ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




Грибовская А.А.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ, ЛЕПКЕ, АППЛИКАЦИИ

 

Конспекты занятий

 

Москва 2008

 

Грибовская А.А.

Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппли­кации. Конспекты занятий. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.- 152 с.

 

В книге представлен опыт работы по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством и обучению декоративному рисова­нию, лепке, аппликации детей 4—7 лет. Представлены перспективное пла­нирование работы на год, циклы занятий по рисованию и ознакомлению с одним из видов декоративно-прикладного искусства, а также конспекты занятий по возрастным группам и циклам.

Книга предназначена для воспитателей, преподавателей дополнительно­го образования, старших воспитателей, заведующих дошкольными обра­зовательными учреждениями, может оказать помощь в работе учителям начальных классов и гувернерам.

В создании книги принимал участие Московский городской актив по изобразительной деятельности — воспитатели, преподаватели изо­студий, старшие воспитатели, заведующие дошкольными образователь­ными учреждениями: В.Д. Дмитриева, Т.Б. Королева, Г.В. Кушнир, Н.И. Лашкина, О.И. Прокопович, Л.И. Романова, М.Н.Трунова, В.Ф. Ха-фисова, О.П. Бурлакова, Т.Н. Демина, Н.В. Савченко, В.А. Трегубенко, О.А. Хренова.

 

 

© Грибовская, 2008

© ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008

Все права защищены

 

 

Памяти Нины Павловны Сакулиной

ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств художест­венного воспитания дошкольников.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетичес­кие и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Птица — это символ радости, счастья, это души предков. Часто встречается образ птицы-сирин или изображение двух птиц на «древе жизни» — «совет они держали, как мир сотворить». Птицу мы встречаем на полотенце, досках, ковши в форме птиц.

Конь —главный символ солнца и оберег. Медведь — символ могущест­ва, пробуждения природы. Баран, корова — могущество, плодородие. Козел — добрая сила; олень — символ изобилия, удачного брака.

Украшения в одежде тоже имеют определенный смысл: тесьма на вороте, рукавах, подоле — защита от злых духов.

Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие и т.д.

Хотя в настоящее время мы не воспринимаем символику так, как это было в прошлом, но знакомые образы узора входят в нашу жизнь с детства.

Пути использования предметов народного декоративно-прикладного искусства в качестве образцов.

Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определенного вида народного искусства, их изображения (фотогра­фии, слайды, иллюстрации из художественных календарей, пособий).

Для занятий отбираются предметы, узоры, доступные для восприятия дошкольниками определенного возраста, из тех видов, которые имеются в детском саду.

Сначала выбираются знакомые образы, изделия, украшенные геометри­ческим узором (линии разного характера — широкие, тонкие, прямые, вол­нистые, круги, кольца, точки, овалы).

Эти виды народного декоративно-прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, усложняются элемен­ты, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразитель­ности, характерные особенности, традиции.

В каждой возрастной группе воспитатель в начале года возвращается к уже знакомому виду, привлекает новые в сравнении с изученными.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искус­ства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции вида: характерные осо­бенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях.

Основные направления работы с детьми

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народно­го декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Задачи обучения

Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках.

Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначения.

Младший дошкольный возраст

Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др.), видеть их красоту, наряд­ность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

Средний дошкольный возраст

Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные при­знаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымков­ские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).

Старший дошкольный возраст

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для офор­мления детского сада, дома.

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные осо­бенности.

Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др.), а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).

Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, осо­бенности их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.).

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его укра­шении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, апплика­ции на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение неко­торым приемам росписи, лепки, вырезывания народных мастеров.

Задачи обучения

Младший дошкольный возраст

Составлять узоры в рисовании, лепке, аппликации, используя геомет­рические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, вели­чине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).

В аппликации составлять узоры на бумаге в форме полосы, квадрата, круга, выделяя кайму, середину, углы одинаковыми элементами из гото­вых форм (на круге, квадрате) или чередуя их по форме, цвету, величине. Развивать чувство ритма, симметрии.

Средний дошкольный возраст

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широ­кие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).

Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину.

Старший дошкольный возраст

Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладно­го искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).

Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.

Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).

Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества.

Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариатив­ность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.

Учить видеть, как мастер, не выходя за пределы определенного вида искусства, традиций росписи, создает новый неповторимый узор, и на основе этого формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения, материала.

Задачи обучения

Младший дошкольный возраст

Выбор цвета, затем элементов.

Средний дошкольный возраст

Выбор элементов, их цвета, затем выбор формы бумаги, композиции.

Старший дошкольный возраст

Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.

Формы организации работы с детьми

1. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:

• один подлинный предмет (например, дымковский конь);

• предметы одного вида (дымковские игрушки);

• предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

• сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Задача
занятий - научить детей рассматривать подлинные предметы народного
декоративно-прикладного искусства, выделять средства выразительности,
а затем переносить свои знания на любой следующий новый вид. Поэтому

первый вид искусства берет на себя основу обучения рассматриванию. Следующий вид как бы накладывается на первый: проводится сравне­ние, нахождение сходства и различия, что повышает уровень восприятия. В процессе обучения воспитатель не только знакомит с конкретным видом, но подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

В детском саду организуются «музеи», где могут быть представлены все виды изобразительного искусства или только декоративное искусство. В некоторых детских садах оформлены «избы» или «горницы», где представ­лены только предметы народного быта, народная игрушка, русский костюм и пр. К поиску предметов декоративного искусства привлекаются родители, которые периодически приносят на выставку (на 2—3 дня) те изделия, с кото­рыми по перспективному плану воспитатель познакомит детей.

На занятия приглашаются народные мастера, кружевницы, умельцы-родители, художники, чтобы показать процесс лепки, плетения, росписи и т.п., если имеется такая возможность.

3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития ребенка. Посещение выставочных залов, музеев народного искусства, краеведческих музеев, мастерских художников приобщает ребенка к прекрасному, показывает назначение коллекций. В музее ребенок совсем по-новому увидит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.

4. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства вос­питатель продолжает учить рассматривать изделия народных художествен­ных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.

На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в лепке, рисовании или аппликации. Например, если дымковская игрушка рассматривается на занятии по лепке, то обраща­ется внимание на формы частей, способы лепки. На занятии по рисованию выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, черточки), расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предме­та, на листе.

Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.

Количество занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации зависит от наличия в детском саду предметов, изделий, их изображений (фотографии, слайды и т.п.), от поставленных задач, которые постепенно усложняются. Так составляется цикл занятий (из 4—5).

Главное, надо помнить, что задача воспитателя не подготовить будущих мастеров хохломской, городецкой или другой росписи, а приобщить ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню, почувствовать радость творчества.

Составляя узоры по мотивам определенной росписи, необходимо учи­тывать типичное для нее построение узора. Например, дымковская игрушка — композиция типа «ткани» — полосатая, клетчатая, из колец и кругов. Украшение хвоста индюка — узор на розете, круге и др. Если это Городецкая роспись, то чередование цветов на полосе, круге (крышка бочон­ка, декоративное панно), симметричный узор от середины формы (зеркаль­ная симметрия) — узоры на досках, сундучках и свободная асимметричная композиция — цветы расположены как бы на ветке (роспись Городецкого коня-качалки).

После знакомства с одним из видов декоративно-прикладного искус­ства дети могут использовать его мотивы в разных видах деятельности. Например, дымковская игрушка — лепка, составление узоров на бумаге разной формы, роспись лепки. Жостово, городец, кружево - составление композиции в аппликации и рисовании.

На каждом занятии воспитатель четко определяет учебные и творческие задачи, в чем ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Например, дымковская игрушка — в средней группе детей учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же заня­тии ребенку предлагается выбрать цвет элемента из определенной гаммы, характерной для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа — полосы (3—5 и более).

Таким образом, с первого занятия ребенок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно. После каждого цикла по одному виду искусства (3—5 занятий) проводится итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле росписи, но им предостав­ляется возможность выбрать элементы, их цвет, композицию, форму бумаги или расписать работы из папье-маше, готовые формы («белье») — заготовки из дерева, бумажную одноразовую посуду, лепку и пр. Периодически про­водятся занятия творческого характера, на которых дети самостоятельно придумывают узоры для новых предметов, вещей. Например, для Снежной королевы нарисовать ткань на платье, украсить кокошник, букет или ска­зочные деревья и др. Задания даются с учетом интересов детей, событий, происходивших в детском саду, дома, — это роспись обоев, домов, дворцов, декораций, костюмов для героев сказки, рамки для портретов и пр.

5. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декора­тивного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции. Если в начале года дети повторяют одну из знакомых рос­писей или используют некоторые элементы, а новые решения появляются у двух-трех детей, то к концу года мы видим осознанный подход к исполь­зованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации

• Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек — использование трафаретов с изоб­ражением игрушек, «мастерские» народных мастеров, «художественные салоны», «выставки народного искусства» и пр.), что повышает интерес детей к занятиям;

• связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составле­нием узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации;

• сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

• использование движения руки — очерчивающего жеста для выделения эле­ментов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

• упражнения в начале занятия с детьми 5—7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

• показ способов изображения новых элементов для детей 4—5 лет и наибо­лее сложных для детей 5—7 лет;

• использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

• называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисова­нии, аппликации («завиток ведем вверх, потом вниз...»);

• взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в реше­нии задач по декоративной деятельности.

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мас­теров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте созда­ния узора, также и обучения способам лепки, вырезывания в аппликации. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Планирование работы

1. Перспективный план работы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством.

В нем могут быть представлены ознакомление с теми видами народного искусства, которые имеются в дошкольном учреждении, последователь­ность и формы работы в разных возрастных группах:

• выставки;

• занятия по знакомству с искусством;

• рассматривание предметов народного искусства на занятиях по рисова­нию, лепке, аппликации в зависимости от поставленных задач (для созда­ния интереса, выделения средств выразительности, народная игрушка как натура на занятиях по лепке).

2.Система занятий на год по знакомству с одним видом народного искус­ства и декоративному рисованию, лепке, аппликации (цикл занятий). Таких систем на год может быть 2—4, в зависимости от возрастной группы, коли­чества занятий в месяц по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

3. Конспекты занятий составляются на основе разработанной системы (цик­лов занятий). Это занятия по знакомству с одним из видов, рисованию, лепке или аппликации, а также итоговые занятия по замыслу, проведение досугов типа «Ярмарка» или творческих занятий, когда дети могут быть поставлены в новые условия (украсить костюм гжельскими узорами, расписать избу, дво­рец по мотивам одного или нескольких видов народного искусства).

Многое зависит от наличия в детском саду наглядного материала, воз­можности посещения музеев, выставок, встреч с мастерами народного искусства, совместной работы с родителями, художественной подготовки воспитателя.

В сборнике представлен опыт работы участников Московского актива по изобразительной деятельности (ДОУ №№ 563, 1067, 1191, 1646, 1762, 500, 25, 2516, 690, 1262, 1389, 1387, 1776) — это воспитатели, преподаватели изосту­дий, старшие воспитатели, заведующие.

На материале по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством участники актива показали, как решаются задачи этого раздела программы в дошкольном образовательном учреждении. В сборнике пред­ставлены разные варианты перспективного планирования системы работы по ознакомлению с декоративным искусством и разные подходы к перс­пективному планированию одной темы, что позволит педагогам выбрать наиболее приемлемый для себя вариант в зависимости от возможностей дошкольного учреждения, определить количество занятий.

Первые занятия (3—4 по каждому виду) в предлагаемых перспективных планах показывают последовательность в обучении и решении творчес­ких задач, последующие — варианты проведения творческих заданий. Они помогают определить, насколько дети усвоили материал, как могут исполь­зовать его в новых условиях.

В сборнике представлены занятия по разным видам народного декоратив­но-прикладного искусства. В каждом конспекте указаны цель знакомства с народным искусством, задачи обучения рисованию (лепке, аппликации), творческие задачи. В материале указаны предметы искусства и другой наглядный материал, музыкальные записи, изобразительные материалы: бумага — указаны форма, размер (например, полоса — 7x20 см), или А4 (аль­бомный лист), A3 (два альбомных листа), А2 (половина листа ватмана) и т.п., цвет бумаги (фона) в зависимости от вида росписи (например, в хохломе используется желтый, красный, черный цвета, в гжели - белый).

Представлен также опыт работы по обучению новым видам и техникам: витражи, кружево, вышивка, русский народный костюм, лоскутная народ­ная техника в аппликации и пр.

Цель пособия — помочь воспитателям понять систему в обучении. Определение количества занятий по одному из видов, выбор видов народно­го искусства предоставляются воспитателю.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (Вариант 1)

(Н.И. Лашкина — заведующая ГОУ д/с № 1191, Е.С. Дорохова руководитель изостудии)

  Формы и содержание работы
Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
1. Выставка дымковской игрушки Выставка дымковской, филимоновской игрушек: узнавание знакомых видов Выставка дымковской, тверской игрушек: умение находить сходство и различия образов
2. Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке Выделение средств выразительности на занятиях по рисованию, лепке
3. Выставка богородской игрушки, рассматривание Выставка тверской игрушки Выставка богородской игрушки
4. Выставка богородской игрушки, рассматривание Выставка тверской игрушки. Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке Выставка предметов с хохломской росписью. Рассматривание на занятиях по рисованию
5. Выставка дымковской игрушки. Рассматривание дымковской игрушки на занятиях по рисованию, лепке Знакомство с городецкой росписью, выставка. Рассматривание городецких узоров на занятиях по рисованию, аппликации Рассматривание хохломских узоров на занятиях по рисованию
6. Выставка дымковской и каргопольской игрушек: сравнение, узнавание знакомых предметов Выставка каргопольской игрушки: лиса, заяц, конь, медведь Знакомство с гжельской росписью. Выставка гжельской посуды. Рассматривание на занятиях по рисованию и лепке
7. Выставка филимоновской игрушки Рассматривание каргопольской игрушки на занятиях по лепке. Знакомство с предметами хохломской росписи: сравнение узоров, их разнообразия Рассматривание гжельской посуды на занятиях по лепке и рисованию
8. Выставка филимоновской и дымковской игрушек (барышни): сравнение росписи, элементов узора Выставка богородской игрушки. Рассматривание, сравнение, выделение средств выразительности. Знакомство с жостовскими подносами. Занятие по рисованию и аппликации. Знакомство с павлово- посадскими платками. Рисование по мотивам павлово- посадской росписи
9. Выставка декоративных тканей:сравнивать по цвету, выделять элементы узора, их расположение. Выставка богородской, дымковской, каргопольской, тверской игрушек, предметов хохломской и городецкой росписи: сравнение, нахождение сходства образов и отличия Знакомство с декоративной тканью, разнообразие элементов узора, цвета, композиции. Итоговая выставка: городец, хохлома, жостово, гжель, павловопосадские платки. Рисование

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (Вариант 2)

(О.И. Прокопович - преподаватель изодеятельности ГОУ д/с № 1646)

  Формы и содержание работы
Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
1. Выставка филимоновской игрушки Выставка дымковской игрушки. Знакомство с дымковским промыслом, средствами вырази­тельности. Рассматривание дымковских игрушек на занятиях по лепке, рисованию Выставка русской народной игрушки. Знакомство с русской народной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской. Сравнение разных видов, характерных особенностей каждого вида. Рассматривание дымковских игрушек на занятиях по рисованию и лепке
2. Выставка матрешек   Выставка дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек. Сравнение их, умение находить сходство в лепке и различие, особенности росписи Выставка дымковской игрушки. Рассматривание на занятиях по лепке и рисованию.
3. Выставка богородской игрушки Выставка предметов городецкой росписи. Знакомство с городецким промыслом, выделе­ние элементов росписи. Рассматрива­ние на занятиях по рисованию Выставка предметов городецкой росписи. Знакомство с городецким промыслом. Умение видеть особенности формы предметов, их назначение. Рассматривание на занятиях по рисованию, аппликации
4. Выставка дымковских игрушек. Выделение элементов узора Выставка предметов городецкой росписи. Рассматривание узоров на занятиях по рисованию, аппликации. Выставка предметов городецкой росписи. Выделение образов птиц, коней
5. Выставка дымковских игрушек. Рассматривание узора на занятиях по рисованию, лепке   Выставка богородской игрушки. Инсценировка. Рассматривание богородских игрушек на занятиях по лепке. Выставка предметов хохломской росписи. Знакомство с промыслом Хохломы. Сравнение Городецкого и хохломского узоров. Рассматривание хохломских изделий на занятиях по рисованию
6. Выставка дымковской игрушки. Рассматривание узоров на занятиях по рисованию, лепке Выставка платков. Знакомство с павловопосадскими платками, выделять элементы узора, цвет, композицию. Рассматривание платков на занятиях по рисованию Выставка предметов хохломской росписи. Разнообразие элементов узора и композиции. Рассматривание узоров на занятиях по рисованию
7. Выставка дымковских, филимоновских и каргопольских барышень. Сравнение, умение находить сходство, и различия. Рассматривание дымковских игрушек на занятии по рисованию Выставка павлово­посадских платков. Выделение компози­ции, элементов узора, сочетания цветов. Выставка вологодских кружев. Знакомство с вологодскими кружевами. Рассматривание на занятиях по рисованию
8. Выставка народных игрушек Выставка полхов-майданских изделий. Сравнение их с городцом Выставка вологодских кружев. Рассматривание элементов узора на занятиях по рисованию
9. Итоговая выставка народной игрушки, сравнение Итоговая выставка разных видов декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомились в течение года Выставка разных видов народного искусства. Знакомство с жостовскими подносами. Рассматривание на занятиях по рисованию, аппликации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: