Технико-экономическое обоснование (ТЭО, англ. Feasibility study) — документ, в котором представлена информация, из которой выводится целесообразность (или нецелесообразность) создания продукта или услуги[1]. ТЭО содержит анализ затрат и результатов какого-либо проекта. ТЭО позволяет инвесторам определить, стоит ли вкладыватьденьги в предлагаемый проект.
Цель ТЭО – уточнение и дополнение генеральной схемы обоснования целесообразности строительства объектов.
Главной задачей при составлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.
Состав ТЭО:
1. Исходные данные. А)Геология, б) данные разведочных работ.
2. Предварительный выбор проектной мощности шахты
3. Основные технологические решения.
4. Выбор промплощадки, установление границ и границ ШП и запасы.
5. Разработка генерального плана.
6. Меры по ТБ и охране окружающей среды.
7. Выводы и предложения.
После разработки и согласования, ТЭО утверждается и дается команда на разрешение проектных работ. Определяется заказчик проекта и ген подрядчик, которые создают комиссию, в ее состав входят: 1) Представитель заказчика, 2) Представитель ген проектной организации.
После утверждения проекта, приступают к разработке документации:
(Рабочие чертежи, ведомости строительно-монтажных работ, ведомости материалов, ведомости трудозатрат, сметы по видам работ и объектам, паспорта строительных чертежей(зданий, сооружения, горных выработок и др объектов))
14. Бизнесс-план, содержание основных разделов и роль в составе проектной документации.
Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1][2].
|
Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Цели и задачи составления бизнес-плана
Бизнес-план служит двум основным целям:
· Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
· Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· определить конкретные направления деятельности фирмы,
· целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
· определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
|
· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
· какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
·
Содержание бизнес-плана
1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
2. Цели и задачи проекта
3. Описание компании
4. Описание продуктов
5. План маркетинга
6. Производственный план
7. Организационный план
8. План персонала
9. Финансовый план