ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ




Знакомство детей с русским народным костюмом и декоративное рисование (ГОУ д/с № 1191).

(Вариант 1)

Тема Программное содержание
1. Русский народный костюм Познакомить детей с русским народным костюмом, его основными частями: рубаха, сарафан или понева, фартук, душегрея, головной убор; декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружева. Выделить различия женского народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные области, Центральная Россия), семейного положения. Дать представление о том, что народный костюм является частью русской культуры. Воспитывать интерес и уважение к русской истории, традициям народа. Оборудование. Иллюстрации из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX вв.»
2. Роспись ткани Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, с тем, как создавалась ткань, как окрашивалась; познакомить со способом создания набивной ткани, характерными особенностями - основные цвета: красный, синий и их сочетания; элементы узора: геометрический, растительный, зооморфный. Учить создавать рисунок на ткани способом набивки, правильно располагая элементы узора. Оборудование. Альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», образцы тканей, тонированные листы бумаги, печатки, гуашь, тушь
3. Рисование.Роспись ткани Продолжать знакомство детей с тканью для народного костюма, учить расписывать ткань вручную, используя геометрические
    и растительные элементы. Оборудование. Образцы тканей, альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», тонированные детьми листы бумаги, гуашь, акварель
4. Рисование. Лоскутные коврики в холодных и теплых тонах. Коллективная работа Познакомить детей с «лоскутной» техникой, учить составлять узор, симметрично располагая лоскутки одной ткани; закрепить представление о теплых и холодных, близких и контрастных тонах; воспитывать умение работать коллективно. Оборудование. Лоскутные коврики, ширма для кукольного театра, сшитая в «лоскутной» технике, бумага 50X75 см, гуашь, акварель, тушь, восковые мелки, ножницы, клей
5. Рисование. Роспись одежды Познакомить детей с элементами орнамента; дать представление о том, что в нем отражается связь человека с окружающим миром, что элементы узора изображают предметы и явления природы (солнце, земля, колосья, ячменное поле и т.п.). Учить рисовать по мотивам народного орнамента, использовать характерное сочетание цветов. Оборудование. Силуэтные изображения из бумаги -фартук, рубаха, сарафан, гуашь
6. Знакомство с головными уборами. Рисование. «Портрет русской красавицы» Познакомить детей с женским головным убором, его видами: кокошник, повязка, кичка с сорокой; его конструктивными элементами (налобник, позатыльник), украшениями (золотая вышивка, бисер, жемчуг, кружевная оборка), предназначением (замужние женщины прятали волосы под головной убор). Учить детей рисовать портрет русской красавицы в головном уборе, передавая его характерные особенности, закреплять умение использовать различные материалы: пастель, восковые мелки, акварель. Оборудование. Альбом «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова; для анализа детских работ подготовить рамки в виде окон со ставнями, куда дети поставят свои рисунки; бумага А2, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, пастель.
7. Конструирование народного костюма Учить создавать костюм по мотивам русского народного костюма, передавая его конструктивные особенности, элементы декора так, чтобы по костюму можно было многое узнать о его владелице. Воспитывать умение работать коллективно. Оборудование. Силуэтные куклы. Силуэты одежды -рубаха, сарафан, понева, фартук, головной убор; гуашь
8. Итоговое занятие «Бабушкин сундук» Закрепить и обобщить представление детей о русском народном костюме, продолжать учить рисовать русский костюм, развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма. Воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции. Оборудование. Иллюстрация из альбома «Русское народное искусство XVIII—XX вв.», репродукции картин А. Венецианова, В. Васнецова, народный костюм, сделанный воспитателем, кружево, вышивка, костюмы, созданные в ателье «Детская мода и театр», бумага белая 35x24 см, 30x42 см, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки.

 

 

Знакомство с русским народным костюмом и декоративное рисование

(О.П. Бурлакова - преподаватель изостудии ГОУ д/с № 1262).

(Вариант 2)

Название занятия Программное содержание
1. Выставка народного костюма Познакомить детей с русским женским и мужским костюмами. Учить видеть красоту костюма, разнообразие тканей и отделки платьев, сарафанов,
    кафтанов.
    Учить различать костюм повседневный и праздничный.
    Оборудование. Русский костюм, представленный в «музее» детского сада
2. Роспись каймы на одежде Пополнить представления о русском костюме: кайма на русском костюме - это оберег. Кайма украшает рукава, подол и пр. Учить составлять узор на кайме для одежды, использовать знакомые элементы,сочетания цветов, чередование элементов по цвету.
    Оборудование. Выставка русских народных костюмов, иллюстрации с изображением старинной одежды, украшенной каймой, бумага 7X30 см, гуашь, силуэты одежды для украшения детскими работами
3. Роспись платка Учить рассматривать кружевные платки, видеть их ажурность, легкость.
    Учить составлять узор на квадрате, выделять углы, кайму, украшать середину.
    Учить рисовать всей кистью и ее концом.
    Оборудование. Ажурные платки, фотографии, иллюстрации, разноцветная бумага 25x25 см, гуашь
4. Роспись кокошника Учить рассматривать головные уборы, выделять особенности построения узора на кокошнике.
    Учить составлять узор для кокошника, выделять его середину крупным элементом и располагать по краям одинаковые элементы поменьше, выбирать элементы и цвет. Оборудование. Выставка головных уборов, репродукции картин, иллюстрации с изображением кокошников, бумага в форме разных кокошников, гуашь
5. Роспись ткани Знакомить с работой художника по ткани, учить рассматривать ткани, выделять элементы узора, сочетания цветов. Учить составлять узор для ткани, чередуя одинаковые элементы по форме и цвету, выбирать цвета. Оборудование. Ткани с разнообразным рисунком, иллюстрации с изображением костюмов, разноцветная бумага, гуашь
6. Роспись костюма к празднику Учить составлять узор для одной из частей костюма (кушак, головной убор, кайма, воротник, кокошник и пр.) из растительного или геометрического узора. Развивать чувство цвета. Побуждать видеть красоту русского народного костюма.
    Оборудование. Выставка костюмов, бумага в виде полосы, прямоугольника, воротника, кокошника и т.п., гуашь.
       

 

 

Знакомство с гжельской росписью и декоративное рисование,

лепка (ГОУ д/с № 1191)

 

Название занятия Программное содержание
1. Экскурсия в музей народного искусства. Выставка предметов гжельской росписи Познакомить детей с гжельским фарфором, особенностями формы, узорного оформления (колорит, композиция). Расширять знания детей о художественном
    промысле. Воспитывать уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам. Оборудование. Выставка гжельской посуды: самовары с чайниками, чашки,сахарница, масленка, ваза, молочник-лев, скульптура малой формы - кошки, иллюстрации, открытки, значки с изображением цветка гжели
2. Рисование каймы по мотивам гжельской росписи Учить детей рассматривать узоры на предметах, выделять кайму, чередование элементов: мазков, точек, линий разного характера - широкие, тонкие, петельки и пр. Составлять узор на полосе из мазков, точек, линий, передавать чередование двух элементов, рисовать всей кистью и ее концом. Оборудование. Выставка посуды, самовар, чайник, бумага белая 5x20 см, гуашь
3. Рисование гжельской розы Продолжать знакомить детей с элементами гжельской росписи - гжельским цветком; поддерживать интерес детей к гжельской росписи. Учить составлять узор на квадрате, выделять середину. Учить приемам рисования гжельской розы. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать всей кистью (лепестки) и ее концом (мелкие детали - веточки, усики). Оборудование. Выставка посуды, чашки, чайник, иллюстрации с изображением гжельской розы, бумага белая 15X15 см, синяя акварель (кобальт)
4. Рисование. «Букет для Снегурочки» (по мотивам гжельской росписи). Коллективная работа Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из элементов гжельской росписи, располагать на листе бумаги. Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета. Продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом, составлять оттенки синего цвета. Учить работать коллективно, договариваться друг с другом и решать общую задачу. Оборудование. Выставка гжельской посуды с изображением разных цветов, бумага белая ватман А2, акварель (или тушь)
5. Роспись скатерти гжельскими цветами Закреплять умение рисовать элементы гжельской росписи каймы: цветы, листья, завитки и т.д. Учить составлять симметричный узор, создавать единую композицию на ткани. Учить работать коллективно, выполняя общую задачу - рисование скатерти для оформления зала к празднику «Выпуск детей в школу».
    Развивать творчество, воображение, художественный вкус. Оборудование. Выставка гжельской посуды с изображением разных цветов, бумага белая ватман А2, акварель
6. Роспись посуды из папье-маше (или лепки) Учить расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи: посуду из папье-маше или лепку из глины.
    Учить выделять кайму и середину предмета. Совершенствовать навык расположения узора в соответствии с формой предмета. Развивать творчество, фантазию. Оборудование. Выставка гжельской посуды, чашки и блюдца из папье-маше (или детская лепка из глины), акварель (гуашь)
       

 

«В гостях у гжельских мастеров»

(Н.В. Савченко - преподаватель изостудии ГОУ д/с № 1387)

Название занятия
   
1. Бокалы для Деда Мороза и Снегурочки
2. Гжельские цветы на тарелках
3. Гжельские узоры
4. Головные уборы для девочек и мальчиков (сдвоенное занятие)
5. Гжельская скатерть. Батик (коллективная работа).
6. Украсим терем Деда Мороза (коллективная работа)
7. Старинные куклы. Конструирование из бумаги
8. Снегурочка (сдвоенное занятие)

 

Ознакомление с орнаментом по мотивам русской народной

вышивки

(Л.И. Романова - преподаватель изостудии ГОУ д/с № 563)

 

Название занятия Программное содержание
1. Экскурсия на выставку вещей, украшенных орнаментом Познакомить детей с понятиями «орнамент», «узор». Побуждать видеть разнообразие орнаментов, многогранность его использования
2. Знакомство с русским Познакомить детей с элементами русского
  народным костюмом народного костюма, его украшением. Учить выделять места расположения декора, орнаментальных мотивов
3. Украшение передника Учить создавать орнамент из прямых и ломаных линий, передавая ритм, повтор (чередование) элементов
4. Рисование клетчатой ткани Учить создавать клетчатую ткань из пересечения прямых линий на основе узоров народного творчества
5. Украшение женской и мужской рубах Учить создавать орнамент из волнистых линий, дуг, кругов для украшения рубахи,
  линейно-геометрическим узором вписывать орнамент в прямоугольные формы (плечевые вставки, низ подола) по косой, по кругу (воротушка, круглая вставка)
6. Роспись ткани на сарафан Учить передавать характерные рисунки ткани для сарафанов способом набивки
7. Роспись головного убора типа кокошник Учить составлять растительный узор, вписывая его в прямоугольник, полукруг, треугольник, трапецию
8. Роспись платков Учить создавать узор методом набивки
  набивным орнаментом по всему пространству квадрата и углы
9. Роспись русской народной верхней одежды (навершник, Учить декорировать одежду в местах традиционного расположения орнамента: горловину, низ рукава и подол
  шушпан)  
10. Роспись сапог Учить украшать сапоги полосками орнамента по голенищу

 

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫЗАНЯТИИ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Знакомство с дымковскими игрушками

Программное содержание:

Познакомить детей с новым видом народной игрушки — дымковской. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал — глину, украшения игрушек, нарядность, яркость. Воспитывать интерес к народному искусству.

Материал: дымковские игрушки, слайды, кукла Петрушка.

Ход занятия

Входит Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте, ребята!

 

Я веселая игрушка,.

А зовут меня... (Петрушка).

Верно!

Я самый веселый на свете.

За это нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,

А привел своих друзей.

А где же они?

 

Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.

Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка - это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и поку­пать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.

Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.

Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах орга­низована выставка дымковской игрушки.

Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку.

Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.).

Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они — дымковские.

- Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.)

- Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)

Теперь заглянем в дымковские мастерские. (Показ слайдов.)

Посмотрите, сколько здесь глины. Из нее лепят игрушки. Это печь. В нее кладут игрушки и обжигают. Они становятся твердые, крепкие, звонкие.

В этой посуде разводят мел на молоке и белят игрушки. Потом украшают игрушки яркими узорами.

-Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.)

- Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый - солнечные, зеленый, синий, черный.)

Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы.

Дети выбирают игрушки.

Петрушка (расхваливает товар):

 

Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Петрушка. Вот дымковская карусель приглашает нас к себе!

Дети ставят игрушки. Игра «Карусель».

Петрушка. Праздник нам кончать пора,

Собирайся, детвора!

С «дымкой» расстаемся мы сейчас,

Только всем покажем русский пляс!

Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.

 

 

Рисование. Дорожка для коня

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить выделять один из элементов узора — круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов. Пробуждать интерес к дымковской игрушке.

Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5x25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.

Ход занятия

Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку?

— Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.)

— Из чего они сделаны? (Из глины.)

Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня.)

 

Вот конь да конь,

Он копытом бьет,

Удила грызет!

Нет свободы, нет простора,

Негде ему скакать!

Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узо­ром.

 

Воспитатель выбирает элемент узора — круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковс­кие мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.)

Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее круга­ми. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх).

Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга.

В ходе занятия воспитатель вместе с Петрушкой помогает детям располо­жить круги, в рисовании кругов, точек.

В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петруш­кой.

Воспитатель.

—Какие дорожки самые красивые?

—У кого все кружочки одинаковые?

—По каким дорожкам вам хочется побегать?

—Какие дорожки выберет конь?

Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками.

Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем.

Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения — точки.

 

Рисование. Ткань на юбку для дымковской барышни

 

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).

Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, черный для точек.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Материал: дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, трафареты с изображением дымковской барышни; бумага белая 15x15 см, гуашь.

Ход занятия

Входит воспитатель с двумя трафаретами дымковских барышень (одна веселая, другая грустная).

Воспитатель. Кто догадался, в чем дело? (У дымковской барышни не укра­шена юбка.)

В слободе на Вятке,

Прямо у колодца,

Дымковская барышня

Плачет и смеется:

«Все мои подружки,

Сестренки и братья

К празднику одели

Дымковские платья.

Только мне, бедняжке,

Очень уж обидно —

Не хватило ткани

Для меня, как видно».

 

Воспитатель предлагает нарисовать узор для юбки. Дети рассматривают дымковские игрушки, выделяют клетчатый узор, рассказывают, как нари­совать линии узора, показывают движение рукой на листе: сначала верти­кальные, потом горизонтальные. (Сначала по краям и посередине.) Каждую клетку украсить кругами одного цвета, а вокруг круга нарисовать черные точки. Цвет каждый мастер выбирает самостоятельно.

Педагог сухой кистью показывает последовательность рисования линий на листе. Уточняет, что затем в каждой клеточке нужно нарисовать круг и в конце — точки вокруг круга.

Дети рисуют узор. Воспитатель уточняет последовательность расположе­ния элементов узора.

В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать самые прямые линии, у кого получились ровные клетки.

Воспитатель.

- Кто нарисовал самые красивые круги и украсил их?

- Кто нарисовал самый сказочный дымковский узор?

Выбранные работы вставить в трафарет — «одеть» барышню. Барышня выбирает самую яркую, нарядную юбку.

Советы воспитателю. Рассмотреть на выставке дым ковские и гру ш ки с клет­чатым узором и их изображения на иллюстрациях, фотографиях, найти зна­комые элементы, красивые сочетания цветов, яркие, солнечные.

 

Рисование. Хвост для дымковского индюка

Программное содержание:

Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знако­мые образы, выделять новые элементы узора — кольцо и в середине круг, соче­тания цветов, украшения черным цветом (точки, черточки).

Учить составлять узор на розете, украшать лепестки и середину, выбирать цвета и украшения.

Материал: дымковские игрушки, украшенные кольцом и кругом; розета белого цвета диаметром 20 см, гуашь.

Ход занятия

Воспитатель. Почтальон принес письмо, в котором нас просят прислать наши узоры на выставку.

— Как вы думаете, где будет выставка?

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке, все кругом,

Голубые дали,

И село большое...

(Дымково назвали.)

 

Правильно, нам предложили послать рисунки в село Дымково.

- Что же нам с вами послать? (Узоры.)

Воспитатель показывает дымковского индюка.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный...

...Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная — индюк.

- Нравится вам эта игрушка?

- Какой формы у него хвост? (Похож на круг и на розету.)

- Чем украшен хвост? (Кольцами и кругами, точками.)

- Какие краски любят дымковские мастера? (Желтый, красный, оранжевый и черный цвета.)

Воспитатель предлагает рассмотреть бумагу в форме розеты, найти сере дину, лепестки. Она напоминает цветок.

Затем предлагает детям сухой кистью на каждом лепестке «нарисовать» кольцо одного цвета, а потом в каждом - круг другого цвета и середину. А затем кольцо украсить точками. Показывает кольцо на игрушке.

Педагог уточняет расположение колец на форме, их цвет, напоминает, что для круга нужно выбрать другой цвет, и т.д.

В конце занятия вместе с индюком рассмотреть все узоры, выбрать самые красивые - одинаковые кольца, хорошо подобран цвет, получились веселые узоры, тонкие украшения точками.

Выбрать самый красивый хвост для индюка.

Советы воспитателю. Выставка дымковских индюков и изображений на иллюстрациях. Чтение стихотворений о дымковских игрушках.

 

Рисование. Составление узора на круге

Программное содержание:

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.

Учить составлять узор на круге, выделяя середину и кайму, украшая ее кольцами одного цвета и в кольце круг другого цвета: делить кайму на 4 части, затем располагать кольца между ними.

Украшать круг, кольцо черными точками или черточками. Выбирать соче­тания цветов, украшения.

Воспитывать интерес к глиняной игрушке.

Материал: дымковский индюк и другие игрушки, украшенные кольцом и кругом; белый круг диаметром 20 см, гуашь, фланелеграф.

Ход занятия

Воспитатель показывает экспонаты выставки дымковских игрушек, выделяет элемент узора — «кольцо и в середине круг», предлагает найти его на разных игрушках, уточняет сочетания двух цветов и украшения черным цветом круга или кольца. Рассматривание игрушек сопровождается чтением стихотворения.

 

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

 

До чего же хороша,

Просто чудо — водоноска,

Высока ее прическа.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный...

Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

 

Педагог предлагает рассмотреть хвост индюка (похож на розету и круг) и нарисовать узор для хвоста, украсить его кольцами, в каждом — круг дру­гого цвета.

Уточняет, где на листе бумаги — круге — нарисовать кольца: по краям и посе­редине. Показывает рукой на круге, в какой последовательности рисовать коль­ца: наверху, внизу, слева, справа, а потом между ними и в середине листа.

Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе круги.

Дети выбирают цвет и начинают рисовать. Сначала кольца одного цвета, потом круги другого цвета и украшают круги или кольца. Воспитатель про­веряет правильность расположения колец в определенной последователь­ности.

В конце занятия рассмотреть все рисунки и выбрать вместе с дымковским индюком хвост:

• самые ровные и красивые кольца;

• варианты украшений;

• яркие узоры.

Советы воспитателю. Выставка дымковских игрушек. Рассмотреть элемент «кольцо и круг». Чтение стихотворений о дымковской игрушке.

 

Рисование.

У дымковской барышни новоселье

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоса), используя элементы росписи дымковских игрушек.

Материал: дымковские игрушки, открытки, иллюстрации, белая бумага —круг, розета диаметром 20 см, 15x15 см, 10x20 см, гуашь.

Ход занятия

Дымковская барышня прислала приглашение на новоселье. Воспитатель показывает бумагу разной формы и предлагает ее назвать. Уточнить:

— Что бывает такой формы? (Платок, салфетка, поднос, тарелочка, шарф, дорожка и пр.)

— Чем можно их украсить? (Круги, кольца, точки, полосы и пр.)

Дети рассматривают дымковские игрушки и называют элементы узора.

— Каким цветом будете рисовать?

— Какой узор можно нарисовать на круге? (Розете, квадрате, полосе.)

Предложить детям показать рукой на листе, где можно нарисовать элемен­ты узора.

Дети выбирают форму бумаги и называют, что они украсят (салфетку, дорожку и пр.) и подарят дымковской барышне.

Воспитатель уточняет с отдельными детьми расположение узора, элемен­ты узора, сочетания цветов.

В конце занятия рассматривают все подарки, которые нарисовали дети. Каждый рассказывает о своем рисунке, педагог обобщает:

...Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети идут в гости, несут подарки и вручают их барышне. Она благодарит и угощает детей.

Советы воспитателю». Выставка дымковских игрушек. Разучивание стихо­творений о «дымке».

Рисование. Сказочный теремок

Программное содержание:

Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квад­рат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки.

Развивать творчество.

Материал: иллюстрации с изображением сказочных теремков, бумага светлых тонов А4, гуашь.

Ход занятия

Воспитатель.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

— Из какой сказки этот отрывок? («Теремок».)

Рассмотреть иллюстрации с изображением теремка у разных художников.

—Какие звери прибегали к теремку?

—Что же случилось, когда прибежал медведь? (Он его сломал.)

И стали они строить новый теремок. Построили лучше прежнего и укра­сили его дымковским узором.

—Какой формы теремок?

—Какой формы крыша?

—Что бы вы украсили у теремка? (Крышу, стены, ставни.)

— Какими элементами дымковского узора можно украсить теремок? (Кольца, круги, точки, полосы и пр.)

—Каким станет теремок? (Сказочным, ярким, красивым.)

—Какой кистью будем рисовать теремок? (Толстой.)

Дети выбирают цвет для теремка. Воспитатель уточняет последователь­ность рисования: стены, крышу, окно, дверь, потом украшения.

В ходе занятия снова напоминает последовательность рисования, украше­ния.

В конце занятия предлагает рассмотреть все рисунки.

Воспитатель.

—Какой теремок самый красивый?

—Кто украсил теремок дымковским узором?

—Какой теремок самый веселый, нарядный?

Игра-инсценировка «Стоит в поле теремок».

Советы воспитателю. Чтение русской народной сказки «Теремок». Рассмотреть иллюстрации с изображением сказочных теремков. Уточнить их строение, форму частей. Определить, чем сказочный теремок отличается от обычного дома. Выставка дымковских игрушек.

 

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Лепка. Зайка с морковкой

Программное содержание:

Знакомить с каргопольской игрушкой.

Учить лепить фигурку зайчика из отдельных частей (овал большой и малень­кий), характерные признаки (лапки, длинные уши), дополнять изображение (морковка), плотно соединять части, сглаживать места соединения. Учить передавать выразительный образ веселого зайчика.

Материал: каргопольская глиняная игрушка, глина, доска, влажная сал­фетка, стеки.

Ход занятия

Педагог загадывает детям загадку:

Длинные уши, короткий хвост,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Зайчик.)

 

Воспитатель (показывает каргопольскую глиняную игрушку «Зайчик с морковкой»).

— Кто это?

— Как вы догадались, что он довольный? (Он сидит на задних лапках и держит передними лапками морковку, ушки торчат, на шее ленточка.)

Эта игрушка каргопольская и вылеплена из глины народными мастера­ми.

Воспитатель предлагает детям вылепить такого зайчика с морковкой, уточняет форму головы и туловища, предлагает показать в воздухе дви­жения для лепки. Затем объясняет детям, как разделить глину: отделить небольшой кусочек для сюрприза (морковки). Большой столбик разде­лить на две части, одна часть — туловище. Вторую часть разделить на два кусочка: поменьше — это будет голова, а от большей части отделить кусо­чек для ушей и лап. Воспитатель медленно показывает, дети повторяют его действия. Еще раз уточняет форму туловища и головы. Дети начинают лепить.

В ходе занятия ввспитатель напоминает, что части надо плотно соединять и примазывать пальчиком.

В конце занятия рассмотреть всех зайчиков, выбрать самые выразитель­ные работы.

Дети рассказывают о своем зайчике, какой он — веселый, грустный, слу­шает, испугался — прижал уши и т.д. Выделяют средства выразительности. Воспитатель предлагает посмотреть, все ли части хорошо соединены, полю­боваться своими работами, вспомнить стихотворение или загадку о зайце.

Советы воспитателю. После занятия поставить на выставку каргопольскую игрушку. До занятия вспомнить, какие загадки, стихотворения о зайце знают дети.

СТАРШАЯ ГРУППА

ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Знакомство с гончарным искусством. Лепка посуды

Программное содержание:

Познакомить детей с гончарным искусством. Развивать интерес к труду гончара, народным традициям, обычаям. Учить лепить посуду из глины на поворотном станке.

Материал: крынки, иллюстрации с изображением гончарной мастерс­кой, посуда разной формы; глина, поворотные станки, влажные салфетки и губка, стеки.

Ход занятия

Воспитатель. Глиняную посуду в давние времена называли утварь. Сначала ее лепили руками, потом придумали гончарный круг. Он похож на станок для лепки. Гончарный круг давал возможность быстрее лепить посуду.

— Что делали потом с вылепленной посудой? (Дети рассказывают об обжиге.)

Обжиг посуды - дело непростое. Надо было приложить много труда и умения. Гончар вкладывал в изделия свою душу, сравнивал их с человеком. Об этом нам говорят названия частей посуды: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. Глиняные изделия мастера украшали орнаментом, который придумывали сами. Волнистая линия-это вода, прямые линии изображали землю, точки - семена, косые линии - дождь.

—Как называется посуда? (Показ иллюстраций.)

—Что делают с вылепленной посудой?

—Какой формы сосуд?

—Зачем украшали посуду?

—Как славяне изображали воду, землю и пр.?

—Где у кувшина тулово? (Ручка, плечи, шейка, ножки.)

Воспитатель предлагает детям, как гончарам, вылепить посуду на поворот­ном станке. Показывает, как им пользоваться. В ходе занятия подсказывает, как лучше передать форму, сделать сосуд устойчивым, загладить неровности влажной губкой.

В конце занятия дети называют, что они вылепили и как эту посуду можно использовать. Все работы относят на выставку посуды.

Советы воспитателю. Выставка глиняной посуды и иллюстраций с ее изоб­ражением. Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».

На занятии можно использовать как фон запись русской народной песни «А я по воду...»

Лепка декоративной посуды

Программное содержание:

Продолжать знакомить с керамикой, учить видеть красоту и разнообразие формы, украшений налепом, углубленным рельефом.

Учить лепить посуду разными способами — ленточным, вдавливанием. Украшать посуду налепом или делать рисунок стекой.

Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материал: керамика - посуда, чашки, блюдо, вазы; глина, влажные сал­фетки и губка, поворотные станки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку керамической посу­ды.

Воспитатель.

- Что стоит на нашей выставке? (Посуда.)

- Какая она? (Блестящая, разноцветная, красивая.)

- Для чего нужна эта посуда? (Назначение посуды.)

- Как изготавливается эта посуда? (Рассказы детей.)

- Какими способами можно лепить посуду? (Вдавливанием, ленточным.)

 

Воспитатель предлагает детям вылепить посуду любым способом: задача воспитателя — проверить, каким способом в основном лепят дети, чтобы знать, что они лучше усвоили. Педагог оказывает необходимую помощь в ходе занятия, уточняет способы украшения (налепом или рельефом).

В конце занятия дети ставят свои поделки на стол и рассматривают их. Обратить внимание на красоту формы и варианты украшения. Предложить назвать свои изделия. (Дети вылепили кувшин для молока — молочник, вазочку для цветов, для варенья, чашку.)

Советы воспитателю. Выставка керамической посуды, уточнить возмож­ные способы лепки. Если дети быстро вылепят поделку, предложить ее дополнить, например, угощени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: