ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА




Раннее детство в жизни ребенка занимает весьма сво­еобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте несколько снижаются темпы увеличения веса и роста тела, но при этом значительно совершенствуется мно­жество навыков и умений. Удивительны результаты психи­ческого развития в этом возрасте. Это уверенная ходьба и развернутая предметная деятельность, достаточно развитая речь и предметное мышление, наконец, это первое рожде­ние личности ребенка, становление его «Я». Конечно, все они стали возможными, благодаря предшествующей исто­рии психического развития. Поэтому имеет смысл напом­нить основные психологические новообразования, с кото­рыми ребенок вступил в раннее детство. Это:

- акты хватания и подражания, как важнейшие эле­
менты формирующейся предметной деятельности;

- потребность в общении с другими людьми;

- зачатки формирующегося самосознания личности.

Как же идет далее процесс психического развития ребенка? Почему происходит смена ведущего типа деятель­ности? Какие факторы влияют на эту смену? В чем основ­ные особенности развития ребенка в этом возрасте? Нако­нец, каким образом осуществляется процесс осознания ребенком своей отдельности? Ведь именно в этом возрас­те происходит первое рождение личности ребенка,станов­ление его «Я».


66 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________

мотивационных механизмов, он полагал что функциональ­ные механизмы восприятия, которыми являются его сенсор­ные функции - зрительная, слуховая, тактильная и другие генотипически обусловлены, поскольку «возрастные измене­ния функционального состава восприятия свидетельству­ют о действии биологических закономерностей (онтогене­за) и прямом влиянии априорных свойств человека на эту сторону перцептивных процессов». Операционные же ме­ханизмы восприятия - измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующе-контрольные и другие формируются на основе функциональных в «процессе прак­тического оперирования с вещами и явлениями», «посред­ством образования, дифференцировки и генерализации ус­ловных связей, в которых и осуществляется тренировка функций»1. Выделение Б.Г.Ананьсиым функциональных и операционных механизмов восприятия позволяет понять движущие силы перцептивного развития, обусловленные сложными, противоречивыми отношениями между этими двумя составляющими. Мотивационная составляющая восприятия определяет направленность, селективность и напряженность развития всех перцептивных процессов. Потребность в видении, слышании, осязании и других ви­дах сенсорной деятельности, сенсорный голод, как след­ствие неудовлетворения этих потребностей, познаватель­ный интерес - все это оказывает влияние на функциональ­ные и операциональные механизмы восприятия и их взаимодействие. И еще об одном аспекте изучения перцеп­тивного и психомоторного развития ребенка.

В последнее время, особенно в рамках нейро-линг-вистсческого программирования - одного из современ­ных направлений в психотерапии - подчеркивается, что поведение и мышление человека в значительной мере обус­ловлено действием предпочитаемой им сенсорной систе-

1 Ананьев L,Г '(ипрпшшп М.Д., Кудрявцева И.А. Ук. соч. С. 32 "П.


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца


Э

К

мы -визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (чувственно-двигательной). Выбор реп­резентативной сенсорной системы обусловлен уровнем чувствительности каждой из них: чем более развита у ин­дивида чувствительность какой-либо системы, посред­ством которой осуществляется сбор информации об окру­жающем мире, тем вероятнее подсознательный выбор в ее пользу. На рис. 3 представлены глазодвигательные реак­ции «нормально организованного» правши, по которым можно судить о представлеиности сенсорных систем.

Рис. 3. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши

Зк - зрительно конструируемые образы;

Зэ - зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы;

Ск - аудиально конструируемые звуки или слова;

С-) - аудиально вспоминаемые звуки или слова;

К кинестетические ощущения, а также вкус и запах;

С - слуховые сигналы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: