Раннее детство в жизни ребенка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте несколько снижаются темпы увеличения веса и роста тела, но при этом значительно совершенствуется множество навыков и умений. Удивительны результаты психического развития в этом возрасте. Это уверенная ходьба и развернутая предметная деятельность, достаточно развитая речь и предметное мышление, наконец, это первое рождение личности ребенка, становление его «Я». Конечно, все они стали возможными, благодаря предшествующей истории психического развития. Поэтому имеет смысл напомнить основные психологические новообразования, с которыми ребенок вступил в раннее детство. Это:
- акты хватания и подражания, как важнейшие эле
менты формирующейся предметной деятельности;
- потребность в общении с другими людьми;
- зачатки формирующегося самосознания личности.
Как же идет далее процесс психического развития ребенка? Почему происходит смена ведущего типа деятельности? Какие факторы влияют на эту смену? В чем основные особенности развития ребенка в этом возрасте? Наконец, каким образом осуществляется процесс осознания ребенком своей отдельности? Ведь именно в этом возрасте происходит первое рождение личности ребенка,становление его «Я».
66 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________
мотивационных механизмов, он полагал что функциональные механизмы восприятия, которыми являются его сенсорные функции - зрительная, слуховая, тактильная и другие генотипически обусловлены, поскольку «возрастные изменения функционального состава восприятия свидетельствуют о действии биологических закономерностей (онтогенеза) и прямом влиянии априорных свойств человека на эту сторону перцептивных процессов». Операционные же механизмы восприятия - измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующе-контрольные и другие формируются на основе функциональных в «процессе практического оперирования с вещами и явлениями», «посредством образования, дифференцировки и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций»1. Выделение Б.Г.Ананьсиым функциональных и операционных механизмов восприятия позволяет понять движущие силы перцептивного развития, обусловленные сложными, противоречивыми отношениями между этими двумя составляющими. Мотивационная составляющая восприятия определяет направленность, селективность и напряженность развития всех перцептивных процессов. Потребность в видении, слышании, осязании и других видах сенсорной деятельности, сенсорный голод, как следствие неудовлетворения этих потребностей, познавательный интерес - все это оказывает влияние на функциональные и операциональные механизмы восприятия и их взаимодействие. И еще об одном аспекте изучения перцептивного и психомоторного развития ребенка.
|
В последнее время, особенно в рамках нейро-линг-вистсческого программирования - одного из современных направлений в психотерапии - подчеркивается, что поведение и мышление человека в значительной мере обусловлено действием предпочитаемой им сенсорной систе-
1 Ананьев L,Г '(ипрпшшп М.Д., Кудрявцева И.А. Ук. соч. С. 32 "П.
Глава 2. Психическое развитие младенца
|
![]() |
>СЭ |
К |
мы -визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) или кинестетической (чувственно-двигательной). Выбор репрезентативной сенсорной системы обусловлен уровнем чувствительности каждой из них: чем более развита у индивида чувствительность какой-либо системы, посредством которой осуществляется сбор информации об окружающем мире, тем вероятнее подсознательный выбор в ее пользу. На рис. 3 представлены глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши, по которым можно судить о представлеиности сенсорных систем.
Рис. 3. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши
Зк - зрительно конструируемые образы;
Зэ - зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы;
Ск - аудиально конструируемые звуки или слова;
С-) - аудиально вспоминаемые звуки или слова;
К кинестетические ощущения, а также вкус и запах;
С - слуховые сигналы.