Механизмы создания образов




· Агглютинация – "склеивание" различных в повседневной жизни несоединяемых качеств, частей

· Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предметов, изменение количества отдельных частей предметов, их смещение

· Схематизация – сливание отдельных представлений, сглаживание их различий, четкое проявление сходных черт

· Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

· Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

 

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению)

48. Особенности мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в коре головного мозга связей между предметами и явлениями виды мышлени я Наглядно-действенное - Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. наглядно-образное - Вид мышление характеризующийся опорой на представления и образы. сенсорно-логическое - Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. формы мышления 1Понятие - Отражение общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений.2Суждени - Установление связи между предметами и явлениями.3Умозаключение - Вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Операции мышления Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т

 

57. Условия формирование способностей у детей.
Способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо.
- Включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.

- Создавать предметную среду, представлять для работы различные предметы.
- Обучать техническим приемам.
- Поддерживать и направлять активность ребенка.

- Развивать познавательные интересы и склонности.

- Отвечать на все вопросы ребенка.
- Учить ставить цель, регулировать и контролировать свою деятельность.

- Сочувствовать неудачам и радоваться победам.
- Предоставлять время для игры и других видов деятельности.

- Помочь поверить в себя и научиться правильно оценивать результатов своей деятельности.

58. Психологическая готовность к школьному обучению. Характеристика личностной и интеллектуальной готовности к школе.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Психологическая готовность к школе – сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений с взрослыми и сверстниками и другими. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы и составляет содержание психологической готовности к школе. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются:

- Личностная готовность.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
- Развитие произвольной сферы (волевая готовность)

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
- Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

59. Характеристика интеллектуальной готовности к школе.
Готовность к школе - это многогранное понятие и включает в себя следующие аспекты готовности ребенка к обучению: интеллектуальная готовность, волевая готовность, мотивационная (личностная) готовность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы

1.. Психология как наука. Взаимосвязь психологии с другими науками.

 

Психология – это наука, изучающая закономерности функционирования и развития психики

Психика – это форма взаимосвязи живого существа с окружающим миром

Связь психологии с другими науками:

ü Философия (психология зародилась из философии)

ü Социология

ü Анатомия

ü Физиология

ü Педагогика

ü Отрасли медицинских наук

ü Педагогика

 

2Психология как наука. Задачи психологии. Отрасли психологии.

Психология – это наука, изучающая закономерности функционирования и развития психикиПсихика – это форма взаимосвязи живого существа с окружающим миром Задачи психологии:

ü Развитие закономерностей функционирования и развития психики

ü Изучение психических явлений

ü Содействование планомерному внедрению научных результатов в практику

К психическим явлениям относят психические процессы, свойства и состояния

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительностиК психическим процессам относят: восприятие, внимание, мышление, воображение, ощущениеПсихические свойства – это наиболее устойчивая и постоянная особенность личности, обеспечивающая определенный уровень деятельности, типичный для данного человека. К ним относят: характер, темперамент, способности, направленность личности

Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функций психики человека, характерные для него в определенный момент времени. К ним относят: активность, усталость, бодрость, апатия и т.п.

Отрасли психологии:

ü Общая психология (изучает индивид). Подразделяется на психологию личности и психологию физических процессов

ü Возрастная психология (изучает индивида с учетом возрастных особенностей)

ü Педагогическая психология (изучает развитие личности в процессе обучения или воспитания)

ü Социальная психология (изучает особенности человека в коллективе)

ü Профессиональная психология (психология управления, психология труда, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, инженерная психология, психология рекламы)

 

2. Понятие о деятельности. Основные виды деятельности, их характеристика

 

Деятельность –это активность, связанная с достижением цели и направленная на удовлетворение потребности

Структура деятельности:

ü Мотив – то, что побуждает человека к деятельности

ü Потребность – состояние нужды в чем-то, необходимом для существования

ü Цель- результат, который должен быть получен, то, на что направлена деятельность

ü Действия – элементарная часть деятельности, направленная на осуществление цели

ü Операция – 1) единица деятельности

2)способ выполнения деятельности

Процессы деятельности:

ü Мотивирование;

ü Целеполагание;

ü Проектирование;

ü Реализация;

ü Контроль;

ü Коррекция;

ü Оценка.

Основные виды деятельности:

ü Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

ü Учение – деятельность направленная на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности

ü Труд – основной вид деятельности, имеющий результатом создание общественно полезного продукта.

3. Методы исследования в психологии

1. Организационные:

ü Сравнительный;

ü Лонгитюдный.

ü Комплексный.

2. Эмпирические:

ü Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

ü Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий)

ü Психодиагностический (тест, беседа, опрос, социометрия)

3.Способы обработки данных:1количественный анализ2качественный анализ

 

60. Особенности эмоций и чувств у детей младшего школьного возраста.Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний -- радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности);5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.Школьники младших классов, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины.В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов.В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: