Местия, Тетнульди, Зугдиди, Тбилиси, Москва, Казань

Москва, Владикавказ

Москва. Аэропорт. Ждем регистрации. Опрашиваем всех, кто в куртках)), кому до Гудаури. Наконец, отловили перед самой посадкой Сашу и Федора.

Владикавказ, граница. Запах юга и тепла. Наш таксист- ингуш Тимур +7(961) 824-4101. До Гудаури 1т.р/чел. Начал накрапывать дождь. Перебегаем под дождем через таможенный пункт, меняем 200$ на Ge. Узкая дорога, движение нерегулируемое. Каждая машина пытается пробиться через заторы легковушек и фур. Полный коллапс на дороге. Тимур героически разруливает ситуации. Фуры стоят. Все по встречке. Нас обгоняют колоритные дядьки, герои крутого блокбастера. Как-то вырулили.

На Крестовом перевале лавиноопасная обстановка. За пару машин до нашей закрыли дорогу. Мы разворачиваемся назад, едем в Казбеги (Степанцминда) искать ночевку. Оказалось, что уже поздно, все отели закрыты. Ну и тут возникает Георгий, ехавший в том же направлении, он договаривается на грузинском с чудом возникшим хозяином хостела. Ура! У нас есть кров, 2х-этажные кровати, туалет, кухня и интересное общество Георгия – кузнеца. Ребята Саша с Федей завалились спать. А мы с Дианой и Георгием на кухне тянули чай. И слушали - смотрели работы кузнечных дел мастера. Жаль, не взяли контакты.

Казбеги, Гудаури

Утром проснулись все рано. Нам сообщили, что перевал будет открыт после 12.00. Что-то перекусили, заварили чай и вчетвером пошли на восхождение к храму Троицы (Гергетская церковь- 14в.)). Осенью эту дорогу мы преодолели с Айратом. Тогда мне было тяжелее. И, как не странно, зимние виды интереснее, может графичнее. С нами бежит веселый песик и указывает дорогу). И вот вершина. Потрясающая панорама. Дух захватывает. Я разглядываю маленькую дверь с множеством колец, и тут на мое движение распахивается дверь и возникает из темноты отец Антоний с горящими глазами. (У какого-то классика о нем написано)). Мы заходим в церковь. Очень аскетичное помещение освещается светом из узких окон и свечами. Свечи зажег для нас о.Антоний. Потрескивают дрова в буржуйке. Много икон, среди них современная икона И.Чавчавадзе, затемненная икона Божьей Матери.

Попили чай с имбирем и лимоном, угостили отца Антония, (к нему мы стучались 3!раза, чтобы еще раз увидеть его явление), и пошли вниз.

Идем по поселку и натыкаемся на симпатичный церковный дворик. Заходим и знакомимся с отцом Уши, монахом, оставившим семью в Тбилиси. На фасаде 2льва на цепи (Россия- потолще и Грузия), прикованных к христианству, так говорят экскурсоводы.

Перевал откроют в 5. Мы крутимся на главной площади Казбеги, увидели и проводили Георгия в Тбилиси, договорились о такси до Гудаури за 10Ge/чел. и пообедали в кафешке с ребятами. Где-то в 5 и выехали из Казбеги, добрались меньше чем за час. Колонна фур так и стояла вдоль дороги, им движение еще запрещено.

Ребята вышли у «Эдельвейса», мы решили доехать до «Мгзавреби», до суперного отеля со множеством хозяев и большим разбросом цен. Выгружаемся, нам помогает занести вещи какой-то европеец, (Диана приняла это за хороший знак))), занимаем пол-холла чемоданами, снарягой, рюкзаками… И начинаем обзвон телефонов. Проходит час, другой… Грусный таксист в отеле предложил свозить до др.отеля по поселку за 20 Ge. Знаем точно, что хотим здесь. Мы сидим, уже есть телефон Мамуки, он ломается, предлагает сумасшедшую цену и одну ночь.. В конце концов с помощью админа отеля Давида (№1) мы вселяемся в ЭТУ!! гостиницу, в «Гудаури ЛОФТ» или «Мгзавреби» на 2 ночи. 130$на двоих. А дальше сообразим.. У нас прекрасные апартаменты с туалетом и душем + роскошное белье + оборудованная кухонка!! Все, что надо. И склон прямо у ног! Шик! The best! (Справка: проживание на склоне в обычном отеле 100$ сутки/чел).

Гудаури

Утром зарядка на склоне, солнце слепит. Ski-pass 40 Ge/день, подъемники работают с 10-16. Пока мы завтракали, собирались, солнце скрылось за облака и туманы. Ну и ладно! Катаемся!!!Множество склонов, очередей нет, хорошая музыка. Техника, спасатели- все на высочайшем уровне. WC- 1Ge (((. Местных на склонах мало. Европейцев мало. Думаю, все в нашем отеле))). Большая часть- лыжники. Или борды? Супер райдеров что-то не видно пока. Съехали с половины склонов. Вечером пошли на разведку местности. В магазине и на рыночках все дорого. И убого. Гранат – 4Ge. Такси по поселку 20Ge. С коробкой геркулеса возвращаемся домой. Какой у нас номерок!!!! Ужинаем дома домашними припасами. Ну и роскошный зимний чай.

Гудаури.

На завтрак овсяночка с сухофруктами, лепешка, чай с шиповником с халвой. У меня сыыыыр. У Дианы пост. Тибетская зарядка. Солнца нет. Но видимость норм. Мелкие тех.неполадки устраняем в прокате. Катаемся, рассекаем, общаемся. Ребята в подъемнике посоветовали гост. «Арагви» у реки- 60$/сут. с завтраком, ужином + ski-pass + трансфер до горнолыжки, ранняя бронь. (Справка: Роза Хутор ski-pass 2580руб/день, очереди, катание возможно часов до 11, дальше- каша под ногами). Обедаем в номере. Вечером изучаем отели у склона, все около 100$/сут., хостел на 12чел с 1 туалетом- 20$/сут. Открытие! Чайхана в «Мгзавреби» на нашем этаже. В восточном стиле. Кофе наивкуснейший! Да с конфетками… Разложились, подбили бабочки, Диана купила билеты Тбилиси-Зугдиди-Тбилиси (18Ge купе+3 белье). Забронировала Rozas Gest House. Хорошо. Уезжать не хочется..

Гудаури, Тбилиси

Овсянка, чай, зарядка. Погода позволила подняться на вершину. Панорама.. Счастье.. на склонах супермузон, туса на «Time out». В 12 встреча с Сашей и Федором в Чайхане. Пара спусков и таксист «с грустными глазами» везет нас до автостанции за 5 Ge (минут 5). Сам сказал, что хоть бесплатно. Я решила, что 5 Ge- это честная цена. Он очень удивился сам и удивлял на станции таксистов.

Маршрутка Гудаури-Тбилиси (7Ge 2,5часа) выехала в 16.30, на автовокзале в Тбилиси затарились зеленью (мешок 1Ge), фруктами и баклажанами. На метро до ж/д вокзала, втащили багаж. В купе бабушка менгрелка едет на похороны в Абхазию. Пустят ли ее? Ночь под храп Карло из академии субтропического хоз-ва. Белье- одноразовые пеленки, кипятка нет.

Зугдиди, Местия

В 6 утра еще ночь совсем. Опять ищем попутчиков. Вываливаемся из вагона, нас сразу ухватил таксист до Местии, 20Ge. Опять рядом с Дианой веселая собачка, получает от Дианы сосиску. Тепло, пахнет югом, цветет миндаль. Выехали в слабый дождик. Мы с водителем на переднем сидении. Наши чемоданы и снаряга на крыше Delika. Дождь усиливается. По дороге следы камнепадов. В машину попадает хороший камень. Водитель посматривает то на дорогу, то на склон. Горы буквально нависают. Посреди дороги округлый камень в диаметре 1,5- 2м. Дождь с очень порывистым ветром. Дорога размыта. Я не боюсь. Понятно, что сна- ни в одном глазу. Это приключение. За окном красиво, жутковато и величественно. Мы зависим от природы и судьбы. Все будет хорошо. Останавливаемся на перекус в кафе. Сели с парой альпинистов, Давид (№2, музыкант)- виолончелист из Гамбурга, прилично говорит по-русски, Элиза итальянка. Учителя в муз.школе. Обменялись контактами.

С автостанции таксист довез до Rozas Gest House. Это новый дом, нас размещают на мансарде, конечно, с роскошным видом на горы, башни, небо. В комнате по-спартански холодно. Душ, еда. В столовой пьют чай «Ван Гог» с девушкой.

Пошли обходить окрестности. Мы решили сегодня не кататься. Дождик. Думаем, что к завтрашнему утру пройдет. В I-центре Давид (№3) с усталыми всевидящими и понимающими еврейскими глазами. Ну и кудри, как у «Давида». Пытался от нас, как и ото всех отмахнуться. Но. Горящие глаза Дианы и моя обезоруживающая улыбка его сломали. Он улыбнулся. Он тоже наш!

Диана пошла в церковь. А я есть харчо. Пела Аллегрова, чуть было не испортила аппетит. Но погас свет и местные грузинки запели на 4голоса! Ох, как хорошо! Ну и харчо хорошо. Я побрела домой. Дома Диана, усталая и голодная жарила баклажаны. А хозяева угостили меня (у Дианы пост) хинкали. Очень вкусно! Сидим на кухне, Заходит Пития с кувшином вина и 2мя бокалами, поздравляет нас с 8 Марта, а мы и забыли. Приятнооо.

И мы пошли искать грузинский фольклор. И нашли. В «Desert cafe» в разгаре вечеринка, бельгийцы, украинцы, в общем, молодежь отрывалась. Колоритный бородатый бельгиец ходил в парике а-ля 70-е, всем подряд его напяливал и фоткался «с козой»)). Типа- крутяк! Нас вытащил в круг др.бельгиец. Пели хором «Сябров». Наконец, появляются музыканты. У стойки бармен указал на нас, что мы их ждем.

Диана: Сначала джемили в барабаны, fj бельгийцы, один из них тоже играет на барабане. Очень круто играл грузинский музыкант, яро и со своими национальными сбивками. Подошли к нему на улице, сильно попросили сыграть народную музыку, так, как они играют на своих праздниках. «Раз вы хотите, сейчас все устрою». Расселись за столом 6 сванов, посадили нас перед собой, налили нам по бокалу красного вина и стали играть сванские песне на джембе, дарбуке, пандури. Первая песня веселая, припев пели всем залом. Вторая на два голоса: один запевает, другой отвечает, сильно и трагично, красиво. Все замерли, снимали на телефоны. Во время пения тот самый бельгиец пытался натянуть парик на свана, придурок). Мы благодарили их, это было трогательно и мощно. А они благодарили нас, что мы интересуемся их культурой, тем, кто они есть. Музыка зазвучала грузинская, сваны вышли в центр, за ними пытались повторять, и мужчины, и девушки. Диана уговорила местную девушку встать в круг, она преобразилась в красавицу, статную, с плавными движениями и горящими глазами. Мы поддерживали все проявления местной культуры, и вечеринка приобрела местный колорит, пошла в нужном направлении. Сваны зажгли. И мы тоже плясали. Диану дважды вызывали в круг. Ушли с трудом в 12. Пати длилось до 5 утра. Перед уходом Давид- певец сказал: «Вы были самые красивые здесь!» Ну да.. Бельгийцы сказали примерно то же).

Идем домой. В окне увидели, что пляшут местные женщины. Подошли послушать, вечер почти затух. Нас, как желанных гостей, встретили бокалами с пивом. Вытащили на танец. А мы и не ломались. Двигались с ними по кругу. Хозяева показывали свой танец, свою красоту, среди них были и молодые, и пожилые. После ламбады мы продолжили движение к дому. Вот такой праздник! Счастье.

Местия, Тетнульди

С утра чуть солнца. До Тетнульди (Белая) на такси по 20Ge, едем с девочками из Питера с Кахо. За машину 100Ge на 5х. Подъемник 40Ge. Пока добрались, тучи, снег, колючий ветер. Темно, ничего не видно. Диана без очков, глаза залеплены, да я и в очках мало, что вижу. Сын Кахо показал направление спуска и улетел вниз. Мы за ним. Полный фрирайд. Еле выползли из сугробов. В первый раз в незнакомом месте «с завязанными глазами». Упал- закопался- откопался- встал. Как-то добрались до трассы. С нег, ветер, туман. Хорошо, что прибило нас рядом. У меня случилась горнянка. Вылезла из сугроба, еду тихонько и тут все перед глазами поехало- поехало и перевернулось. Собрала силы, встала, двигаю дальше. Вывернуло основательно, полегчало. Выползли на трассу, съехали, зашли в кафе, чай волшебный, и все наладилось. За соседним столом мужчине вызвали скорую, он сидел белый, потом его прямо на стуле на руках унесли. Диана меня успокоила, что я получше буду.

Здесь же узрели почти всю вчерашнюю тусу. Вообще, в кафешке атмосфера полубогемная, музыка, гвалт разноязыкий, кто-то за столами, кто-то на мешках или шезлонгах. А мы с термосами, лепешками и зеленью.

Вернулись на гору. Погода та же, спускались уже по трассе. Норм.

По дороге домой в Местию Кахо предложил осмотреть сванскую башню. Строились они с VIII по XIIIв.в. для защиты сванских семей во время конфликтов. Мы залезали в родовую башню XIIв. Тут же присоединились к экскурсии в традиционный сванский дом- мачуби с Ларисой.

Диана:

Лариса- украинка, вышла замуж за свана, пришлось сюда переселиться. Местные ее приняли хорошо за то, что она очень хорошая хозяйка. Дом со старинной мебелью тех же времен. В доме темно, освещался лучиной из хвойника, что давало свой аромат и дезинфекцию. Посередине очаг, на нем готовилась еда и обогревался дом. Топился дом по-черному, окна- для тяги. Деревянные палати, где спали все члены семьи, украшены резьбой, что является признаком богатства. Сваны всю красоту выставляли напоказ. На видном месте- деревянный с резьбой сундук. По стенам- стойла для скота, над ними спали люди. Семьи жили человек по 70. Выбирали старейшину семьи. Богатство семьи определялось количеством мужчин, скота, земли и башен. Женщина- это убыток для семьи, ее приданное- кусок земли. Воровство наказывали, вплоть до отрубания руки. Преступников заключали в подвал башни-в делигу. Чтобы остановить междоусобицу, виновную семью высылали из Сванетии.

Ужинали в кафе «Feel Georgian food». И опять встретили знакомых от 08.03.

Местия, Тетнульди

С утра светло, к 10.30 опять снег, туман. Вторая очередь канатки закрыта. Трассу до тумана разглядели, катались спокойно. А в 15.30 появилось Солнце! И до 17.00 продлили катание. И один парень внизу прокричал, глядя в небо: «Спасибо, Бог Солнца, за самое офигенное катание в Грузии!!»

Диана: Последний спуск я заехала на дальнюю трассу, незнакомую. Ехал спасатель на лыжах и проводил меня до подъемника. Он как раз закрывал эту трассу. Спасателя звали Давид.

Вернулись в дом, а там Давид-I c группой словаков. Мы сели чай пить, Давид подсел к нам. Разговорились о жизни, его семи котах, родовой башне, о политике, истории, работе, которая его напрягает, о церкви и христианстве.

Мы пошли ужинать в поселок. Да, и чуть позже видели его с туристами в окне «Бубы».

Местия, Тетнульди

Утром солнце. Подъемник начал работу в 11. В 11.15 солнце скрылось.

Диана: На трассах кататься стало скучно. Катаюсь я круто! Решила пофрирайдить. Зависла на скале))).

А я еду на канатке, вижу, что-то родное розовое зеленеется). Кричу: «Диана!» Ответ: «Как я здесь оказалась?!» Сосед по креслу: «Diana! Everything is alright!». Этот сосед, ну очень необычной внешности, что-то от Гурвинка, что-то от Вуди Алена, но комичнее в 1000раз. Из Калифорнии. Прикольный. Выкрикивал комменты всем проезжающим под нами крутым райдерам! Подбадривал, восхищался, признавался в любви грузинским детям!

Диана: Тут вырастает Давид-спасатель с намерением спасти. Но я сползаю сама. Позже мы еще раз пересеклись, и он предложил вместе поехать фрирайдом. Это было круто, начало получаться. Давид ехал первым, потом останавливался и ждал меня. Мы спустились раза три. Со склона мы ушли последними. Когда я еще сама неумело пыталась спуститься фрирайдом и откапывалась из очередного сугроба, калифорниец кричал: «O, Diana, is it you? I,d like to by a drink for you!» Давно не видел меня, кувыркающейся в снегу).

Вечером ужин в «Бубе». Традиционно я овощной, а Диана грибной суп.

А перед этим пили чай в столовой дома, хозяин Питио вышел к нам с двумя бокалами вина. Отказаться как-то не хорошо. Тут заходит в столовую парень с бородой (Германия- Канада), я его окрестила Лесником. Ему- то мы решили вино сбагрить. Он с удовольствием присоединился. Диана отлила ему вина, появляется Питио, видит с нами Лесника с бокалом, возвращается с кувшином, разлил по трем бокалам. Что делать с вином? В дверях возникает трое его друзей, мы радостно передаем им бокалы. Опять появляется Питио с графином. Очень смешно. Сидели, пытались общаться, у Дианы неплохо получалось. Это компания райдеров. А Лесник организовывает группы, занимается этим уже 15 лет. Зимой он в Европе, летом в Аргентине, одна сплошная зима. Много свободы, Ребята веселые, но предпочитают общаться на немецком.

Давид взял мой телефон. Договорились вечером встретиться и погулять по Местии. Он немногословный и вообще плохо говорит на русском. Катались на машине, посмотрели панораму ночной Местии, подсвеченные башни. Поднялись на ту же старую башню. Давид рассказал о праздниках 4 февраля (можно увидеть народные танцы) и 14 февраля- день поминовения усопших. Люди жгут костер и приносят факелы от каждой семьи на кладбище.

Фольклор не находится и решили зайти в десертное кафе. Зашли, а тут Давид- музыкант!!! Чудо просто. Мы ему объявили, что это 8Марта было лучшим в нашей жизни! Заказали овощной и грибной суп))). Официант объявляет, что готовить некому. Позже сообщает, что будет овощной суп. (а приготовит его нам Давид- музыкант!). И супчик получился самым вкусным! Очень свежим на вкус! Ароматным и душевным! А дальше Давид завел минусовку, сел перед нами на высокий барный стул и пел.. Самозабвенно и много.. Кафе опустело. А Давид поет...

Давид- спасатель нас отвез домой. Завтра Хоцвали. И в сторону дома.

Местия, Тетнульди, Зугдиди, Тбилиси, Москва, Казань

Солнце!! Здесь оно с Большой Буквы! Горы открылись в первый раз! Решаем ехать на Тетнульди. Присоединяемся к немцам- райдерам. В 10 на горе. Солнце!!. Поднялись на первую очередь, вторая после бесконечных снегов и туманов завалена- закрыта. Зарядочка. В это время снаряжается ратрак наверх. Ребята едут фрирайдить. Попросились к водителю, нас взяли в кабину. Поднимаемся. Виды!!! С 3 165м спустились сами. А ребята пошли ногами еще выше и оттуда в полет!

Вернулись с Зазой в дом, за час душ, вещи, потом автобус, Зугдиди, Тбилиси, Москва. Самолет на Казань взлетает.