Индивидуальные особенности как умственные способности (Менчинская)
Обучаемость – способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения учебного материала (Менчинская)
Теплов занимался индивидуальными особенностями как способностями.
Характеристики:
– индивидуально своеобразные
– влияют на успешность
– заключают в себе внутренний потенциал индивида к осуществлению деятельности
– всегда находятся в развитии
– имеют сложную комплексную структуру, в которой можно различить «общие» и «частные».
Мыслительные особенности, характеризующие обучаемость:
– темп усвоения учебного материала
– гибкость мышления:
а) подход к задаче как к проблеме, целесообразное варьирование способов действия,
б) легкость перестройки знаний на основе выработки новых способов преобразования имеющихся знаний,
в) способность к переключению или легкость перехода от одного к другому
– продуктивный/репродуктивный подход к решению задач,
– связь между конкретными и абстрактными компонентами мыслительной деятельности.
Сильные стороны концепции Менчинской:
– поставлена важная проблема индивидуализации образовательного процесса;
– показано, что учащиеся отличаются друг от друга не только уровнем усвоенных ими ЗУНов, но и способами;
– выделены критерии для дифференциации учащихся по уровню обучаемости.
Слабые стороны концепции Менчинской:
– акцент на результативной стороне деятельности;
– акцент на интеллектуальной составляющей индивидуальных особенностей детей;
– абстрактный характер индивидуальных особенностей учащихся;
– ограниченность, условность выделяемых типологий индивидуальных особенностей.
|
Индивидуальные особенности как стили учения
(Witkin, Gardner, Kolb)
Когнитивный стиль – это индивидуально-своеобразный способ переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.
Свойства когнитивных стилей:
– отражают процессуальную сторону деятельности субъекта;
– носят оценочный характер;
– характеризуют устойчивые проявления индивидуального своеобразия;
– заключают в себе предпочтения субъекта.
Разновидности когнитивных стилей:
– полезависимый/поленезависимый
– узкий/широкий диапазон эквивалентности
– узость/широта категорий
– ригидный/гибкий познавательный контроль
–толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту
– фокусирующий/сканирующий контроль
– сглаживание/заострение
– импульсивность/рефлексивность
– конкретная/абстрактная концептуализация
– когнитивная простота/сложность
Стили учения по Колбу:
• конкретный опыт
• рефлексивное наблюдение
• абстрактная концептуализация
• активное экспериментирование
Сильные стороны:
1.) Акцент на процессуальной стороне деятельности. Это приводит к тому, что:
· Отношение к индивидуальным особенностям учения теряет оценочный характер, что имело место при трактовке их как умственных способностей. Иными словами, когнитивные стили не делятся на «хорошие» и «плохие», более и менее ценные для обучения. Когнитивные стили характеризуют лишь индивидуально своеобразные способы осуществления познавательной деятельности и не предопределяют однозначно ее результат. В одних образовательных ситуациях на эффективность обучения может положительно повлиять один стиль, а в других - совершенно другой. Таким образом, «пафос когнитивно-стилевого подхода заключался в попытке ввести безоценочный взгляд на интеллектуальные возможности человека».
|
· Индивидуальные особенности учения получают не столько количественное, сколько качественное выражение. Каждая такая особенность рассматривается здесь не с точки зрения высокого или низкого уровня ее развития, т.е. однополярно, а многополярно - как совокупность определенных индивидуально-типологических проявлений, каждое из которых может находиться на разных ступенях сформированности. Например, поле независимые люди, по мнению Уиткина, имеют более развитые когнитивно-структурирующие способности, что свидетельствует об их интеллектуальной компетентности. Тогда как поле зависимые, характеризуются более выраженными межличностными (социальными) способностями, что говорит об их социальной компетентности.
· Такое понимание индивидуальных особенностей учения, как минимум, не провоцирует учителя на подавление подлинного индивидуального многообразия учащихся в его классе. Учитель, исходя из своей профессиональной позиции, стремится к хорошей результативности своих учеников, их высокой учебной успеваемости. Индивидуальные особенности учения, которые не имеют непосредственного отношения к успеваемости, едва ли станут предметом специального и настойчивого внимания педагога. Он не будет их целенаправленно формировать и совершенствовать, а значит, оставит за детьми возможность действовать в соответствии с их действительными индивидуальными особенностями.
|
2.) Целостный подход к пониманию индивидуальных особенностей учащихся. Стилевой подход к пониманию индивидуальных особенностей учения предполагает тесное взаимодействие интеллектуальной и аффективной составляющей. Он не исчерпывается лишь описанием особенностей мыслительной деятельности учащихся, но включает в себя мотивационно-потребностные и иные личностные характеристики, влияющие на процесс осуществления учеником учебной деятельности. Данные многочисленных исследований когнитивных стилей подтверждают существование сложных и разнообразных связей стилевых параметров с личностными свойствами человека.
3.) Динамический подход к изучению индивидуальных особенностей учащихся. Одной из отличительных характеристик когнитивного стиля является его устойчивость, относительная однотипность проявлений независимо от уровня сложности и типа интеллектуальной задачи. В этом смысле индивидуальные особенности учения могут рассматриваться только в динамике их изменения. И если в трактовке индивидуальных особенностей учения как умственных способностей их изменение отслеживается лишь в масштабах общих возрастных изменений, т.е. в довольно большом временном диапазоне, то стилевой подход предполагает изучение индивидуальных особенностей учения в более краткосрочной перспективе. Это, на наш взгляд, позволяет более точно и надежно зафиксировать действительные индивидуальные особенности ученика.
Слабые стороны:
1.) Абстрактный характер индивидуальных особенностей учащихся. В этом стилевой и «способностный» подходы к пониманию индивидуальных различий вполне совпадают. И в том, и в другом случае индивидуальные особенности учения, выявленные в одной (часто искусственной, экспериментальной) ситуации, распространяются на все поведение ученика в учебном процессе. Это проявляется в следующих обстоятельствах:
· Выявленные в частной экспериментальной ситуации индивидуальные особенности учения школьников не всегда обоснованно переносятся авторами на всю его учебную деятельность в целом. Происходит необоснованное обобщение выявленных свойств. Типы когнитивных стилей появляются в результате попытки обобщить (теоретизировать) эмпирические данные, полученные в определенных экспериментальных ситуациях, распространив их на всю познавательную активность человека в целом.
· Индивидуальные особенности зачастую анализируются отвлеченно от конкретных условий той деятельности, в которой они проявляются. Между тем известно, что индивидуальные особенности ученика, обнаруженные в одной образовательной ситуации, могут иначе проявить (или вовсе не проявить) себя в другой ситуации.
2). Ограниченность, условность выделяемых типологий индивидуальных особенностей учащихся. Зависимость когнитивных стилей от разнообразных внешних условий приводит к появлению множества несогласующихся и даже противоречащих друг другу фактов, некоторые из которых никак не вмещаются в принятые концептуальные рамки определения стиля. Это неизбежно заставляет исследователей вносить соответствующие коррективы в выявленные ранее типологии. Происходит либо укрупнение, расширение уже известных типов за счет включения в них новых обстоятельств, либо появление совершенно новых типов когнитивных стилей. В результате, выявленные в процессе учения индивидуальные различия, кладутся в основание типологий, которые воздвигаются на довольно шатких и подвижных опорах, и поэтому носят зачастую весьма субъективный и относительный характер.