Формирование личности Ивана Васильевича. Истоки опричнины




К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

 

 

По предмету: Отечественная история

На тему: «Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия»


Содержание

стр.

Содержание 1

I. Введение 2

II. Основная часть. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия 3

1 Формирование личности Ивана Васильевича. Истоки опричнины 3

2 Введение опричнины. Цели и причины введения опричнины 6

3 Отмена опричнины. Последствия введения опричнины 7

III. Заключение 9

Список использованной литературы 10

 

 


I. Введение

История всегда вызывала огромный интерес общества. А история царствования Иоанна Васильевича (1530-1584), является одной из самых важных эпох, содержащих в себе важные моменты становления Государства Российского.

Выбранная мною тема контрольной работы – «Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия», описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры. В этой работе вы получите ответы на вопросы. Что же такое опричнина? Какова её сущность и место в истории?

На мой взгляд, одними из самых интересных литературных источников, где более полно и точно представлены основные моменты, сущность и значение политики опричнины Ивана Грозного, являются книги Скрынникова Р. Г. «Иван Грозный» и Соловьева С. М. «История России», которые я использую для полного раскрытия представленной темы.

В этой работе я остановлюсь и на биографии Ивана Васильевича, чтобы узнать как формировалась личность, каковы были предпосылки становления самого грозного в истории Российского Отечества царя, а также причины, которые привели к введению политики опричнины Иваном Грозным.


II. Основная часть

Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия

В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Важность ее состоит в расширении русской территории, в крупных и знаменательных событиях и изменениях, происходивших во внутренней жизни. Много было совершено за этот полувековой период правления. Много славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах, характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным. Уяснить и определить его было важной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении всех сторон жизнедеятельности царя Ивана.

 

Формирование личности Ивана Васильевича. Истоки опричнины

 

Царь Иван родился в 1530 году. От природы он получил настоящий великорусский ум - гибкий, вдумчивый. Испортили этот ум и дали ему неестественное, болезненное развитие обстоятельства, среди которых протекало его детство. Иван рано осиротел, на 4-ом году жизни лишился отца, а на 8-ом потерял мать. Чувство сиротства, брошенности и одиночества рано и глубоко врезалось в его душу и сохранилось на всю жизнь. О чем он твердил при всяком удобном случае: «родственники мои не заботились обо мне»[1]. Выросший среди чужих людей, Иван рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Эта привычка развила в нем подозрительность, с годами превратившаяся в глубокое недоверие к людям. Равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих, ему часто приходилось испытывать в детстве. В торжественные случаи, при приеме послов его окружали царственной пышностью. А в обычные дни те же люди не церемонились с ним. Необходимость сдерживать свой гнев, глотать слезы развивала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей. Наблюдая сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, его робость превращалась в нервную пугливость. Что заставляло его быть всегда настороже, опасаться чего либо, или кого либо. Иван, слишком рано начавшие борьбу за существование, преждевременно повзрослел.

Его пережитые в 17–20 лет впечатления и передуманные мысли, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте, поражали окружающих непомерным количеством Когда Великому князю исполнилось 17 лет он собрал двор и объявил о своем намерении жениться. Но прежде, до своей женитьбы он объявил им свое намерение венчаться на царство. Объехав всю Россию, знатные сановники представили лучших невест государю. Он избрал из них юную Анастасию. Личные достоинства невесты, а не знатность, сделали его выбор оправданным. Целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, ум, красота - все женские добродетели были присущи Анастасии. Венчание прошло в храме богоматери. Однако, отменив веселые пиры двора, Иоанн и супруга ходили пешком в Троицкую Сергиеву лавру. Они проводили там первые недели великого поста, ежедневно молились над гробом святого Сергия. Но любовь к добродетельной супруге, набожность Иоанна, не могли укротить его беспокой души. Он любил показывать себя царем в наказаниях, в необузданности прихотей, а не в делах мудрого правления. Своевольничал, чтобы доказать свою независимость. Честные бояре с потупленным взором безмолвствовали во дворце, шуты забавляли царя, льстецы славили его мудрость. Никогда Россия не управлялась хуже.

К концу сороковых годов при молодом царе складывается кружок придворных деятелей. Этим деятелям он доверяет ведение государственных дел. «Избранная рада» - так называлась новая группировка, пришедшая к власти. Всего 10 лет суждено было существовать «Избранной раде». Всего 10 лет было отпущено историей для деятельности решительных и энергичных реформаторов, которая протекала в условиях относительного мира между всеми классами и сословиями русского общества. Но за этот короткий период государственное и социальное устройство России претерпело очень сильные изменения. Такие изменения не происходили за целые века спокойного развития.

За это время сформировалась развитая система «приказов». Каждый из приказов отвечал за определенную сферу управления. Посольский приказ - за дипломатическую службу, Разрядный приказ - за большую часть военных дел, Челобитный приказ - за контроль над остальными приказами. В 1550 году был введен в действие новый Судебник. В который включалось все новое, что накопилось в судебной практике со времен введения старого Судебника в 1497 году. Произошла реорганизация местного управления. Была заменена власть наместников, которые раньше назначались великим князем на определенное время, властью выборных земских органов. Церковный собор 1551 года поставил задачу улучшить нравы духовенства, привел к единому образу все обряды. В историю этот собор вошел под названием Стоглавого, так как он состоял из ста глав. Подверглось целенаправленным изменениям и военное дело. Было подготовлено и принято Положение о военной службе. Все эти преобразования происходили с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами.

За это время царь повзрослел, уже не тяготился правлением «Избранной рады», приобрел некоторый опыт в государственных делах. Одной из главных черт характера Иоанна IV стала неспособность ставить своим желаниям и планам разумные пределы, неспособность сдерживать себя в чем-либо. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева. В эти моменты он терял над собой контроль. По прошествии четверти века, в состоянии такого припадка, он убил своего сына Ивана. Царь ударил сына по голове жезлом, придя в ярость в споре по ничтожному поводу. Царевич от раны заболел и умер.

До начала 60-х годов в политическом отношении самовластие Иоанна IV было ограничено «Избранной радой». В моральном отношении - его наставником митрополитом Макарием и женой Анастасией. Она была единственным существом, к которому Иван питал приязнь и любовь. Когда началась Ливонская война царь вступил в конфликт с деятелями «Избранной рады», которые были за войну с Крымским ханством. Для «Избранной рады» тогда сложилась благоприятная военно-политическая ситуация. В отношении Ливонии «Избранной рады» поддерживала идею мирных переговоров или боевые действия в ограниченных масштабах. «Избранная рада» находила поддержку у значительной части аристократии. Однако, Иоанн IV настоял на своем.

В августе 1560 года умерла царица. В декабре 1563 года скончался митрополит Макарий. На его место был поставлен митрополит Афанасий, обладавший тихим и нерешительным характером. Иоанн IV начинает единолично руководить всей внутренней и внешней политикой. Если характеризовать политический курс Иоанна IV, то можно вынести такое определение - доведение личной власти до уровня неограниченного самодержавия внутри страны, а также наибольшее ее распространение за пределы Московского государства путем завоеваний.

Из-за военных тягот, в годы Ливонской войны в стране уже чувствуется нарастающие истощение сил и средств. В оборонительных войнах была заинтересована аристократическая верхушка. А за продолжение наступательной войны с западными соседями выступала низшая часть дворянства. Дворяне значительно хуже были обеспечены землей, по сравнению с землевладельцами-аристократами. За счет военной добычи и получения новых земельных участков в присоединенных областях, эта война представляла собой желанный источник обогащения. Крупные завоевательные планы царя совпадали со стремлениями дворянства и поддерживались Русской Православной церковью. Но они противоречили идеям боярства, которое было недовольно усилением налогов и повинностей и не видело смысла в завоеваниях. Это противоречие не было столь очевидным, пока в войне царским войскам сопутствовал успех. Но как только начались серьезные неудачи, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки, сделать из нее послушное, безгласное орудие, царь перешел к политике репрессий. Воля умного, энергичного, но необузданного государя, вступила в противоборство с волей целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе – в этом заключалась трагедия исторического момента. Эта борьбой был нанесен непоправимый ущерб государству.

В 1564 году царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV, лишившийся каких либо иллюзий в отношении собственного всесилия, приступил к политике «крутых мер».

3 декабря 1564 года из Москвы в Александровскую слободу выехал царь со всей семьей под охраной отряда дворян, где объявил о своем отречении от престола. Из слободы царь отправил две грамоты. Первая грамота содержала обвинения царя князьям, боярам, воеводам в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Во второй грамоте говорилось в том, что на москвичей царь не гневается и опалы нет. В январе 1565 года, находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума отправила делегацию к царю. Она пыталась уговорить его вернутся на престол. В результате чего, делегаты были вынуждены согласиться на чудовищные условия возврата. Из которого вырос чудовищный эксперимент, называемый «опричниной».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: