Продавцы воздуха из Чикаго.




Логика алюминиевой монополии.

Алюминий – один из основных конструкционных материалов. Из сплавов алюминия с металлами можно изготавливать множество изделий – от несущих конструкций зданий и сооружений до машин и бытовых приборов. Сплавы на основе алюминия, в отличие от стали, не подвержены коррозии и при той же механической прочности кратно легче стали. В принципе человечество уже давно заменило бы сталь на алюминий, если бы не его цена. Несмотря на то, что алюминия в земной коре гораздо больше, чем железа, тонна чистого алюминия на мировом рынке в 5 – 10 раз дороже тонны стали.

Причина высокой стоимости – трудность получения чистого алюминия из его оксидов. Выплавка алюминия – в десятки раз более энергоемкий процесс, чем выплавка железа: для получения тонны алюминия расходуется 13 – 14 мегаватт-часов электроэнергии, доля которой в себестоимости металла составляет 20 – 35%. В подобных условиях алюминиевые корпорации всеми средствами пытаются добиться снижения стоимости электроэнергии, а также ищут другие способы снижения себестоимости производства алюминия. Лидирующие на рынке транснациональные компании стараются упрочить свое положение за счет переноса мощностей в районы добычи алюминиевого сырья и в страны с низкой стоимостью электроэнергии.

Таблица 1

Крупнейшие производители алюминия (корпорации).

Компания Страна Производство, млн т Доля по миру в 2002 г., %
2001 г. 2002 г.
Alcoa США[1] 3,538 3,647 17,2
РусАл Россия 1,850 2,482 11,7
Alcan Канада1 2,033 2,290 10,8
Hydro Норвегия 1,384 1,400 6,6
Billiton Австралия 1,152 1,044 4,9
Pechiney Франция1 0,946 0,950 4,5
СУАЛ Россия 0,602 0,865 4,1
Chalco Китай 0,696 0,742 3,5

 

Стремление к снижению расходов на энергию и необходимость обеспечения сырьевой безопасности стимулируют отрасль к вертикальной интеграции. Действия, предпринимаемые для сокращения издержек за счет контроля над рынком, приводят к интеграции горизонтальной. Концентрация производства в отрасли уже очень высока – восемь крупнейших компаний контролируют почти две трети рынка (см. табл. 1).

Глобального улучшения не будет.

В 1988 г. цены на алюминий на Лондонской бирже металлов достигли локального исторического максимума – 2560 долл. за тонну. Эксперты ведущих мировых аналитических агентств в один голос тогда прогнозировали дальнейший рост цен и увеличение объемов производства в течение как минимум пятнадцати лет.

Какие-то основания для этого прогноза, конечно, были. Например, в 1980-х годах наблюдался быстрый рост производства в одной из главных потребляющих алюминиевых отраслей – автомобильной промышленности. Одновременно увеличивалась и масса используемого в автомобилях алюминия: если в 1978 г. на изготовление автомобиля расходовалось в среднем 60 кг этого металла, то в начале 1990-х годов – уже 90 кг.

Надежды на быстрое возрождение отрасли умерли в 2001 г. Кризис мировой экономики и спад в авиастроении привели к уменьшению потребления алюминия. Закупки металла в 2002 г. сократились на 2,8%, а производители оказались не способны вовремя отреагировать на сокращение спроса. По данным Brook Hunt, в 2002 г. объем перепроизводства составил более 680 тыс. т., а в 2003 г. – 962 тыс. т. Запасы металла на складах достигли максимальных с 1994 г. значений и продолжают расти.

Несмотря на сокращение спроса, общее производство алюминия не уменьшилось. С одной стороны, продолжали строиться новые заводы возле дешевой электроэнергии. С другой стороны, темпы роста производства поддерживались выходом на рынок новых игроков. Особенно неприятным для транснациональных алюминиевых компаний оказался быстрый рост производства алюминия в Китае. Всего за несколько лет эта страна превратилась из крупного импортера алюминия в его нетто-экспортера. Наращивают производство и страны Персидского залива, располагающие дешевой электроэнергией. По прогнозам AME Minerals Economic, предложение алюминия будет превышать спрос еще три-четыре года, а в 2003 – 2004 гг. этот дисбаланс будет только возрастать.

 

ВОПРОСЫ

1. Какими товарами являются алюминий и сталь? Как влияет снижение цен за тонну алюминия на объемы потребления железа? Запишите формулу расчета перекрестной эластичности спроса на железо по цене алюминия. Что показывает и какой знак имеет коэффициент перекрестной эластичности?

2. Как снижение стоимости электроэнергии сказывается на предложении алюминия? Какие еще способы снижения стоимости производства алюминия названы в статье?

3. На основании данных табл. 1 рассчитайте индекс концентрации[2] для 3, 4, 8 крупнейших производителей алюминия. Какую рыночную структуру имеет мировой рынок алюминия? В чем особенность этой рыночной структуры?

4. Известно, что автомобиле- и авиастроение относятся к числу главных потребителей алюминия. Объясните, как рост/спад производства сказывается на алюминиевой отрасли.

5. Поясните и приведите графическую иллюстрацию ситуации, сложившейся на мировом рынке алюминия, в 2002 – 2003 гг.

6. «По прогнозам AME Minerals Economic, предложение алюминия будет превышать спрос еще три-четыре года, а в 2003 – 2004 гг. этот дисбаланс будет только возрастать». Верно ли в этом предположении употреблены экономические термины «спрос» и «предложение»?

 

Задание 3. Проблемная ситуация. (Выполняет 1 человек.)

Продавцы воздуха из Чикаго.

В 2003 году в Чикаго открылась первая в мире биржа по торговле квотами на эмиссию углекислого газа. Торги на бирже ведутся в электронном формате по правилам Чикагской товарной биржи. Теперь индустриальные компании, чьи предприятия выбрасывают в атмосферу значительное количество углекислого газа, смогут приобрести дополнительные квоты и сократить таким образом налоговые экологические выплаты.

Своим появлением биржа обязана Киотскому протоколу, призванному ограничить выброс вредных веществ в атмосферу и ввести международные квоты на эмиссию углекислого газа. Каждая индустриально развитая страна получает квоту на эмиссию определенного объема углекислого газа, и в случае, если объем вредных выбросов превышает установленную норму, государство или компания облагается штрафом. Кроме того, на Чикагской бирже страна, которой удастся уменьшить объем выбрасываемого в атмосферу газа, сможет продать другой стране часть своих квот. Например, Россия, по подсчетам западных инвестиционных банков, сможет ежегодно продавать часть квоты на сумму не менее 2 млрд долл.

Всего за сутки существования биржи на ней было зарегистрировано более 22 компаний, в числе которых значатся такие гиганты, как Ford и Motorola. В первый же день была зарегистрирована и первая сделка. Японская компания Sumitomo приобрела у Словакии квоту на эмиссию 200 тыс. т веществ, эквивалентных углекислому газу (словацкая компания Menert, которая осуществляла продажу, за последние несколько лет смогла существенно снизить выбросы углекислого газа).

 

ВОПРОСЫ

1. Что такое «внешние эффекты»? Что такое положительные и отрицательные внешние эффекты? Примером какого из них является выброс в атмосферу углекислого газа индустриальными компаниями?

2. Что понимается под несостоятельностью рынка?

3. Почему наличие внешних эффектов приводит к несостоятельности рынка? Приведите графическую иллюстрацию.

4. Что понимается под интернационализацией внешнего эффекта?

5. О каком способе интернационализации внешнего эффекта идет речь в статье? Покажите, как торговля квотами на эмиссию углекислого газа способствует более эффективному распределению ресурсов в обществе.

6. Какие другие способы интернационализации внешних эффектов Вы знаете? Объясните, в чем их суть.

 

Задание 4. Проблемная ситуация. (Выполняют 2 человека.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: