Композиционные решения в росписи
Существует 2 вида композиций:
1. Плоскостные композиции - рисунки на поверхности, орнаменты.
2. Объемные композиции - предполагают использование связанных между собой объемов.
Изделие может быть декорировано росписью несколькими способами. Такие способы называют композиционными решениями.
Каждое композиционное решение имеет свои особенности, которые необходимо использовать в соответствии с особенностями материала, назначением предмета, количеством, используемых красок, техники росписи.
- Самый простой вид декора - это отводка.
Она представляет собой линию или несколько линий, проведенных по борту изделия. Отводка производится при помощи кисти и специальной турнетки - вращающейся вокруг своей оси подставки, на которую ставят предмет. Благодаря турнетке линия получается ровной.
- Бортовой рисунок - декор, нанесенный на борта изделия, имеющий орнаментальный характер.
- Разделка букетом предполагает нанесение рисунка на центр изделия.
Рисунок может быть и сложным и простым, то есть состоять из большого или маленького количества элементов. Если помимо относительно крупного рисунка посередине изделия имеются несколько маленьких, расположенных по периферии, говорят о раскидной разделке.
- Сплошная роспись - орнаментальный узор, покрывающий всю поверхность изделия.
- Тематическая композиция представляет собой портреты, натюрморты, пейзажи и другие фигурные изображения, ей часто украшают подарочные изделия.
Слова "орнамент" и "декор" означают одно - украшение.
Орнамент не существует сам по себе, как самостоятельное искусство, вне связи с предметом. Он украшает существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом.
Орнамент - это ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами.
Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают рождают в нас чувства покоя и гармонии. Ведь все сущее упорядоченное ритмами - сезоны, сердцебиение, музыка, жизнь и смерть... Интересно отметить, что в более эмоциональных и духовных культурах Востока, Азии, России орнаментальное искусство достигло особых высот и имеет глубокие народные традиции. Эстетика Запада больше предпочитает чистые поверхности хорошего качества (мы говорим о народной традиции, поэтому не стоит примешивать к ней такие официальные стили, как барокко и рококо).
В русском декоративно-прикладном искусстве орнамент занимает очень важное место. Он пришел от равщиков - мастеров, специализировавшихся в написании растительности и орнамента в иконографии.
Прежде всего, в русских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток, напоминающий то ли морозные узоры, то ли изобильную при обработке дерева стружку. Один из видов хохломского орнамента называется кудрина. Именно вокруг завитка компонуется орнамент и в других русских ремеслах - скани, резьбе по дереву и др. А орнаменты на лаковых шкатулках, на бортах жостовских подносов - это истинный триумф завитка.
Вообще в русском языке слова кудрявый и красивый, почти синонимы: кудряво говорит - значит красиво, кучерявый чубчик сводит с ума девушек. Даже химическая завивка стала национальной прической, видимо из-за своей кудрявости.
Во-вторых, благодаря завитку, бегущему по поверхности, орнамент кажется бесконечным. Не зря говорили в старину, что украшенная русскими мастерами поверхность "измечтана всею хитростию". Действительно, тем, кто не знает строя орнамента, никогда не догадаться, где начало его и конец. Интересно, что и русское кружево тоже соблюдает этот принцип - сколько б ни путала вилюшка, все равно вернется домой. Конечно, есть и простые узоры, состоящие из гибких завитков, но сам орнамент строится мотивами, сегментами, сцепляясь между собой. Но характерно для русского орнамента именно бесконечно виться.
В-третьих, русское узорочье напоминает поля под травушкой-муравушкой, извивы рек, отражая в себе, как и многие другие национальные орнаменты, родную природу.
Виды и законы построения
Как и всякое деление в искусстве, это тоже носит общий характер и достаточно условно - природные символы могут быть так стилизованы, что превратятся в геометрический орнамент.
Можно поделить орнаменты на абстрактные и реалистические, но на самом деле это не так важно, скорее, такие определения нужны, чтобы дать представление о бесконечном разнообразии возможностей орнаментального искусства.
Ошибочно путать понятия "роспись" и "орнамент":
· роспись самостоятельна,
· орнамент носит зависимый характер.
По изобразительным мотивам орнамент может быть:
- геометрическим,
- природным (изображение животных, растений, звезд, волн и т. п.),
- смешанным (птичка - веточка - солярный знак),
- фантазийным (изображение грифонов и т. п.),
- символическим (кресты, солярные знаки и т. п.).
Рисунок. Древнегреческие геометрические орнаменты
Рисунок. Природный орнамент
По форме построения орнамент бывает:
- ленточным (фризовым),
- сетчатым,
- композиционно замкнутым ("картинка", виньетка, медальон)
Рисунок. Ленточный орнамент
Рисунок. Сетчатый орнамент
Рисунок. Композиционно замкнутый орнамент
Рисунок. Выразительным средством орнамента становится возможность передать изображение в статике
Рисунок. Выразительным средством орнамента становится возможность передать изображение в динамике
Принцип построения
Повторение - придает ценность малозначительному элементу, создает чувство покоя, уверенной силы.
Рисунок. Повторение
Чередование - мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении.
Рисунок. Чередование
Инверсия, или обратное расположение узора. Один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность избежать однообразия при использовании одинаковых и неустойчивых форм.
Рисунок. Инверсия
Симметрия - расположение двух сходных мотивов по обе стороны от оси.
Симметрия бывает:
- полная (зеркальная),
- относительная (достигается равновесием масс, цветовых пятен и т. п.),
- частичная (детали мотива могут быть разными).
Рисунок. Симметрия