МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный
Университет сервиса и экономики
Кафедра «Информатика»
Г.П. Пуха
Информатика
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов всех специальностей
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры ИТСС, протокол №3 от 26.12.2003г.
Утверждены Методическим Советом ИЭУПС, протокол №6 от 15.01.2004 г.
Информатика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 27 с.
Методические материалы разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения к содержанию и уровню подготовки по курсу «Информатика» для всех специальностей СПбГУСЭ заочной форм обучения.
Составитель: д-р воен. наук, проф. Г.П. Пуха
Рецензент: канд. физ.-мат. наук, проф. С.И. Никитин
Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
2008 г.
Введение
Считается, что целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах его деятельности [8], а дисциплина «Информатика» включена федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин почти всех специальностей государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Она имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Кроме того, она является базовой для всех курсов, рассматривающих информационные системы, автоматизированные методы анализа и, так или иначе, использующих компьютерную технику.
|
Дисциплина «Информатика» прежде всего связана с математическими и естественнонаучными дисциплинами, а также с дисциплинами, преподавание которых базируется на использовании современных информационных образовательных технологий.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
ـ иметь представления об информации, информационных процессах и основах современных компьютерных информационных технологий обработки информации, их влиянии на успех в профессиональной деятельности;
ـ знать современное состояние уровня и направлений развития архитектуры аппаратных и программных средств электронно-вычислительной техники;
ـ уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, владеть приемами антивирусной защиты;
ـ уметь работать как с программными средствами общего назначения, так и с отдельными профессионально ориентированными программными средствами;
ـ иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;
|
ـ владеть основами автоматизации решения экономических задач;
На изучение данной дисциплины отводится 200 часов, из них для заочной формы обучения:
лекций - 12 часов;
лабораторных работ - 10 часов;
самостоятельной работы - 178 часов.
По завершению курса обучения для заочного отделения предусмотрены следующие формы отчетности:
ـ зачет по результатам выполнения контрольной работы – в первом семестре;
ـ экзамен – во втором.
I. Цели и задачи выполнения
контрольной работы
В ходе изучения данной дисциплины и освоения готовых прикладных программ специалисту с высшим образованием, прежде всего, необходимо не только понять методологию, но и овладеть простейшими приемами разработки программного обеспечения вычислительных систем вообще и прикладных задач в частности.
Дело в том, что, во-первых, методология разработки любого программного обеспечения предполагает, в общем случае, выполнение следующих этапов:
ـ постановку задачи;
ـ ее формализацию;
ـ алгоритмизацию (разработку алгоритма решения задачи);
ـ программирование (разработку машинной программы задачи на языке программирования);
ـ составление описания задачи.
Следовательно, независимо от статуса специалиста, в случае необходимости разработки оригинальной прикладной задачи для своей предметной области, любой из них должен будет принимать участие в постановке задачи, отвечая на вопрос, какие цели преследует ее решение и что должно быть на выходе. Затем, на этапе формализации, он должен показать, какими методами задача может быть решена и какие функциональные зависимости при этом предполагается использовать, а на этапе алгоритмизации – указать предполагаемую последовательность ее решения и заказать желательную порядок выдачи результатов.
|
А, во-вторых, даже при использовании готовых наиболее распространенных офисных программ пользователям ЭВМ, в случае реализации своих оригинальных фрагментов или процедур, приходится, так или иначе, применять элементы программирования, т.е. выступать в роли программиста.
Таким образом, контрольная работа по дисциплине «Информатика», как одна из форм проверки уровня знаний студента, направлена на закрепление теоретического материала и практических навыков по работе в среде современных операционных систем ПК, с одной стороны, и освоение методики разработки простейших машинных программ с помощью языка программирования высокого уровня – с другой.
II. Указания по выполнению
контрольной работы
2.1. Общие требования к содержанию и оформлению
контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Информатика» является самостоятельной творческой работой студента и предполагает выполнение трех заданий.
1. Письменного ответа на один из теоретических вопросов, выносимых в завершении курса на экзамен.
2. Инструктивного описания порядка выполнения одного из практических заданий (также выносимых в дальнейшем на экзамен) с последующим его выполнением на ПК при защите контрольной работы.
3. Разработки алгоритма и машинной программы расчетной задачи по заданным условиям также с последующей демонстрацией ее работы на ПК.
При этом может быть рекомендована следующая ее структура:
Ø титульный лист;
Ø содержание;
Ø теоретическая часть (первое задание);
Ø практическая часть (второе и третье задание);
Ø литература;
Ø приложения.
Работа выполняется по вариантам. Номер варианта для теоретической и практической частей работы определяется по порядковому номеру студента в списке группы. Если этот номер превышает число предлагаемых вопросов, то отсчет начинается опять с первого номера (например, номер по списку студента 42, а последний вопрос – 35, тогда номер варианта контрольной работы = 42-35=7) и т.д.
Каждую часть, а также введение и заключение (если таковые предполагаются) начинают с новой страницы.
Нумерация страниц в работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются. Первой страницей, имеющей номер (номер 2) является «Содержание».
Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части контрольной работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.
Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.
Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.
Необходимые иллюстрации, таблицы и другие наглядные материалы (схемы, графики, диаграммы и др.) располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.
Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но сквозной для данной части (раздела).
Все иллюстрации в контрольной работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.
Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.
Формулы, помещенные в текст работы, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.
Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).
Нумерация источников в списке литературы должна быть
сквозной.
После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.
Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).
Требования к теоретической части работы
Для написания теоретической части работы студент должен выбрать один из следующих теоретических вопросов:
1. Понятие информации и информационных технологий.
2. Основные операции с данными.
3. Кодирование данных и единицы их измерений.
4. Единицы хранения данных и понятие о файловой структуре.
5. Основные компоненты ЭВМ и их назначение.
6. Принцип действия компьютера.
7. Классификация компьютеров.
8. Уровни программного обеспечения ЭВМ.
9. Назначение и виды операционных систем ЭВМ.
10. Функции ОС по обслуживанию файловой структуры.
11. Функции ОС по установке, исполнению и удалению приложений.
12. Функции ОС по обслуживанию компьютера..
13. Дополнительные функции операционных систем.
14. Основные характеристики ОС Windows 98.
15. Основные виды программных средств общего назначения.
16. Основные виды специализированных профессионально ориентированных программных средств.
17. Общее принципы построения электронных таблиц.
18. Общее принципы построения СУБД.
19. Назначение компьютерных сетей и их разновидности.
20. Понятие эталонной модели взаимодействия открытых систем.
21. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.
22. Основные службы сети Интернет.
23. Подключение к сети Интернет.
24. Понятие о компьютерной безопасности.
25. Методы защиты от компьютерных вирусов.
26. Средства антивирусной защиты.
27. Основные этапы разработки программного обеспечения задач.
28. Понятие алгоритма программы и варианты его представления.
29. Назначение языков программирования и их уровни.
30. Типовой состав системы программирования.
31. Назначение трансляторов программ и их разновидности.
32. Основные компоненты языков программирования высокого
уровня.
33. Алфавит и служебные знаки языка Бейсик.
34. Основные встроенные функции языка Бейсик.
35. Основные операторы языка Бейсик.
Из материалов, отражающих сущность и основные положения выбранной темы, нужно составить краткий реферат, в заключение которого сделать соответствующие выводы. Объем данной части работы должен быть в пределах 3-5 стр. текста полуторного интервала формата А4 (шрифт Arial, размер 14) или аналогичный объем аккуратно оформленного рукописного текста.
2.3. Требования к практической части работы и
рекомендации по ее выполнению
Практическая часть контрольной работы способствует развитию практических навыков по работе с современными операционными системами ПК (задание 2) и разработке элементов программного обеспечения расчетно-аналитических задач, применительно к сфере сервиса (задание 3).
Для выполнения второго задания – описания инструкции выполнения практического задания и подготовки его выполнения на ПК при защите контрольной работы студент выбирает один из следующих практических вопросов:
1. Настройка «рабочего стола» в ОС WINDOWS 98: установка фона и заставки, разрешения монитора, размещение на столе документа.
2. Работа с «проводником» в ОС WINDOWS 98: создание каталога и копирование в него группы файлов.
3. Установление наличия свободного пространства и проверка качества дисков ПК в ОС WINDOWS.
4. Создание резервной копии документов в виде архива.
5. Проверка дискеты с помощью антивирусной программы.
6. Выделение ресурса своего ПК для общего использования в одноранговой сети.
7. Использование общего ресурса одноранговой сети со своего ПК.
8. Создание заметки с содержанием теоретического вопроса с помощью встроенного в ОС WINDOWS текстового редактора.
9. Работа в среде текстового процессора Microsoft Word: создание текстового документа с тезисами ответа на свой теоретический вопрос.
10. Работа в среде текстового процессора Microsoft Word: создание текстового документа с таблицей списка учебной группы.
11. Работа в среде текстового процессора Microsoft Word: создание текстового документа со встроенным готовым рисунком.
12. Работа в среде текстового процессора Microsoft Word: создание текстового документа с изображением простейшей блок-схемы ЭВМ.
13. Работа в среде графического редактора Paint: создание документа с изображением простейшей блок-схемы ЭВМ.
14. Работа в среде графического редактора Paint: создание документа с изображением графика некоторой произвольной зависимости роста цены от времени.
15. Работа в среде электронной таблицы Excel: создание экзаменационной ведомости учебной группы с расчетом среднего балла.
16. Работа в среде электронной таблицы Excel: создание документа с таблицей и графиком некоторой произвольной зависимости роста цены от времени.
17. Работа в среде электронной таблицы Excel: выбор из произвольной таблицы данных по заданному признаку.
18. Работа в среде электронной таблицы Excel: создание документа с перечнем закупаемых материалов, их стоимостью и итоговой суммой.
19. Работа в среде электронной таблицы Excel: создание документа с диаграммой, отражающей квартальные доходы предприятия за текущий год.
20. Работа в среде электронной таблицы Excel: создание документа с ведомостью зарплаты.
Инструктивное описание порядка выполнения второго задания должно быть кратким (в пределах 1-2-х страниц) и помогать самому студента при его демонстрации на ПК.
В качестве предметной области для разработки программного обеспечения задачи на Бейсике в рамках третьего задания данной контрольной работы выступают элементы экономических или финансовых расчетов, а также – технико-экономического анализа деятельности предприятия.
Программирование, основанное на языке Бейсик, обеспечивает подготовку студента к написанию оригинальных модулей в составе готовых программных средствах пакета MS OFFICE.
Практическая часть контрольной работы должна содержать следующие обязательные элементы, соответствующие одноименным этапам этого процесса:
ـ постановку задачи;
ـ ее формализацию;
ـ разработку алгоритма решения задачи;
ـ разработку машинной программы задачи на языке программирования.
Отладка подготовленной машинной программы и проверка ее работоспособности производится в ходе выполнения лабораторных работ, предусмотренных п. 3.3 (з/о) приведенной выше учебной программы.
Конкретная задача из указанной предметной области может быть определена студентом инициативно или выбрана из предложенных ниже кафедральных вариантов, связанных с элементами экономических или финансовых расчетов [9]. При постановке такой задачи следует предусмотреть, чтобы в алгоритме ее решения были бы задействованы элементы выбора альтернатив и повторное использование фрагментов программы.
Выполнение практической части контрольной работы может быть представлено следующим образом:
Постановка задачи
В интересах реконструкции производства фирма предполагает взять в банке кредит. Для оценки своих возможностей выплаты по данному кредиту необходимо разработать машинную программу расчета ежемесячных платежей и общую сумму выплат при различных условиях кредитования, а именно: твердой, льготной (50%) или прогрессивной (с 2%-ой ежемесячной надбавкой) налоговой ставки.
Формализация задачи
Как следует из условия задачи, в качестве исходных данных для решения такой задачи выступают:
ـ сумма кредита – Kredit;
ـ ставка % (годовых) – Pr;
ـ вид кредита - Vkr (обозначим для простоты выполнения операции сравнения данный признак целыми числами):
Vkr = 1-твердая ставка;
Vkr = 2-льготный;
Vkr = 3-прогрессивный;
ـ и срок выплаты (число месяцев) – N.
Известно, что величина текущего (ежемесячного) платежа - Plat состоит из основного платежа по кредиту - OsnPlat и процентов от остатка на момент выплаты - ProcPlat,
Plat(I) = OsnPlat + ProcPlat(I),
которые определяются, в свою очередь, путем
OsnPlat = Kredit / N,
ProcPlat(I)= Ost(I)* Pr.
Остаток же средств на момент выплаты может быть найден следующим образом:
Ost(I) = Kredit - OsnPlat * (I - 1),
где I – номер очередного периода выплаты.
Сумма всех платежей представляется в этом случае традиционно:
.
Алгоритмизация задачи
Проведение подобных расчетов, как правило, связано с их многовариантностью. Следовательно, программное обеспечение данной задачи должно предусмотреть возможность реализации диалогового режима, позволяющего в случае необходимости, многократное изменение исходных данных и повторение расчетов. При этом из приведенных выше выражений следует, что все перечисленные исходные данные являются одиночными и вводятся для решения задачи только один раз. Данное обстоятельство и отражается в алгоритме в виде блока 1 (см. рис. 1).
Очевидно, что все предварительные операции по определению величин, которые не зависят от ежемесячных изменений, целесообразно выполнить в начале программы (блок 2). Здесь же следует, наверное, объявить и «обнулить» (т.е. присвоить ей начальное значение =0) ту переменную SummPlat, с помощью которой будет автоматически накапливаться сумма результирующего платежа.
Размеры ежемесячного платежа по процентам ProcPlat(I), а, следовательно, и все ежемесячные платежи - Plat(I), а также величина остатка Ost(I)в каждом месяце I, будут разными. Поэтому с точки зрения математики они должны быть представлены массивами размерностью N, а для своего определения потребует, очевидно, организации многократных повторения одних и тех же операций.
Однако прежде чем приступить к этой стадии вычислений, необходимо выяснить, с каким же значением процентной ставки предстоит делать соответствующие начисления.
Рис. 1. Алгоритм решения задачи по
расчету платежей кредита (вариант).
Для реализации в машинной программе выбора того или иного варианта направлений решения задачи используется условный оператор IF … THEN, соответствующее изображение которого в алгоритме представлено в виде блоков 3 и 5. Организация же повторных операций (цикла вычислений) отображается обычно с помощью блока, обозначенного на рис. 1 номером 7.
Вывод результатов вычислений, интересующих пользователя программы, отображается в алгоритме блоками типа 10 и 11.
Таким образом, исходя из заданных требований к ПО алгоритм приложения, решающего поставленную задачу, целом может быть представлен, например, так как это показано на рис. 1.
Программирование
В соответствии с приведенным выше алгоритмом решения данной задачи ее программа на языке высокого уровня Бейсик формируется следующим образом. В начале запуска любой программы (особенно с интерфейсом DOS) желательно произвести очистку экрана от предыдущих сообщений операционной системы и результатов работы других программ. Такие действия реализуются, обычно, с помощью оператора CLS:
10 CLS
Далее будет не бесполезно вывести собственную «заставку» о предназначении данной программы, например, с помощью оператора PRINT:
20 PRINT "Расчет платежей по кредиту"
Для реализации в машинной программе ввода исходных данных применяется оператор INPUT. Причем с его помощью можно сразу же заказать и вывод на экран необходимых комментариев к вводимым данным:
30 INPUT "Сумма кредита =", Kr
40 INPUT "Ставка %(годовых) =", Pr
50 INPUT "Вид кредита: 1-твердая ставка; 2-льготный; 3-прогрессивный ", Vkr
60 INPUT "Срок (месяцев)=", N
После ввода этих данных есть смысл сразу же выполнить все подготовительные операции, не связанные с зависимостью от счетчика цикла (номера месяца).
70 Pr = Pr / 100
80 OsnPlat = Kr / N
90 SummPlat = 0
Как уже отмечалось, выбор того или иного варианта кредитования реализуется условным оператор IF … THEN, например, с последующим указанием перехода - GOTO … к заданному в алгоритме месту программы (отмеченному номеру оператора):
100 IF Vkr = 1 THEN Pr = Pr / 12: GOTO 120
110 IF Vkr = 2 THEN Pr = Pr / 24
В связи с ограниченным набором вариантов кредитования, проверку третьего условия можно не производить, а первым же оператором тела цикла определить значение прогрессивной ставки.
Повторные операции реализуются, как известно, с помощью оператора FOR…TO …STEP (для …до … с шагом…). Если шаг не задан, то по умолчанию он равен 1:
120 FOR I = 1 TO N
130 Pr = Pr / 12 +.2 /100 * (I - 1)
Тело цикла представлено набором операций блока 10, особенность которых является тот факт, что в них участвуют одни и те же переменные, значения которых каждый раз «переприсваиваются». Такой вариант использования переменных (без объявления их массивами) используется обычно в интересах экономии ячеек памяти, когда по задаче есть возможность выводить их значения сразу на печать и нет необходимости запоминания всего набора значений этих
переменных.
140 Ost = Kr - OsnPlat * (I - 1)
150 ProcPlat = Ost * Pr
160 Plat = OsnPlat + ProcPlat
170 SummPlat = SummPlat + Plat
180 PRINT "Текущий платеж ", I, "=", Plat
190 NEXT I
В сочетании с оператором FOR возвращение к началу цикла декларируется командой NEXT с указанием имени счетчика I. И по его завершению, когда все необходимые расчеты текущих платежей будут выполнены и будет накоплена таким образом и общая сумма платежей, можно заказывать вывод на печать этой суммы и завершать программу оператором END.
200 PRINT "Сумма платежей=", sPlat
210 END
Таким образом, полный текст программы на языке Бейсик, разработанной для заданных условий, может выглядеть так.
10 CLS
20 PRINT "Расчет платежей по кредиту"
30 INPUT "Сумма кредита =", Kr
40 INPUT "Ставка %(годовых) =", Pr
50 INPUT "Вид кредита: 1-твердая ставка; 2-льготный; 3-прогрессивный ", Vkr
60 INPUT "Срок (месяцев)=", N
70 Pr = Pr / 100
80 OsnPlat = Kr / N
90 SummPlat = 0
100 IF Vkr = 1 THEN Pr = Pr / 12: GOTO 120
110 IF Vkr = 2 THEN Pr = Pr / 24
120 FOR I = 1 TO N
130 Pr = Pr / 12 +.2 /100 * (I - 1)
140 Ost = Kr - OsnPlat * (I - 1)
150 ProcPlat = Ost * Pr
160 Plat = OsnPlat + ProcPlat
170 SummPlat = SummPlat + Plat
180 PRINT "Текущий платеж ", I, "=", Plat
190 NEXT I
200 PRINT "Cумма платежей=", sPlat
210 END
III. Варианты третьего задания
на контрольную работу
Задача 1. Определить предельную ставку дисконтирования (discount rate) или необходимую с точки зрения фирмы норма прибыли r, при которой чистая современная ценность NPV (Net Present Value) регулярного инвестиционного проекта А, характеризуемого потоком периодических платежей С0, С1, С2, …, Сn (см. табл. 1):
становится отрицательной, и принимать такой проект уже не имеет смысла.
Таблица 1
Потоки периодических платежей регулярных
инвестиционных проектов
Проект | Периоды | ||||||||
A | -100 | -100 | |||||||
B | -15000 | ||||||||
C | -15000 | ||||||||
D | -15000 | ||||||||
E | -23000 | ||||||||
F | -23000 |
Рекомендации: для заданного потока платежей составить программу расчета NPV при различных значениях r, начиная от нуля с шагом Δ r и до тех пор, пока NPV не станет меньше нуля (например так, как показано на рис. 2):
Рис. 2. График функции NPV(r) проекта.
Задача 2. Определить ставку дисконтирования (discount rate) или необходимую с точки зрения фирмы норма прибыли r, при которой по показателю чистой современной ценности NPV (Net Present Value)
,
регулярные инвестиционные проекты В, С и D (см. табл. 1), заданные характеризуемые каждый своим потоком периодических платежей С0, С1, С2, …, Сn, один предпочтительнее другого.
Рекомендации: для заданных потоков платежей составить программу расчета NPV каждого из проектов при различных значениях r, начиная от нуля с шагом Δ r, и до тех пор, пока их NPV не станут равными, и оба при этом будут больше нуля (например так, как показано на рис. 3):
Рис. 3. График функции NPV(r) двух проектов.
Задача 3. Определить по показателю чистой современной ценности NPV (Net Present Value)
,
при заданной ставке дисконтирования (discount rate) или необходимой с точки зрения фирмы норма прибыли r, предпочтительность регулярных инвестиционных проектов E и F (см. табл. 1), характеризуемых каждый своим потоком периодических платежей С0, С1, С2, …, Сn.
Рекомендации: для заданных потоков платежей составить программу расчета NPV каждого из проектов при одной и той же (заданной) ставке дисконтирования r, сравнить значения этих NPV и сделать вывод о предпочтительности проектов (см., например, проекты А и Б на рис. 3 при r=10).
Задача 4. На счет банка в течение заданного срока равными долями вносится определенная сумма денег. Какая сумма денег будет на счете после истечении этого срока, если взносы делать в начале года при постоянной процентной ставке годовых?
Рекомендации: для заданных срока, взноса и процентной ставки составить программу расчета накоплений по следующей зависимости
Задача 5. На счет банка в течение заданного срока равными долями вносится определенная сумма денег. Какая разница в сумме денег будет на счете после истечении этого срока, если взносы делать в конце года при постоянной процентной ставке годовых?
Рекомендации: для заданных срока, взноса и процентной ставки составить программу расчета накоплений по следующей зависимости:
Задача 6. На счет банка в течение заданного срока равными долями вносится определенная сумма денег. Какая разница в сумме денег будет на счете после истечении этого срока, если взносы делать в начале или в конце года при одной и той же процентной ставке годовых?
Рекомендации: для заданных срока, взноса и процентной ставки составить программу расчета накоплений при различных вариантах начисления процентов (см. задачи 4 и 5) и найти их разность:
.
Задача 7. На счет банка в течение определенного срока произвольными неравными долями вносятся деньги. Какая разница в сумме денег будет на счете после истечении этого срока, если взносы делать в начале года при двух разных (задаваемых в режиме диалога) процентных ставках годовых?
Рекомендации: для заданных срока, потока взносов и процентных ставок составить программу расчета накоплений (см. задачу 4) при различных процентных ставках и найти их разность.
Задача 8. По заданному объему ссуды и ежеквартальным платежам разработать алгоритм и составить машинную программу расчета срока ее погашения при различных (задаваемых в режиме диалога) условиях кредитования.
Задача 9. Разработать алгоритм и составить машинную программу вычисления (до определенного значения) суммы на счете вкладчика сбербанка при условии ежемесячного начисления процентов от вклада и помесячной капитализации дохода.
Задача 10. Разработать алгоритм и программу расчета заработной платы сотрудников с учетом:
ـ времени работы (при временной оплате);
ـ начисления премии 25% от оклада в случае отсутствия прогулов;
ـ выдачи пособия на детей;
ـ отчисления в пенсионный фонд;
ـ вычета подоходного налога.
Рекомендации: организовать цикл по числу сотрудников, в теле
которого обеспечить и ввод данных, и расчет и вывод на печать
результатов.
Задача 11. Считая известными тарифы на кв. м, пользование лифтом, отопление, газ и воду, разработать алгоритм и программу расчета ежемесячной квартплаты с учетом площади квартиры, этажа и числа жильцов.
Рекомендации: организовать двойной цикл (внешний по месяцам и внутренний по числу квартир), где в теле внутреннего цикла обеспечить и ввод данных, и расчет, и вывод на печать результатов. Условие включения оплаты за использование лифта задать самостоятельно.
Задача 12. Считая известными расход бензина на 100 км, его марку (октановое число), предполагаемый маршрут (пробег) и амортизационные затраты на км пути, разработать алгоритм и программу расчета стоимости перевозок для нескольких различных типов автомобилей.
Рекомендации: организовать цикл по типам автомобилей, с одновременным вводом исходных данных, расчетом и выводом на печать результатов, обеспечив при этом автоматический выбор цены на бензин по его марке.
Задача 13. Считая известными грузоподъемность автомобиля и стоимость одного км его пробега, разработать алгоритм и программу выбора типа автомобиля, обеспечивающего перевозку заданного груза с минимальными затратами.
Рекомендации: организовать цикл по типам автомобилей, в теле которого обеспечить расчет стоимости перевозки очередного варианта, ее сравнение с предшествующим и выбор меньшей из них.
Задача 14. Разработать алгоритм и программу сравнительного расчета амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования А в течении заданного срока t для двух значений процентной ставки r1 и r2 при условии равномерной его амортизации.
Рекомендации: организовать цикл по заданному числу лет, в теле которого обеспечить расчет амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования для двух значений процентной ставки и определение их разности (S – начальная стоимость оборудования).
Задача 15. Разработать алгоритм и программу расчета амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования в течение заданного срока процентной ставки при ускоренной его амортизации по правилу суммы лет.
Рекомендации: организовать цикл по заданному числу лет, в теле которого обеспечить расчет амортизационных отчислений
,
где: S – первоначальная стоимость оборудования,
n – срок амортизации,
Kn =n(n-1)/2 – сумма номеров лет,
и остаточной стоимости оборудования и вывод на печать результатов.
Задача 16. Разработать алгоритм и программу сравнительного расчета амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования в течение заданного срока при условии равномерной его амортизации методом фиксированного процента для двух различных значений процентной ставки.
Рекомендации: организовать цикл по заданному числу лет, в теле которого обеспечить расчет амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования для двух значений процентной ставки, определение их разности и вывод на печать результатов.
Задача 17. Разработать алгоритм и программу сравнительного расчета амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования в течение заданного срока для двух значений процентной ставки r при условии равномерной его амортизации методом двойного процента.
Рекомендации: организовать цикл по заданному числу лет i, в теле которого обеспечить расчет амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования для двух разных значений удвоенной процентной ставки r1 и r2 , определение их разности и вывод на печать результатов.
Задача 18. Разработать алгоритм и программу сравнительного расчета амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования в течение заданного срока при условии равномерной его амортизации и ускоренной его амортизации по правилу суммы лет (см. задачи 14 и 15).
Рекомендации: организовать цикл по заданному числу лет, в теле которого обеспечить расчет амортизационных отчислений и остаточной стоимости оборудования для двух способов амортизации, определение их разности и вывод на печать результатов.