расчетные задачи: вычисление теплового эффекта реакции по термохимическим уравнениям реакций;
7) «Водород. Кислород и озон». Водород – химический элемент и простое вещество, изотопы водорода (протий, дейтерий и тритий), свойства, применение и получение водорода, кислород – химический элемент и простое вещество, свойства, применение и получение кислорода, бинарные соединения водорода и кислорода, распространение в природе аллотропных видоизменений кислорода, озон, получение водорода и кислорода, значение озонового слоя Земли;
демонстрация № 4 «Разложение пероксида водорода»;
практическая работа № 2 «Получение водорода и изучение его свойств»;
практическая работа № 3 «Получение кислорода из пероксида водорода и изучение его свойств»;
расчетные задачи: вычисления массы, количества, объема (газа) вещества по известной массе, количеству или объему вещества одного из вступающих или получающихся в результате реакции веществ;
контрольная работа № 2;
8) «Периодическая система химических элементов». Структура периодической системы химических элементов, физический смысл атомного номера, группы, периода, периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов, характеристика элемента по положению в периодической системе, естественные семейства химических элементов, семейства щелочных металлов, галогенов, инертных газов, металлы и неметаллы, свойства химического элемента в зависимости от положения в периодической таблице;
9) «Виды химических связей». Электроотрицательность химических элементов, единство природы химических связей между атомами, ковалентная полярная и неполярная связь, ионная связь, аморфное и кристаллическое состояние веществ, типы кристаллических решеток, зависимость свойств веществ от их строения;
10) «Растворы и растворимость». Растворение веществ в воде, классификация веществ по растворимости в воде, растворы, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация, растворимость твердых веществ, жидкостей и газов в воде, кристаллогидраты, роль растворов в природе и повседневной жизни, влияние температуры на растворимость веществ;
лабораторный опыт № 5 «Изучение растворимости веществ»;
практическая работа № 4 «Влияние температуры на растворимость твердых веществ»;
практическая работа № 5 «Приготовление растворов с заданной процентной и молярной концентрации»;
расчетные задачи: вычисление растворимости вещества в воде, вычисление массовой доли растворенного вещества, массы растворителя, растворенного вещества, определение массы раствора по плотности и объему, вычисление молярной концентрации вещества в растворе;
контрольная работа № 3;
11) «Основные классы неорганических соединений». Кислоты: состав, номенклатура, классификация, свойства, получение и применение, основания: состав, номенклатура, классификация, свойства, получение и применение, соли: состав, номенклатура, классификация, свойства, получение и применение; генетическая связь между основными классами неорганических соединений;
лабораторный опыт № 6 «Изучение химических свойств оксидов»;
лабораторный опыт № 7 «Изучение химических свойств кислот»;
лабораторный опыт № 8 «Изучение химических свойств оснований»;
лабораторный опыт № 9 «Получение и свойства солей»;
расчетные задачи: вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продуктов или реагентов по известной массе, количеству или объему одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате реакции, процессов, происходящих в природе, вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества;
12) «Углерод и его соединения». Общая характеристика углерода, распространение углерода и его соединений в природе, аллотропные видоизменения углерода, области применения аллотропных видоизменений углерода, свойства углерода (алмаз, графит, карбин и фуллерен), оксиды углерода и их свойства, физиологическое действие угарного газа на живые организмы, круговорот углерода в природе;
практическая работа № 6 «Физические и химические свойства углерода»;
практическаяработа № 7 «Получение углекислого газа и изучение его свойств»;
расчетные задачи: вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества, объема продуктов или реагентов по известной массе, количеству или объему одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате реакции, процессов, происходящих в природе, вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества;
13) «Вода». Состав, свойства и применение воды, вода в природе, вода – универсальный природный растворитель, водные растворы и взвеси, уникальные свойства воды и ее значение для жизни, круговорот воды в природе, причины загрязнения воды, жесткость воды и способы ее устранения, значение воды и водных растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, способы очистки воды, очистка питьевой воды, проблемы питьевой воды в Республике Казахстан, охрана водного бассейна от загрязнений, экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане методы обнаружения воды при помощи безводного сульфата меди (ІІ);
лабораторный опыт № 10 «Определение жесткости воды»;
расчетные задачи: вычисление массовой доли растворенного вещества, массы растворителя, растворенного вещества;
контрольная работа № 4.
15. Базовое содержание учебного предмета «Химия» 9 класса:
1) «Электролитическая диссоциация». Электролиты и неэлектролиты, основные положения теории электролитической диссоциации С.Аррениуса, механизм электролитической диссоциации, зависимость электрической проводимости растворов или расплавов веществ от вида химической связи, сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах, диссоциации многоосновных кислот, кислых и основных солей, кислотность и щелочность растворов, реакции ионного обмена и условия их протекания, химические свойства растворов кислот, оснований и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации, гидролиз солей;
демонстрация № 1 «Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью»;
лабораторный опыт № 1 «Определение рН растворов кислот, щелочей»;
практическая работа № 1 «Реакции ионного обмена»;
лабораторный опыт № 2 «Гидролиз солей»;
расчетные задачи: вычисление количества вещества, массы, объема продукта реакции по химическим уравнениям, вычисление степени диссоциации;
2) «Качественный анализ неорганических соединений». Качественные реакции на катионы, определение катионов: Li+, Na+, K+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Cu2+ по окрашиванию пламени, качественные реакции на анионы, качественный анализ состава неорганического соединения;
лабораторный опыт № 3 «Определение катионов: Li+, Na+, K+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Cu2+ по окрашиванию пламени»;
лабораторный опыт № 4 «Качественные реакции на катионы: Fe2+, Fe3+, Cu2+»;
лабораторный опыт № 5 «Определение анионов: Сl–, Br–, I–, PO43–, SO42–, CO32–, NO3–, SiO32– в водных растворах»;
практическая работа № 2 «Качественный анализ состава неорганического соединения»;
расчетные задачи: расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
3)«Скорость химических реакций». Скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химической реакции, скорость реакций с точки зрения кинетической теории частиц, катализаторы, ингибиторы, действие катализатора и ингибитора на скорость реакции;
демонстрация № 2 «Скорость различных химических реакций»;
лабораторный опыт № 6 «Влияние температуры концентрации и размера частиц на скорость реакции»;
практическая работа № 3 «Влияние катализатора на скорость реакции»;
4) «Обратимые реакции». Химическое равновесие, равновесие как динамический процесс, смещение химического равновесия, принцип Ле-Шателье-Брауна, влияние изменения условий на скорость химической реакции и на состояние химического равновесия, химическое равновесие с точки зрения кинетической теории частиц;
демонстрация № 3 «Обратимые химические реакции»;
лабораторный опыт № 7 «Смещение химического равновесия»;
контрольная работа № 1;
5) «Окислительно-восстановительные реакции». Степень окисления химических элементов, определение степени окисления по формулам соединений, понятие об окислителе и восстановителе, окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса;
6) «Металлы и сплавы». Общая характеристика металлов, металлическая связь и кристаллическая решетка металлов, физические и химические свойства меди и железа, способность металлов проявлять только восстановительные свойства, сплавы железа и их применение, понятие о металлургии, производство чугуна и стали, развитие металлургии в Казахстане, способы получения металлов и их сплавов, важнейшие месторождения металлов и их соединений в Казахстане, процессы добычи металлов, влияние на окружающую среду, получение металлов;
демонстрация № 4 «Модели кристаллических решеток металлов»;
демонстрация № 5 «Металлы и сплавы»;
расчетные задачи: Вычисление массы вещества по уравнению реакции, если известна масса другого вещества, содержащего определенную массовую долю примеси, расчет выхода массы вещества по сравнению с теоретически возможным значением с производственным и экологическим содержанием;
7) «Элементы 1 (I), 2 (II) и 13 (III) групп и их соединения (6 часов)». Элементы 1 (I) группы и их соединения, общие свойства щелочных металлов на основе строения их атомов, основные свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов и их применение, элементы 2 (II) группы и их соединения, общие свойства металлов 1 (I) и 2 (II) группы, основные свойства оксидов и гидроксидов кальция и их применение, элементы 13 (III) группы, алюминий и его соединения, области применения алюминия и его сплавов, амфотерные свойства алюминия, его оксида и гидроксида;
демонстрация № 6 «Взаимодействие натрия, кальция с водой»;
лабораторный опыт № 8 «Взаимодействие оксида кальция с водой, раствором кислоты»;
демонстрация № 7 «Алюминий и его сплавы»;
лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие алюминия с раствором кислоты и щелочи»;
практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»;
расчетные задачи: вычисление массы вещества (реагента или продукта) по уравнению реакции, если известна масса другого вещества, содержащего определенную массовую долю примеси, расчет выхода массы вещества по сравнению с теоретически возможным значением с производственным и экологическим содержанием;
контрольная работа № 2;
8) «Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V) групп, 14 (IV) групп и их соединения». Элементы 17 (VII) группы, галогены, вид связи и тип кристаллической решетки, тенденции изменения свойств галогенов в группе, хлор, химические свойства хлора: взаимодействие с металлами, водородом и галогенидами, состав, свойства и применение хлороводородной кислоты;элементы 16 (VI) группы, сера, физические свойства аллотропных видоизменений серы,химические свойства серы, основные соединения серы и их физические и химические свойства, причины возникновения и экологическое воздействие кислотных дождей, серная кислота, общие и специфические свойства серной кислоты и ее соли, свойства и применение, элементы 15 (V) группы: азот, свойства азота и круговорот азота в природе, аммиак, свойства аммиака, получение и применение, производство аммиака, (синтез Габера), азотная кислота, свойства азотной кислоты, специфические свойства азотной кислоты и нитратов, фосфор и его соединения, аллотропные модификации фосфора, месторождения соединений фосфора в Казахстане, химические свойства фосфора и его соединений, минеральные удобрения, рациональное использование и производство их в Казахстане, воздействие азотных и фосфорных удобрений на окружающую среду, элементы 14 (IV) группы кремний и его соединения, области применения кремния и его значение в качестве полупроводника, жидкие кристаллы, тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния, химические свойства кремния и его соединений, силикатная промышленность Казахстана;
демонстрация № 8 «Аллотропные видоизменения серы»;
практическая работа № 5 «Изучение химических свойств разбавленной серной кислоты и ее солей»;
лабораторный опыт № 10 «Изготовление модели молекулы азота»;
лабораторный опыт № 11«Изготовление модели молекулы аммиака»;
практическая работа № 6 «Получение аммиака и изучение его свойств»;
лабораторный опыт № 12«Свойства азотной кислоты общие с другими кислотами»;
демонстрация № 9 «Минеральные удобрения»;
демонстрация № 10 «Модели кристаллических решеток алмаза, кремния, диоксида кремния и карбида кремния»;
расчетные задачи: расчеты по химическим уравнениям, задачи, где одно вещество из исходных веществ взято в избытке, вычисление массы вещества (реагента или продукта) по уравнению реакции, если известна массовая доля практического выхода продукта реакции, вычисление массы продукта реакции по массе другого вещества, содержащего определенную массовую долю примеси;
9) «Химические элементы в организме человека». Химический состав организма человека, макроэлементы, микроэлементы и их значения, значение элементов, входящих в состав организма человека: О, С, Н, N, Ca, P, K, S, Cl, Mg, Fe, сбалансированный рацион питания жителей Казахстана, определение некоторых химических элементов организма, источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, воздействие тяжелых металлов на организмы;
лабораторный опыт № 13 «Определение кальция в составе костей»;
лабораторный опыт № 14 «Определение углерода в составе пищевых продуктов»;
контрольная работа № 3;
10) «Введение в органическую химию». Органическая химия – химия соединений углерода, основные понятия теории строения органических соединений А.М. Бутлерова, особенности органических веществ, классификация органических соединений, понятие функциональной группы, гомологические ряды органических соединений, номенклатура органических соединений, изомерия органических соединений;
демонстрация № 11 «Модели метана, этана, этена, этина, этанола, этаналя, этановой кислоты, глюкозы, аминоэтановой кислоты»;
демонстрация № 12 «Модели первых пяти представителей алканов и спиртов линейного строения»;
демонстрация № 13 «Модели изомеров пентана»;
расчетные задачи: нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по относительной плотности и массовой доле элементов;
11) «Углеводороды. Топливо». Классификация, номенклатура и изомерия углеводородов, насыщенные углеводороды, алкан, метан, ненасыщенные углеводороды, алкены, этилен, алкины, ацетилен, арены, бензол, генетическая связь между углеводородами, природные источники углеводородов, углеводородное топлив, месторождения, добыча и переработка природного газа, нефти, угля в Казахстане, экологические проблемы при добыче, переработке и применении углеводородов, использование углеводородов в различных отраслях экономики и в быту, альтернативные виды топлива, нефть, фракции нефти и области применения продуктов перегонки сырой нефти;
демонстрация № 14 «Горение этилена, обесцвечивание растворов бромной воды и перманганата калия»;
демонстрация № 15 «Виды топлива»;
демонстрация № 16 «Нефть и нефтепродукты»;
расчетные задачи: определение формулы органического вещества по известной массе или объему продуктов реакции и относительной плотности по определенному веществу;
12) «Кислородсодержащие и aзотсодержащие органические соединения». Классификация и номенклатура кислородосодержащих органических соединений, метанол, этанол, ядовитость спиртов и губительное действие этилового спирта на организм человека, представители кислородсодержащих соединений, применение этандиола, пропантриола, этановой кислоты, глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы, карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры, мыла и синтетические моющие средства, влияние синтетических моющих средств на окружающую среду, углеводы, белки, аминокислоты, биологически важные органические соединения, пищевая промышленность Казахстана;
лабораторный опыт № 15 «Исследование свойств уксусной кислоты»;
лабораторный опыт № 16 «Денатурация белков»;
расчетные задачи: вычисление массы органического вещества (реагента или продукта) по уравнению реакции, если известна масса другого вещества, содержащего определенную массовую долю примеси, расчет выхода массы органического вещества по сравнению с теоретически возможным значением с производственным и экологическим содержанием, расчет объема кислорода, воздуха по уравнениям реакции горения метана, бутана, этанола;
контрольная работа № 4.
Глава 3. Система целей обучения
16. В программе для удобства использования учебных целей введена кодировка. В коде первое число обозначает класс, второе и третье числа –раздел и подраздел, четвертое число показывает нумерацию учебной цели. Например, в кодировке 9.2.1.2 «9» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «2» – нумерация учебной цели.
17. Система целей обучения расписаны для каждого класса:
1) частицы вещества:
Обучающиеся должны: | |||
1.1 Атомы, ионы и молекулы | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
7.1.1.1 знать, что изучает наука «Химия»; 7.1.1.2 знать и понимать правила техники безопасности при работе с веществами, приборами и оборудованием в химической лаборатории и кабинете; 7.1.1.3 различать физические и химические явления; 7.1.1.4 знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных веществ согласно теории частиц; 7.1.1.5 изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц; 7.1.1.6 изучить процесс кипения воды, построить кривую нагревания и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц | 8.1.1.1 знать моль, как единицу измерения количества вещества и знать число Авогадро; 8.1.1.2 вычислять массу, количество вещества и число структурных частиц по формулам | ||
1.2 Строение и состав атома | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
7.1.2.1 знать различие атомов и молекул; 7.1.2.2 знать, что каждый химический элемент обозначается символом и является определенным видом атомов; 7.1.2.3 уметь классифицировать элементы на металлы и неметаллы; 7.1.2.4 уметь классифицировать вещества на простые и сложные; 7.1.2.5 знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в атоме, массу, заряд; 7.1.2.6 знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра первых 20 элементов; 7.1.2.7 знать понятие «изотоп»; 7.1.2.8 понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при формировании планет; 7.1.2.9 понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами; 7.1.2.10 знать определение относительной атомной массы химических элементов; 7.1.2.11 уметь правильно составлять формулы биэлементных химических соединений, используя названия элементов, валентность и их атомные соотношения в соединениях; 7.1.2.12 рассчитывать относительную молекулярную/ формульную массу по формуле химического соединения | |||
1.3 Распределение и движение электронов в атомах. Образование ионов из атомов | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
8.1.3.1 понимать, что электроны в атомах распределяются последовательно по энергетическим уровням на возрастающем расстоянии от ядра; 8.1.3.2 понимать, что число электронов на каждом энергетическом уровне не превышает определенного максимального значения; 8.1.3.3 знать форму s и p орбиталей; 8.1.3.4 уметь писать электронные конфигурации и электронно-графические формулы первых 20 химических элементов; 8.1.3.5 понимать, что атомы могут принимать или терять электроны, что приводит к образованию ионов; 8.1.3.6 составлять формулы соединений методом «нулевой суммы» | |||
1.4 Виды химичес ких связей | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
8.1.4.1 объяснять образование ковалентной связи, основываясь на понятии электроотрицательности; 8.1.4.2 описывать механизм образования ионной связи и предсказывать свойства ионных соединений; 8.1.4.3 объяснять зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки | 9.1.4.1 объяснять свойств металлов, применяя знания о металлической связи и металлической кристаллической решетке; 9.1.4.2 описывать характерные физические и химические свойства металлов, объяснять способность металлов проявлять только восстановительные свойства; 9.1.4.3 знать понятие сплав и объяснять его преимущества; 9.1.4.4 сравнивать состав и свойства чугуна и стали; 9.1.4.5 составлять электронные формулы молекул галогенов, определять вид связи и тип кристаллической решетки; 9.1.4.6 объяснять молекулярную, электронную и структурную формулы аммиака; 9.1.4.7 знать молекулярную формулу азотной кислоты и объяснять образование химической связи между атомами; 9.1.4.8 описать тип кристаллической решетки и вид химической связи кремния, диоксида и карбида кремния; |
2) закономерности протекания химических реакций: