Стилистика словообразования




В русском языке богатство словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской, обусловлено продуктивностью русских аффиксов, придающих словам экспрессивные оттенки и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Создание оценочных значений средствами словообразования:

1. размерно-оценочные суффиксы (дом – домик, домишко, домина);

2. суффиксальные образования с шутливой окраской (книженция);

3. собирательные существительные с суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня);

4. отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам, получают отрицательное оценочное значение (кислятина);

5. удвоение/утроение суффиксов субъективной оценки (дочурочка);

6. экспрессивная префиксация (раскрасавица, ультрамода);

7. суффиксы субъективной оценки прилагательных (малюсенький, высоченный);

8. уменьшительно-ласкательная аффиксация глаголов (сказатеньки);

9. образование глаголов от местоимений (якать, выкать), существительных и прилагательных, имеющих оценочное значение (глупить, жульничать);

10. сниженные глаголы на –ничать/нить (жульничать, температурить);

11. разговорно-просторечные модели типа тормознуть, спекульнуть;

12. экспрессивная аффиксация глаголов (тратиться – поистратиться);

13. аффиксация междометий и частиц (баюшки, нетушки) и т.д.

Функционально закрепленные словообразовательные модели привлекают внимание писателей как средство индивидуализации речи персонажей. В художественной речи сложилась традиция стилистического использования суффиксов субъективной оценки. Это также характерно для публицистического стиля. В научном стиле как медицинские термины используются существительные с суффиксами –ом-/-ит-/-ин-/-ол- (миома, нефрит, анальгин, ментол). В целом для книжных стилей характерно образование глаголов на основе существительных и прилагательных терминологического значения (десантировать, складировать), включение греческих и латинских словообразовательных элементов (этноним, антропоним), закрепленность иноязычных приставок, образующих термины (алогизм, гиперзвуковая), русские и старославянские приставки, также образующие термины (междуведомственный, прозападный), аббревиатуры, сложносокращенные слова и т.п. Книжным стилям во многом противопоставлен разговорный стиль, существуют даже различные по словообразованию пары (закаливание - закалка), а также диалектная лексика, для которой характерны суффиксы –ан/-ун/-ух-/-уш- (братан, плакун, запевуха). Основной моделью словообразования профессионализмов является дезаффиксация (недолив, откорм). Для жаргонизмов также характерно усечение основы слова, нередко в сочетании с аффиксацией (телевизор – телик, демобилизованный - дембель) и т.п.

 

Стилистика частей речи

При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально-смысловых типах речи.

Существительное. В художественной речи существительные выполняют информативную и эстетическую функции. Вещественные, собирательные, отвлеченные, конкретные существительные употребляются в любом из функциональных стилей. В научном и официально деловом стилях существительные несут информацию, не подразумевая никакой экспрессии. Для публицистического стиля роль экспрессии весьма велика, здесь много существительных с оценочным значением. Для художественного и публицистического стилей более характерным является использование отвлеченных существительных, в то время какконкретные и, в частности, собственные имена существительных характеризуют официально-деловой и научный стили.

Прилагательное. Частотность прилагательных в тексте определяется частотностью существительных. Отличительным признаком их употребления в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном и официально-деловом стилях, и обилие качественных прилагательных в художественном стиле. Прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен. Это исключает установку на эстетику и достигается практическая цель, которая соответствует функционально-стилевой специфике ресурсов языка. Потенциальные изобразительно-выразительные возможности прилагательного используются в художественной и публицистической речи.

Числительное. Наиболее эффективно в публицистике, где оказывается важнейшим средством не только передачи информации, но и создания экспрессии. Информативная функция выполняется в официально-деловом и научном стилях. Используются (преимущественно в художественной речи) также количественно-именные сочетания (два сына – двое сыновей).

Местоимение. Особенно часто употребляются в разговорной речи. Именно здесь они выступают как категориальные единицы, выработанные языком для целей указания. В официально-деловом и научном стилях в основном находят свое применение местоимения: таков, таковой, какой, иной, некто и пр., в художественном и публицистическом стилях – кто-то, что-то, какой-нибудь и пр., в разговорном стиле – кое-что, сколько-нибудь и пр. Личные местоимения в художественной речи используются в 7 раз чаще, чем в официально-деловых бумагах, и в 3,5. раза чаще, чем в научной литературе. Существуют стилистические варианты местоимений: ничей – ничейный и т.п.

Глагол. Научный стиль, которому в целом присущ именной тип речи, является все же более глагольным по сравнению с официально-деловым. Глагольность научного стиля в 1,5 раза выше по сравнению с официально-деловым. Характерны глаголы отвлеченной семантики (являться, иметь и пр.). В публицистическом стиле глагол может стать определяющей чертой того или иного текста, если функционально-смысловой тип речи ориентирован на событийность. Во всем богатстве семантики, возможностями синтаксических связей и экспрессивности глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, динамики окружающего мира, авторских описаний.

Грамматические категории глагола (наклонение, время, залог, вид и т.д.) во взаимодействии с его семантикой способствует неограниченным возможностям в выражении мыслей, идей, экспрессии и их различных оттенков. Неспрягаемые формы глагола – инфинитив, причастие, деепричастие – используются в качестве стилистических средств. Инфинитив в научном стиле, например, отражает его отвлеченный характер. Также для книжных стилей весьма характерны причастия. Деепричастия в книжный стилях используются с суффиксами –а, -я, -в (дыша, зная, сказав), в разговорном (просторечн.) –вши, -ши (сказавши, пришедши).

Наречие. Эта часть речи выполняет изобразительную роль, их стилистические возможности сравнимы с прилагательными. Они не теряют функциональной связи с другими частями речи. Наречия-эпитеты широко используются в художественном и публицистическом стилях, однако от них резко отличаются обстоятельственные наречия (рядом, около, вчера), т.к. их назначение информативное, а не эстетическое. Обычно они стилистически нейтральны и используются во всех стилях. Для официально-делового и научного стилей более всего характерны сравнительная степень наречий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: