Занятие № 10. Тема.Возрастание и убывание функции.
Мотивация изучения темы:
Актуальность темы “Производная ” следует из того, что человек в повседневной деятельности постоянно сталкивается с решением задач, которые могут быть полностью описаны с помощью функций на математическом языке, а между тем производная является мощным орудием исследования функций. Тема “Производная " является одним из основных разделов начал математического анализа. Данной темой и ее разработкой занимались такие великие ученые, как Лейбниц и Ньютон - основоположники дифференциального исчисления.
Цели занятия:
Обучающие: Сформулировать признаки возрастания и убывания функции, алгоритм исследования функции на промежутки монотонности. Определения точек максимума и минимума функции; необходимое и достаточное условие существования экстремума, алгоритм исследования функции на экстремум. научиться исследовать несложные функции на промежутки монотонности, находить экстремумы функции.
Развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, логическое мышление, математическую речь.
Воспитательные: воспитывать уважение и интерес к предмету, умение работать с имеющейся информацией, умение слушать и формировать умение
План занятия.
1.Изучить признак возрастания и убывания функции.Разобрать примеры нахождения промежутков монотонности функции.
2.Ввести понятие критических точек,точек экстремума и экстремумов функции.Решить задачи на нахождение экстремумов функции.
3.Домашнее задание; выполнение номеров в учебнике,закрепление материала.
4.Выполнение самостоятельной работы.
Изучение нового материала.
Признак возрастания и убывания функции.
Если на некотором промежутке производная функции больше нуля, то функция возрастает на этом промежутке;
Если на некотором промежутке первая производная функции меньше нуля, то функция убывает на этом промежутке.
Промежутки, на которых функция только возрастает или только убывает, называются промежутками монотонности.
Переход от возрастания к убыванию и обратно возможен лишь в точках, при переходе через которые, производная меняет свой знак. Такими точками являются те, в которых производная равна нулю или не существует, они называются критическими.
2. Порядок нахождения промежутков монотонности(возрастания и убывания):
1. Найти область определения функции.
2. Найти первую производную функции.
3. Найти критические точки, исследовать знак первой производной в промежутках, на которые найденные критические точки делят область определения функции.
Рассмотрим несколько примеров исследования функции на возрастание и убывание.
Найти промежутки монотонности функций:
1)
а) область определения ,
б) найдем производную: ,
в) найдем критические точки: ; , и
Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.
+ | - | + | |||
↑ | ↓ | ↑ |
Итак, в промежутках функция возрастает, в промежутке убывает.
2)
а) область определения ,
б) найдем производную: ,
в) найдем критические точки: ; ,
Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.
- | - | ||
↓ | ↓ |
Функция убывает на всей области определения.
3) .
а) область определения ,
б) найдем производную: ,
в) найдем критические точки: ; ;
Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.
2,5 | |||
- | + | ||
↓ | ↑ |
Функция возрастает на промежутке , убывает на промежутке
Самостоятельно найти промежутки монотонности функции .
2. а) Пусть график некоторой функции имеет вот такой вид
Если рассмотреть значение функции в точке , то оно будет наименьшим (минимальным), чем в любой другой из близлежащей окрестности. В этом случае говорят, что - точка минимума.
Точка из области определения функции называется точкой минимума, если для любого из окрестности точки выполняется неравенство > .
б) Если рассмотреть значение функции в точке на этомграфике (Слайд 11), то оно будет наибольшим (максимальным), чем в любой другой точке из близлежащей окрестности. В этом случае говорят, что - точка максимума.
Точка из области определения функции называется точкой максимума, если д л ялюбого из окрестности точки выполняется неравенство <
Максимум и минимум функции объединяют словом экстремум (с латинского - крайний), а точки максимума и минимума называют точками экстремума (экстремальными точками)
Необходимое условие существования экстремума функции в точке: Если -точка экстремума функции и в этой точке функция дифференцируема, то производная в этой точке равна нулю.
(Точками экстремума могут служить лишь критические точки, в которых производная равна нулю или не существует).
Необходимое условие не является достаточным, т.е. из того факта, что производная равна нулю в некоторой точке, не следует, что функция в этой точке имеет экстремум(например, функция ).
Достаточное условие существования максимума состоит в смене знака производной при переходе через критическую точку с "+" на "-", а для минимума с "-" на "+". Если при переходе через критическую точкусмены знака производной не происходит, то в данной точке экстремума нет.
Переходим к третьему вопросу.
3. План исследования функции на экстремум:
1. Найти область определения функции.
2. Найти производную.
3. Найти критические точки, в которых производная равна нулю или не существует. Расположить их в порядке возрастания.
4. Исследовать знак производной в полученных промежутках.
5. Вычислить значение функции в точках максимума и минимума.
Найти экстремумы функций:
а) ;
1. область определения ,
2. найдем первую производную: ,
3. найдем критические точки: ; ;
Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.
-1 | |||||||
- | + | - | + | ||||
↓ | Минимум 0,5 | ↑ | Максимум 0 | ↓ | Минимум 0,5 | ↑ |
б) ;
1. область определения ,
2. найдем первую производную ;
3. найдем критические точки: ; ;
Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.
2,5 | |||
- | + | ||
↓ | Минимум 1,25 | ↑ |
в)
1. область определения ,
2. найдем первую производную6
3. найдем критические точки: ; ,
Исследуем знак производной в полученных промежутках, решение представим в виде таблицы.
-2 | |||||
- | + | - | |||
↓ | Минимум -11 | ↑ | Максимум 21 | ↓ |
Домашнее задание:
1.Прочитать учебник стр.261-268(сделать конспект,смотри у меня в конце урока)
2.посмотреть видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=u3FFINouLsc
3.решить упражнения из учебника:№ 900 (2,4,6), 914 (1,3), 915(1).
4.выполнить: Самостоятельная работа.
1.Найти производную функции.
1. ;
2. ;
3. ;
2. Написать уравнение касательной для функции:
Y= 2x2- 5x+ 7, точке х0=2
3. Найти промежутки монотонности и экстремумы:
.
Список использованной литературы:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2012.
2.Дополнительные источники: Интернет-ресурсы.
3.Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень).
11 кл. – М., 2012 Шабунин М.И.., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Газарян Р.Г. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. Просвещение, 2012.
Опорный конспект.