Лекция № (2 часа)
Тема: Выразительные средства графики. Рисование деревьев.
Цель: Познакомить студентов с выразительными средствами графики. Расширить знания в поэтапном рисовании деревьев.
Развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память. Формировать адекватное цветовое восприятие мира. Применять на практике усвоенные знания.
Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус, любовь к своему краю, народным промыслам и т.д., а также воспитание аккуратности, внимания, самостоятельности.
Вид занятия: Лекция с практикумом.
Оборудование: Компьютер, учебники, изобразительные карточки.
Литература:
1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008.
2. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000.
План занятия
1) Организационный момент:
Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
Проверка присутствующих.
Тема: Выразительные средства графики. Рисование деревьев.
Мотивация: Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала
План
- Выразительные средства графики.
- Рисование деревьев.
Выразительные средства графики.
Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоскости или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении композиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.
Линия — наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом.
Линии различают
по назначению:
- вспомогательные — используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);
- пространственные — служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей обстановки;
- плоскостные — применяются чаще всего в декоративном искусстве и графике.
По характеру:
- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии;
- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья — указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.
По направлению: горизонтальные; вертикальные; диагональные.
По технике выполнения: простые (все прямые и некоторые кривые: замкнутая, дугообразная) и сложные (ломаная — зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).
Штрих — относительно короткие линии, позволяющие отобразить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, характер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.
Штриховка — прием нанесения тона с помощью штрихов, направление которых определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.
Тон — передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюансами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в зависимости от материала предмета, направления источника света.
Тушевка — прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.
Контрольные вопросы
1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?
2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?
3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?
Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста
Специфика рисования
Рисование — один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говорили о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание — первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразительные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.
Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, самовыражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в рисунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его форме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.
1. Отработка изобразительных навыков — цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится свободное проведение различных по характеру линий (рис. 12— 16).
2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей развитие изобразительного творчества дошкольников.
Дети 2,5 — 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористических гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил закрыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отразить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движения, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточкой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».
Рис. 12. Прямые линии:
I — горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;
2 — свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 — пространственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 — падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; смешанный горизонтальный ритм
Рис. 13. Ломаные линии:
1 — усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 — диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 — ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4— спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий
Рис. 14. Волнистые линии:
1 — волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 — волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 — волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 — волнистые диагональные; «срез камня»; 5 — концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 — волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7— расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8— округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 — переплетение; концентрические,
ослабленные к краю
Рис. 15. Округлые линии:
1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2— пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 — вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы
Рис. 16. Спиралевидные линии:
1 — горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улитка»; 2 — диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная горизонтальная спираль; 3 — ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие вертикальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 — наклонная горизонтальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 — пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; расширяющийся пучок спиралей
Упражнения в рисовании
Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереализованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, наложение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зрительно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо освоить несколько операций:
- научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать рисовальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;
- овладеть техникой изображения;
- изучить последовательность изображения для достижения целостности образа;
- усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.
Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно самостоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.
Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное
Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удачные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изобразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим занимательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное композиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их собственной эстетической оценки.
Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобразительный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.
Рисование в воздухе с повторением движений педагога.
При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно отразить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.
Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения.
Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные движения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть последовательность изобразительных движений. Важно не только развивать зрительную и тактильную память в отношении формообразующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструкции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.
Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгибаясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти отрывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.
Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога. Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его — обеспечить своевременную коррекцию отдельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.
Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, длителен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. Дошкольники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процессом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же дошкольник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверенность.
Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, поскольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной основы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные варианты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педагогом.
Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не дожидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческого развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает интерес к рисованию.
Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание используется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).
Мини-итог: Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность — это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.
Вопросы для осмысления материала:
1. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?
2. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?
2. Рисование деревьев.
Всем воспитателям детских садов давно известна та истина, что ребенок проявляет активный интерес к рисованию уже на 2-м году жизни. В этом возрасте дети ясельного возраста с упоением мажут по бумаге различные загогулины и каракули, и это поощряется, так как в процессе вырисовывания загогулин ребенок узнает карандаш, фломастер, кисточку и краски и привыкает к ним.
Но не все дети приходят в детский сад с одинаковыми навыками рисования. Кто-то еще никогда не держал карандаш в руках и не умеет его правильно держать, а кто-то впервые увидел краски и т. д. Поэтому воспитатель должен объяснить и наглядно продемонстрировать, что такое карандаш, фломастер, кисточка, краски, и как ими правильно пользоваться. Самые первые занятия по рисованию в ясельной группе направлены на обучение ребенка правильно держать в руке карандаш, кисть или фломастер, помня, что ребенку удобнее рисовать толстыми фломастерами. За время пребывания в младшей группе детского сада дети должны получить более сложные навыки, то есть освоить уже самые базовые навыки рисования, которые пригодятся им в старших группах.
Эти базовые навыки заключаются в очень простых вещах, которые являются основой рисования: это умение проводить вертикальные и горизонтальные прямые линии карандашом, фломастером гуашью. Высшее мастерство ребенка в усвоении базовых навыков рисования заключается в том, что он научается рисовать замкнутые линии: круг, овал, абстрактную фигуру теми же инструментами - карандашом, фломастером, а затем и кистью с красками. Умение проводить вертикальные и горизонтальные линии, умение рисовать круг и овал позволять детям нарисовать все, что они захотят: животных, птиц, деревья, автомобили и т.д. Все, что им понравится в жизни, они смогут изобразить с помощью замкнутых и прямых линий. И это не шутка, а основа живописи.
Вот, например, как нарисовать дерево, владея базовыми основами живописи.
Дерево растет на земле, следовательно, ребенок должен обозначить место, из которого растет ствол дерева, прямой горизонтальной линией. Затем он должен карандашом обозначить ствол дерева, проведя прямую вертикальную линию, перпендикулярную к линии, обозначающей землю. Дерево имеет крону, следовательно, ребенок должен обозначить границы этой кроны, обведя верхушку ствола (или кончик прямой вертикальной линии, которую он только что нарисовал) замкнутой линией круга или овала. Получится примерно так.
Вы, конечно, скажете, что эта геометрия мало походит на дерево. Справедливое замечание, но это только разметка, символическое обозначение сути дерева. Теперь мы пойдем далее и нарисуем ствол более реалистично, не исключая три пальчика корневой системы и самых крупных сучьев дерева. Получится что-то вроде этого
Следующим этапом надо создать облачный абрис кроны дерева, вот так.
Это действительно самый простой и легкий способ нарисовать дерево для ребенка. Но не только для ребенка. Многие, куда более продвинутые художники используют такой простой способ рисования для изображения ландшафтных деталей на своих картинах. А в заключении следует прорисовать некоторые детали в центре листвы дерева для полноты всего изображения. Это позволит привести рисунок в порядок и добавит реализма.
А теперь необходимо ластиком стереть первоначальные карандашные разметки, а затем взять в руки то, что больше нравится - фломастер или кисточку с красками, и ваше дерево раскрасить как в раскраске. Будьте уверены, оно зацветет!
Второй способ рисования деревьев
Можно нарисовать дерево и более сложным способом, как чаще всего и учат рисовать деревья в детских садах. Этот способ сложнее, но зато он лучше информирует детей о предмете рисования, воспитывает усидчивость, внимательность и больше развивает моторику детских пальчиков. Сначала воспитатель должен создать в головах детей собирательный образ дерева, то есть воспитатель должен объяснить, что есть общего у всех деревьев. Это, конечно, то, что растут они из земли, что у всех деревьев есть ствол и ветки, а на ветках летом - листья. После того, как дети усвоят, из чего состоит дерево, можно начинать процесс рисования.
Начинаем рисовать с самого начала, со ствола. Ствол - это самая главная часть дерева, так как все ветки растут именно из ствола и располагаются по очереди вдоль всего ствола сверху вниз. Внизу самые взрослые и толстые ветви или сучья, вверху ветви младше и тоньше. Но все ветви, и старшие, и младшие направлены вверх, к небу. Самая толстая часть ствола около земли, а самая тонкая - на верхушке. Самые короткие и тонкие ветки расположены ближе к верхушке, а самые длинные и толстые - ближе к земле, к корням дерева, к началу ствола. Поэтому в середине листа бумаги дети должны нарисовать большую вертикальную линию для ствола. От этой линии сделаем боковые линии, тянущиеся вверх, для веток. Постарайтесь объяснить детям, что симметрии в природе дерева не бывает, и они должны стараться делать контуры для веток немного на разном расстоянии друг от друга, чтобы у них не получилась строгая симметрия.
Далее дети должны к основным веткам дерева добавить более мелкие и молодые веточки.
Дальше от этих ответвлений веток нужно сделать еще более мелкие, которых на любом дереве много. Эти самые мелкие веточки нужны для того, чтобы чуть позже нарисовать на них листья. Но слишком много рисовать этих веточек не следует, и делать их симметричными также не стоит. В этом и состоит трудность для ребенка - рисовать ассиметрию.
Затем дети должны приступить к более детальной прорисовке дерева. Вместо прямой вертикальной линии, обозначающей ствол, они должны нарисовать две вертикальные линии, соединяющиеся наверху в виде верхушки ствола. Также они должны обрисовать нижние сучья и крупные ветви дерева. Для этого надо сделать то же самое, что и со стволом дерева. По предварительным карандашным контурам ассиметрично расположенных ветвей надо обвести главную линию двумя другими, но не такими ровными, поскольку поверхность у дерева в природе идеально ровной не бывает. С ветками сделаем тоже, только добавлять мы будем по одной линии, так как тут необязательно идеальное сходство. На середине ствола надо обозначить ветки, повернутые к нам, чтобы рисунок дерева не получился плоским. Дети часто забывают об этом, так как еще не в курсе понятия перспективы.
Следующим этапом в нашем поэтапном рисовании дерева будет рисование древесной кроны. Для этого дети должны обвести контур всей кроны замкнутой линией, можно совсем неровной.
А затем в пределах границ кроны надо рисовать листья. Рисовать листья дерева - это самое сложное не только для детей. Во-первых, листья всех деревьев мелкие. Во-вторых, листьев всегда много, но их много и нужно по возможности прорисовать каждый листочек. Что делать, чтобы быстро нарисовать листья дерева, а не рисовать их несколько дней, не вставая из-за столика? Надо нарисовать маленькие овалы, тщательно следя, чтобы они сильно не выходили за пределы общего контура. Рисовать обвалы следует по расположению веток, и не оставляйте пустот между ними. Получится вот так.
После всех детских трудов, нужно придать окончательную завершенность нарисованного дерева и добавить небольшие детали, которые всегда сопровождают все деревья: траву рядом с ним, плывущие облака, солнце, животных или людей.
Пошаговое рисование для детей играет большую роль в их развитии. Когда малыш увлеченно трудится над созданием своего натюрморта или пейзажа, он развивает воображение и тренирует способности и умения, которые крайне важны для дальнейшего обучения в школе:
- составление пропорций;
- восприятие и сравнение;
- способность анализировать.
Мини-итог: Мини-итог: Таким образом, Работа с кистью и карандашом развивает мелкую моторику руки человека, а она в свою очередь способствует развитию координации движения и быстроты мышления, совершенствованию речевого аппарата. Медики утверждают, что поэтапное рисование помогает ребенку расти разносторонней личностью.
Вопросы для осмысления материала:
1. Назвать основные цвета и как их можно смешивать для получения других цветов?