В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Экономика» при чтении лекций по данной дисциплине используются мультимедийные презентации, для чего занятия проводятся в аудиториях, специально оборудованных экраном, проектором, персональным компьютером. Это позволяет преподавателю экономить время, затрачиваемое на изображение на доске схем, написание формул и т.п., что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, использование презентаций повышает усвоение материала студентами. Студентам предоставляется возможность копирования презентаций для самоподготовки и подготовки к экзамену. При обеспечении студентов конспектами лекций (учебными пособиями) и при условии предварительного ознакомления с ними слушателей может быть использована диалоговая форма ведения лекций, как это принято во многих зарубежных университетах. Это повышает интерес студентов к излагаемому материалу, их активность на занятиях и превращает лекцию в проблемное изложение материала.
При проведении семинарских и практических занятий используются активные и интерактивные формы обучения: разбор конкретных ситуаций, рассматриваемых в заранее подготовленных студентами рефератах (при этом из группы назначаются оппоненты докладчику), решение ситуационных задач, проведение деловых игр. Практические (семинарские) занятия целесообразно строить по следующим этапам:
– Введение преподавателя (цели занятия, основные проблемы, на которые следует обратить внимание при обсуждении заданной на дом темы).
– Краткий опрос или экспресс-тестирование.
– Самостоятельное решение типовых задач с разбором типовых ошибок у доски.
– Доклад по подготовленному студентом реферату с его презентацией.
– Обсуждение (дискуссия) по докладу (выступление оппонентов по проблемным вопросам реферата).
Количество этапов зависит от темы занятия.
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк тестов и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. Тесты и задачи разбиваются по вариантам так, чтобы исключить их повторение у разных студентов.
По результатам тестирования, самостоятельного решения задач, доклада по теме реферата или участия в его обсуждении студентам выставляются соответствующие оценки.
Для проверки результатов усвоения раздела (модуля) студентам выдаются контрольные задания (работы) в виде тестов или контрольных вопросов, которые выполняются в письменном виде (бланковое тестирование) или в виде электронного тестирования, или путем подготовки письменных работ.
Для углубленного изучения по отдельным темам курса и повышения интереса к нему на занятия могут быть приглашены представители бизнеса или государственных структур, связанных с осуществлением экономической деятельности предприятия (представители торгово-промышленной палаты, таможенных органов, крупных фирм).
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:
· написание рефератов (докладов) на заданные темы с подготовкой их мультимедийного сопровождения (презентации) в виде таблиц, графиков, рисунков;
· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – решение задач, подбор и изучение дополнительной специальной литературы, поиск в сети Интернет иллюстративного и описательного материала по отдельным разделам курса;
· выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы при проработке правовых актов. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы.
Изучение курса предполагает применение технического и программного обеспечения для поиска и обработки полученной информации, использование информационно-справочных систем (Консультант плюс, Гарант), сайтов важнейших международных экономических организаций.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Всего по текущей работе в семестре студент может набрать максимум 200 баллов, в том числе:
– текущий контроль (ТК) –50 баллов (5·10);
– промежуточный контроль (ПК) по результатам внутрисеместровой аттестации – 150 баллов (5·30).
Студент, набравший за семестр менее 120 баллов (3·10 + 3·30) на семинарских и практических занятиях не получает внутрисеместровую аттестацию и должен пройти предварительное электронное тестирование, ответив правильно не менее чем на половину тестов. Только после этого он сдает экзамен в обычном порядке.
За итоговый экзамен максимальная оценка – 300 баллов (5·60)
Сумма баллов за текущий, промежуточный и итоговый контроль складываются и оценка в зачетку выставляется в соответствии со следующей шкалой
Балл сводного индекса | Окончательная оценка по четырехбалльной шкале | Окончательная оценка по двухбалльной шкале |
менее 250 | неудовлетворительно | не зачтено |
от 250 от 349 | удовлетворительно | зачтено |
от 350 до 434 | хорошо | зачтено |
от 435 и более | отлично | зачтено |
Баллы за ТК и ПК зависят от полученных оценок и могут быть снижены при низкой активности на семинарских и практических занятиях, непосещении занятий по неуважительным причинам (непосещение более 1/3 занятий).
Для самостоятельной работы используются материалы, представленные в списке основной и дополнительной литературы, периодических изданиях, в сети Интернет (см. соответствующий пункт данной рабочей программы).