Как известно, последние годы в России были ознаменованы статистически зафиксированным экономическим ростом (6 – 7%), однако не следует забывать о том, что ключевым фактором ускорения его темпов стали сохраняющаяся благоприятная для нашей страны ценовая конъюнктура на мировом рынке и резкое наращивание физических объемов экспорта сырьевых товаров. Несырьевой же российский экспорт по-прежнему в основном был представлен оружием.
На этом фоне закономерны возобновившиеся дискуссии о механизмах и инструментах стимулирования экономического роста и о тех ресурсах, на которых могло бы базироваться устойчивое развитие российской экономики. В качестве одного из таких ресурсов традиционно называют мощный научно-технический и образовательный потенциал, сформированный еще в советское время за счет государственных инвестиций. Можно ли задействовать этот потенциал для экономического развития и что для этого нужно?
Вхождение России в «информационное общество», иными словами – переход от индустриальной экономики к «экономике знаний» (по терминологии, утверждающейся сейчас как в западной, так и в российской экономической науке) сегодня по праву считается одним из наиболее важных и императивных требований, без выполнения которого российская экономика не только не сможет претендовать на достойное место среди прочих стран, но и быть в целом конкурентоспособной. В качестве составляющих «экономики знаний» учеными и исследователями признаются следующие:
§ регулирующая и деловая среда, способствующая использованию существующего знания, производству нового знания и развитию предпринимательства;
§ современная информационная инфраструктура; широкомасштабное использование ИКТ; динамичный ИКТ-сектор экономики; конкурентоспособная индустрия производства информации и знания, а также информационных услуг;
|
§ человеческий капитал: критическая масса людей, обладающих знаниями, навыками и способностями участвовать в развитии общества;
§ эффективная национальная инновационная система, представляющая собой сеть структур для использования растущего запаса глобального знания, его ассимиляции и адаптации к местным нуждам, а также создания новых знаний и технологий.
Кроме того, современные экономисты выделяют два блока институциональных характеристик, существенных с точки зрения возможной интеграции России в глобальную «новую экономику» («экономику знаний») и – как следствие – повышение роли интеллектуального капитала как фактора экономического роста.
Во-первых, это достаточно квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, обладающая существенным запасом «общих знаний» при заметном недостатке «рыночных (практических) знаний» (как выйти на рынок, как «продать» себя и свой продукт и т.д.).
Во-вторых, для России характерно наличие предпринимательской инициативы при отсутствии доверия как к государству, так и к партнерам по бизнесу. Поэтому предпринимательская деятельность традиционно проявляется преимущественно не в легальном бизнесе, а в изобретении различных способов уклонения от государственного регулирования, что повышает риски и ограничивает возможности реализации бизнес-проектов.
ВОПРОСЫ
1. В какой степени, по Вашему мнению, состояние соответствующих институциональных структур (сфера образования, науки и проч.) удовлетворяет на данный момент критериям «экономики знаний» (по сравнению с наиболее развитыми странами ОЭСР)? Что можно предложить в качестве мер их реформирования и совершенствования в нашей стране в свете необходимости перехода к «экономике знаний» по примеру развитых стран Запада?
|
2. Какие национальные программы и предложения, принятые в России в последние годы на государственном уровне по вопросам перехода к «новой экономике», Вы могли бы перечислить? Как Вы оцениваете их возможную эффективность, и чем она, на Ваш взгляд, будет обусловлена?
3. Как изменяется роль частного бизнеса в новых условиях? Способен ли он выступать катализатором распространения черт «экономики знаний» в России, и если да, то каким образом?
4. В чем, на Ваш взгляд, выражается влияние интеллектуального капитала на экономический рост? Является ли это воздействие прямым или опосредованным? Опишите его механизм.
[1] Значительная или основная часть мощностей находится за пределами страны, где расположена штаб-квартира.
[2] Индекс концентрации показывает сумму рыночных долей крупнейших продавцов, действующих на рынке товара.