Индивидуальные особенности как стили учения




Индивидуальные особенности как умственные способности (Менчинская)

 

Обучаемость – способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения учебного материала (Менчинская)

Теплов занимался индивидуальными особенностями как способностями.

 

Характеристики:

– индивидуально своеобразные

– влияют на успешность

– заключают в себе внутренний потенциал индивида к осуществлению деятельности

– всегда находятся в развитии

– имеют сложную комплексную структуру, в которой можно различить «общие» и «частные».

 

Мыслительные особенности, характеризующие обучаемость:

– темп усвоения учебного материала

– гибкость мышления:

а) подход к задаче как к проблеме, целесообразное варьирование способов действия,

б) легкость перестройки знаний на основе выработки новых способов преобразования имеющихся знаний,

в) способность к переключению или легкость перехода от одного к другому

– продуктивный/репродуктивный подход к решению задач,

– связь между конкретными и абстрактными компонентами мыслительной деятельности.

 

Сильные стороны концепции Менчинской:

– поставлена важная проблема индивидуализации образовательного процесса;

– показано, что учащиеся отличаются друг от друга не только уровнем усвоенных ими ЗУНов, но и способами;

– выделены критерии для дифференциации учащихся по уровню обучаемости.

 

Слабые стороны концепции Менчинской:

– акцент на результативной стороне деятельности;

– акцент на интеллектуальной составляющей индивидуальных особенностей детей;

– абстрактный характер индивидуальных особенностей учащихся;

– ограниченность, условность выделяемых типологий индивидуальных особенностей.

 

 

Индивидуальные особенности как стили учения

(Witkin, Gardner, Kolb)

Когнитивный стиль – это индивидуально-своеобразный способ переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.

Свойства когнитивных стилей:

– отражают процессуальную сторону деятельности субъекта;

– носят оценочный характер;

– характеризуют устойчивые проявления индивидуального своеобразия;

– заключают в себе предпочтения субъекта.

Разновидности когнитивных стилей:

– полезависимый/поленезависимый

– узкий/широкий диапазон эквивалентности

– узость/широта категорий

– ригидный/гибкий познавательный контроль

–толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту

– фокусирующий/сканирующий контроль

– сглаживание/заострение

– импульсивность/рефлексивность

– конкретная/абстрактная концептуализация

– когнитивная простота/сложность

 

Стили учения по Колбу:

• конкретный опыт

• рефлексивное наблюдение

• абстрактная концептуализация

• активное экспериментирование

Сильные стороны:

1.) Акцент на процессуальной стороне деятельности. Это приводит к тому, что:

· Отношение к индивидуальным особенностям учения теряет оценочный характер, что имело место при трактовке их как умственных способностей. Иными словами, когнитивные стили не делятся на «хорошие» и «плохие», более и менее ценные для обучения. Когнитивные стили характеризуют лишь индивидуально своеобразные способы осуществления познавательной деятельности и не предопределяют однозначно ее результат. В одних образовательных ситуациях на эффективность обучения может положительно повлиять один стиль, а в других - совершенно другой. Таким образом, «пафос когнитивно-стилевого подхода заключался в попытке ввести безоценочный взгляд на интеллектуальные возможности человека».

· Индивидуальные особенности учения получают не столько количественное, сколько качественное выражение. Каждая такая особенность рассматривается здесь не с точки зрения высокого или низкого уровня ее развития, т.е. однополярно, а многополярно - как совокупность определенных индивидуально-типологических проявлений, каждое из которых может находиться на разных ступенях сформированности. Например, поле независимые люди, по мнению Уиткина, имеют более развитые когнитивно-структурирующие способности, что свидетельствует об их интеллектуальной компетентности. Тогда как поле зависимые, характеризуются более выраженными межличностными (социальными) способностями, что говорит об их социальной компетентности.

· Такое понимание индивидуальных особенностей учения, как минимум, не провоцирует учителя на подавление подлинного индивидуального многообразия учащихся в его классе. Учитель, исходя из своей профессиональной позиции, стремится к хорошей результативности своих учеников, их высокой учебной успеваемости. Индивидуальные особенности учения, которые не имеют непосредственного отношения к успеваемости, едва ли станут предметом специального и настойчивого внимания педагога. Он не будет их целенаправленно формировать и совершенствовать, а значит, оставит за детьми возможность действовать в соответствии с их действительными индивидуальными особенностями.

2.) Целостный подход к пониманию индивидуальных особенностей учащихся. Стилевой подход к пониманию индивидуальных особенностей учения предполагает тесное взаимодействие интеллектуальной и аффективной составляющей. Он не исчерпывается лишь описанием особенностей мыслительной деятельности учащихся, но включает в себя мотивационно-потребностные и иные личностные характеристики, влияющие на процесс осуществления учеником учебной деятельности. Данные многочисленных исследований когнитивных стилей подтверждают существование сложных и разнообразных связей стилевых параметров с личностными свойствами человека.

3.) Динамический подход к изучению индивидуальных особенностей учащихся. Одной из отличительных характеристик когнитивного стиля является его устойчивость, относительная однотипность проявлений независимо от уровня сложности и типа интеллектуальной задачи. В этом смысле индивидуальные особенности учения могут рассматриваться только в динамике их изменения. И если в трактовке индивидуальных особенностей учения как умственных способностей их изменение отслеживается лишь в масштабах общих возрастных изменений, т.е. в довольно большом временном диапазоне, то стилевой подход предполагает изучение индивидуальных особенностей учения в более краткосрочной перспективе. Это, на наш взгляд, позволяет более точно и надежно зафиксировать действительные индивидуальные особенности ученика.

 

Слабые стороны:

1.) Абстрактный характер индивидуальных особенностей учащихся. В этом стилевой и «способностный» подходы к пониманию индивидуальных различий вполне совпадают. И в том, и в другом случае индивидуальные особенности учения, выявленные в одной (часто искусственной, экспериментальной) ситуации, распространяются на все поведение ученика в учебном процессе. Это проявляется в следующих обстоятельствах:

· Выявленные в частной экспериментальной ситуации индивидуальные особенности учения школьников не всегда обоснованно переносятся авторами на всю его учебную деятельность в целом. Происходит необоснованное обобщение выявленных свойств. Типы когнитивных стилей появляются в результате попытки обобщить (теоретизировать) эмпирические данные, полученные в определенных экспериментальных ситуациях, распространив их на всю познавательную активность человека в целом.

· Индивидуальные особенности зачастую анализируются отвлеченно от конкретных условий той деятельности, в которой они проявляются. Между тем известно, что индивидуальные особенности ученика, обнаруженные в одной образовательной ситуации, могут иначе проявить (или вовсе не проявить) себя в другой ситуации.

2). Ограниченность, условность выделяемых типологий индивидуальных особенностей учащихся. Зависимость когнитивных стилей от разнообразных внешних условий приводит к появлению множества несогласующихся и даже противоречащих друг другу фактов, некоторые из которых никак не вмещаются в принятые концептуальные рамки определения стиля. Это неизбежно заставляет исследователей вносить соответствующие коррективы в выявленные ранее типологии. Происходит либо укрупнение, расширение уже известных типов за счет включения в них новых обстоятельств, либо появление совершенно новых типов когнитивных стилей. В результате, выявленные в процессе учения индивидуальные различия, кладутся в основание типологий, которые воздвигаются на довольно шатких и подвижных опорах, и поэтому носят зачастую весьма субъективный и относительный характер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: