Тема: «Семья. Семейные ценности.»
Цели: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье. Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Задачи:
Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи»; развивать логическое и творческое мышление обучающихся.
Метапредметные:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Ход урока.
Вводная беседа
- Наш урок «Основы мировых религиозных культур» мы начнем сегодня с притчи. Послушайте внимательно:
Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый »?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат?
Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему ты радуешься, странник»? - спросила я. И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
«Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна …. »! Семья!
- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Семья)
Актуализация знаний
-Как вы считаете, какие вопросы и проблемы, важные для вас, мы будем обсуждать, говоря о семье?
Мозговой штурм
- Возьмите лист бумаги и ручку.
Запишите в течении 3-х минут отдельными словами, фразами все, что вы знаете о семье.
Важно записать как можно больше о том, что знаете.
Обмен мнениями.
Обменяйтесь своими знаниями о семье с соседом.
Допишите к себе на лист то, что вам интересно.-Кто хочет поделиться своими знаниями?
Работа с текстом
Мы услышали ваши знания «что такое семья».
В словаре Ожегова дается определение понятия «семья»
Словарь Ожегова С.И: семья-
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Сейчас мы будем работать с текстом учебника «Основы мировых религиозных культур».
Откройте учебник на стр. 74
Вы будете читать эту статью и простым карандашом делать пометки знаком
«v» тех предложений, которые по – вашему мнению являются самыми важными в теме урока «Семья»
-Начинайте читать и делать пометки.
Чтение текста
Обсуждение прочитанного и проанализированного
Вы прочитали и каждый по-своему проанализировал текст о семье.
Прочитайте, пожалуйста, те предложения, которые отражают проблемы, обсуждаемые сегодня нами.
Физкультминутка
Сообщение новой информации
- Есть ли отличия в семье и семейных традициях разных религий? Как вы думаете?
-Слушайте внимательно и определите главные семейные традиции в каждой религии, что общего и ценного в семьях всех религий
Христианство
Самой распространенной религией в мире является христианство. Брак и семья рассматриваются как священное созидание каждого христианина длящееся всю жизнь. Брак считается таинством, подарком от Бога.
Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
У детей в христианстве есть две основные обязанности по отношению к семье: подчиняться родителям до совершеннолетия и почитать их всю жизнь. Родители в свою очередь должны хорошо заботиться о детях, любить их и своим поведением подавать им пример достойного поведения.
Ислам
Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».
1.Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею.Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.
2.Вот каковы ценности исламской семьи:
Основа семьи – это муж и жена.
3.. Обязанности мужа перед женой
Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.
4. Муж должен зарабатывать средства–халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым.
5. Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко.
6. Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: “Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы”.
7. Надо расходовать деньги на неё равномерно, так, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.
1. Обязанности жены перед мужем:
Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.
2. Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.
3. Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.
4. Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено.
5. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него.