ПЕЧАТЬ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ




ДЕПОРТИРОВАННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В начале XX в. в русском зарубежье сложилась такая ситуация, которая характеризовалась концентрацией политических сил, ставшей результатом усиленного гонения инакомыслия в России. Когда после февраля 1917 г. представилась возможность вернуться на родину, 6 тысяч политэмигрантов только части европейских стран, по свидетельству посланника России в Великобритании К.Д. Набокова, выразили такое желание. Известно, что из других стран, в том числе Америки, тоже шел поток возвращающихся в Россию политиков.

Процесс дифференциации политической мысли в России шел особенно активно именно в начале XX века, когда в стране появляются политические партии. В исторической литературе сложилась тенденция видеть преобладание в это время социалистической мысли, что хорошо укладывалось в рамки официальной идеи о росте роли в революционизировании России такого течения, как большевизм. Эта же тенденция окрасила и работы по истории русской эмиграции XIX в., где в центре внимания оказалась лишь яркая фигура А.И. Герцена, ставшего предтечей русской социалистической мысли.

Социалистическая мысль русской эмиграции, её журналистика в советский период интенсивно исследовались. Наиболее изученным ее течением является большевизм и его периодика: практически о каждом издании имеется литература. Тем не менее необходим новый анализ как самого большевизма, так и его периодики, поскольку существующая литература идеологизирована, роль большевизма и его журналистики в революционизировании России начала XX в. преувеличены. Не точно и не полно раскрыты такие явления, как раскол социал-демократии на большевиков и меньшевиков, непримиримость их борьбы и др.

Другое течение социалистической мысли – социалисты-революционеры (эсеры) – освещались в научной литературе только критически, хотя их деятельность имела больший размах и не. Наряду с социалистами в оппозиции к царскому правительству, самодержавию оказались те, кто ратовал за их ограничение, за конституцию, кто осуждал непримиримость Русской православной церкви к инаковерию, оттенкам православной веры и др. До сих пор не получили настоящий оценки влияние на социальную жизнь общества журналистики кадетов, деятельности Л.Н. Толстого и его сподвижников по раскрепощению духовной жизни народа, не раскрыта творческая деятельность крупных публицистов и литераторов, оказавшихся в эмиграции и т.д.

ПЕЧАТЬ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Распространение социалистических идей в России восходит ко второй половине XIX в. Наиболее влиятельным течением в многообразной палитре освободительного движения того времени было революционное народничество. После периода активных действий 70–80-х годов и ответных репрессий со стороны правительства революционное народничество переживает организационный и идейный кризис. Возникшая на его обломках партия социалистов-революционеров заявляла о том, что в первую очередь представляет интересы крестьянства, а также и других слоев трудящихся России. По своему составу партия была довольно разнородной, в нее входили выходцы из крестьян, ремесленников, трудовой интеллигенции, рабочих. Руководящее ядро составляла в основном партийная интеллигенция, обладающая более высоким образовательным уровнем и происходившая из более высоких социальных слоев общества: выходцами из семей крупных помещиков были «бабушка русской революции» Е.К. Брешко-Брешковская и А.М. Устинов; дворянами были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев; эсеровская «богородица» М.А. Спиридонова, Р.В. Иванов-Разумник и др.

Процесс формирования партии продолжался довольно продолжительное время – с 80-х годов XIX до начала XX столетия, когда на основе многочисленных групп, кружков, лиг и союзов в 1901 г. возникла единая централизованная партия социалистов-революционеров. Централизованность была понятием достаточно условным, в партии всегда сохранялась широта взглядов, шли постоянные дискуссии, в ходе которых выяснялись оттенки мнений по основным вопросам теории и практики революционного движения, партийного строительства. За все время существования организации у эсеров сохранялись фракции, течения, группы; сохранение внутрипартийного плюрализма они считали необходимым условием успешного существования партии. В годы первой мировой войны партия разделилась на три основных течения: оборонцев, пацифистов и интернационалистов. В 1917 г. и во время гражданской войны раскол в партии усилился – правые эсеры объединились вокруг газеты «Воля народа», издаваемой А.А. Аргуновым, П.А. Сорокиным, Е.К. Брешко-Брешковской и др., а левое крыло выделилось в самостоятельную партию во главе с Б.Д. Камковым, М.А. Спиридоновой, А.М. Устиновым. Центральным органом левых эсеров становится столичная эсеровская газета «Дело народа». В декабре 1917 г. левые эсеры входят в состав большевистского правительства. Практически отдельно существует ультралевое крыло партии – эсеры-максималисты, ставшие в 1904 г. отдельной фракцией, в 1906 г. создавшие самостоятельную партию. Большинство партии, поддержавшее Центральный Комитет и разделявшее политические взгляды его органа – газеты «Дело народа», пыталось сохранить единство партии. Фракционеры получали предупреждения с требованием прекратить раскольническую деятельность, им грозили отлучением, а их газету – «Воля народа» – даже лишили финансирования из кассы ЦК, но преодолеть раскол так и не удалось. После разгона белыми генералами эсеровских правительств в 1918 г., происходит раскол среди эсеров центристского направления по поводу перспектив легализации партии на советской территории и возможности сотрудничества с большевиками.

Программные документы эсеров предусматривали: свержение самодержавия, установление республиканского строя, введение демократических свобод. Являясь идейными преемниками революционных народников, эсеры обосновывали особый крестьянский путь развития России – минуя капитализм, через крестьянскую общину в социализм.

«Революционная Россия». Полицейские преследования внутри страны, разгромы подпольных типографий делали невозможным регулярное издание газеты или журнала в подполье. Тем не менее попытки наладить выпуск нелегальной газеты в России предпринимались неоднократно. Первоначально было принято решение назвать центральный орган партии «Свободная Россия», однако в такое важное дело вмешайся заурядный случай, оказавшийся гораздо более весомым, нежели принципиальные споры о названии газеты. Из-за нехватки шрифта для набора заглавия ее пришлось назвать «Революционная Россия». По воспоминаниям одного из организаторов партии и первого издателя и редактора «Революционной России» А.А. Аргунова, шрифт приобрели у случайно подвернувшегося наборщика, который вел дело «не вполне добросовестно и драл безбожную сумму. Пуд обходился в 80–100 руб.». С большими трудностями удалось издать два первые номера в России. Первый номер вышел 1901 г. и печатался в течение месяца, вручную, отпечатать удалось только 500 экземпляров, что было явно недостаточно. Третий был захвачен полицией при разгроме подпольной типографии в Томске. Убедившись в невозможности выпускать газету в России, редакция принимает решение напечатать третий номер за границей. Издавать газету начали в Париже.

В отличие от других политических организаций, например партии кадетов, эсеры практически не испытывали материальных трудностей при издании прессы. По признанию А.А. Аргунова, члена ЦК, ведавшего партийной кассой, денег было много: «Бюджета определенного не было, и давалось столько, сколько нужно». О размахе финансовых операций эсеров позволяет судить тот факт, что убытки, приносимые изданием только одной легальной газеты в Петербурге, доходили до 1000 рублей с номера.

В «Революционной России» сложились главные принципы, ставшие впоследствии основой при издании эсеровских газет вообще и выходящих за границей в особенности. Как правило, каждый номер содержат одну или несколько статей, размещенных в начале издания и посвященных злободневным проблемам жизни страны. Так, в одном из номеров были помещены большие статьи «Преемник Сипягина и его политика» о новом министре МВД, «Новое выступление русских либералов», сообщение «Суд над С.В. Балмашевым», совершившим покушение на Д.С. Сипягина. Судя по подбору статей и корреспонденции, редакция искала лучшие варианты их размещения, формы общения с читателем, пыталась осмыслить, каким должно быть издание.

С первых номеров в газете появляются отделы, ставшие традиционными. Отдел «Из общественной жизни», состоявший из писем из России, публиковавшихся судя по всему в редакции авторов, с сохранением оригинальной лексики и стиля. По одной-две страницы отводилось на отделы «Хроника рабочего движения», «Что делается в крестьянстве», «Из провинциальной хроники», «Из партийной деятельности». На страницах «Революционной России» печатались финансовые отчеты различных эсеровских организаций, а также конспиративные сообщения, например: «Житомир. Адрес действителен. Пришлите обзор движения и настроения в Ваших местах»; «Лю. Литература отправлена, присылайте корреспонденции и деньги» (1902. №5).

С 1903 г. в газете появляются новые рубрики: «Из иностранной жизни и печати» и «За кулисами правительственного механизма». В последней публиковались сообщения, демонстрирующие антинародные действия властей. Так, 1 марта 1903 г. была напечатана инструкция, определяющая порядок действия войск, вызванных в помощь гражданским властям для прекращения беспорядков.

Главной задачей газеты являлась выработка политического курса партии, обсуждение программных документов. Важное место занимали критика правительства, полемика с другими направлениями социалистической мысли, в первую очередь с социал-демократами из «Зари» и «Искры».

В предреволюционные годы снова приобрел актуальность вопрос об индивидуальном терроре как средстве борьбы с самодержавием, подталкивающим население к активному противостоянию власти. Одной из весьма важных функций террора эсеры считали месть наиболее рьяным слугам монархии за жестокость по отношению к народу и революционерам. На страницах «Революционной России» обсуждались тактика террора, ее место в программе партии, соотношение террора и других форм революционной борьбы в тактической линии эсеров. Проводилась мысль, что терракт не самоцель, а вынужденная крайняя мера при отсутствии у революционеров других средств борьбы. В «Революционной России» поднимался вопрос, чем должен быть террор – стихийным порывом одиночки или планомерной работой организации? Не менее важной эсеры считали проблему выбора жертвы, чтобы террор из средства революционной борьбы не опустился до сведения счетов на бытовом уровне. Для пропаганды подвигов террористов использовалась и «Революционная Россия». Так, в №27 было опубликовано заявление членов Боевой организации по делу 2 апреля (убийство Сипягина). В нем опровергались измышления социал-демократов, пытавшихся причислить террориста С.В. Балмашева к членам своей партии и перехватить эсеровские лавры, и приводились доказательства, что он был воспитанником Боевой организации.

«Воля». В 1906–1907 гг. в Нагасаки (Япония) выходила газета «Воля». Главное ее отличие состояло в том, что она стала первой бесцензурной газетой, предназначенной для массового читателя русской колонии в Японии и Китае, на нее была объявлена подписка в Токио и Шанхае. Наряду с информацией политического характера в ней публиковались и корреспонденции на бытовые темы, значительное место занимали объявления и коммерческая реклама, в том числе на японском языке.

Немало внимания газета уделяла описанию террористических актов, совершавшихся в России, В статье «Дело Спиридоновой» целая страница была отведена описанию личности будущей террористки, подготовке к покушению.

В «Воле» регулярно помещались злые карикатуры на Николая II; например, он был изображен на фоне огромного кладбища, а под рисунком была подпись: «Теперь мой добрый народ успокоился» (1906. 14 июня). На другой карикатуре Николай II был изображен осматривающим галерею обезглавленных королей, дойдя до пустых рам с надписью «свободно», он в ужасе останавливается (1906. 3 мая). В газете была опубликована серия фельетонов «Чухонская династия», вобравшая в себя весь негатив из истории правящего дома Романовых и подводящая читателя к выводу о том, что «царь не настоящий». В них повествовалось о подмене мертворожденного ребенка Екатерины II чужим ребенком (1906. 7 мая), убийстве Петра III, который якобы был отцом Павла I, живописались тиранство, самодурство и, наконец, убийство самого Павла I (1906. 17 мая).

«Знамя труда». После издания манифеста 17 октября 1905 г. и ослабления цензурного преследования социалистической печати в России заграничная издательская деятельность эсеров заметно сокращается. Политическая амнистия позволила эмигрантам вернуться на родину. Первый номер «Знамени труда», центрального органа партии, вышел 1 июня 1907 г. в Париже. Подобно «Революционной России», газета не указывала места издания, состава редколлегии, тираж. Ее объем составлял от 24 до 32 страниц журнального формата, в среднем выходил один номер в месяц, за исключением перерыва с марта по декабрь 1908 г., когда партия переживала финансовые затруднения.

Газета призывала уделять больше внимания рабочим, справедливо считая, что прежде эсеры мало занимались пропагандой среди пролетариата. Средством, позволяющим оказывать серьезное влияние на рабочих, они считали профсоюзное движение. Перед эсеровскими организациями ставилась задача уводить профсоюзное движение от решения чисто экономических задач и призывать к политической борьбе, тем самым привлекая на свою сторону часть сторонников социал-демократов, в первую очередь меньшевиков, уделявших экономической борьбе рабочих большое внимание.

Значительное место в «Знамени труда» занимала полемика с другими партиями по основным проблемам революционной борьбы. Газета критиковала кадетов, которые, по мнению эсеров, после поражения революции отказались от революционного радикализма и скатились на позиции либерализма.

«Земля и Воля». Несколько другие цели преследовало ЦК партии, издавая газету «Земля и Воля», выходившую в Париже в 1909–1910 гг. Она имела подзаголовок «крестьянская газета», и, по мысли издателей, должна была быть ориентирована на пропаганду среди сельского населения. Главными темами газеты были: готовящаяся аграрная реформа, переселенческая политика правительства, деятельность Государственной думы и т.д. Статьи призывали крестьян на борьбу с самодержавием.

«За народ». В апреле 1907 г. в Париже появляется новое издание «За народ», объявленное газетой Всероссийского союза солдат и матросов. Она выходила с перерывами с 1907 по 1914 г., в среднем выпускалось около 12 номеров за год, кроме 1908 г., когда не было издано ни одного номера. «За народ» стала головным органом для целой сети местных газет и листков для солдат, появившихся в России. В Москве выходила газета «Рота», в Курске – «Дети народа», в Севастополе – «Солдат», в Вильно – «Из стен казарм» и др.

«Бюллетень ЦК партии социалистов-революционеров». В 1905 г. он задумывался как орган, анализирующий события прошлого и настоящего. Кроме того, «Бюллетень...» в какой-то мере должен был заменить «Революционную Россию», поскольку партия осталась без центрального органа. В первом номере давалась оценка событий 1905 г., объяснялись причины, вынуждавшие так, а не иначе проводить тактическую линию партии в бурные дни начала революции. Просуществовало это издание до 1906 г.

Издания В.Л. Бурцева. Заметный след в истории эсеровской журналистики оставил В.Л. Бурцев. Участник народнических кружков 80-х годов, редактор газеты «Свободная Россия» в Швейцарии (именно так хотели назвать свою первую газету эсеры), он поддерживал тесные контакты с их партией, финансировавшей его издания. Формально в состав партии В.Л. Бурцев не входил, расходясь с эсерами во взглядах на террор. После эмиграции из России он издавал в Париже в 1909–1910 гг. газету «Общее дело», а с 1911 по 1914 г. – газету «Будущее».

Так же появлялись такие издания как «Известия областного заграничного комитета», «Почин», «Призыв» и «Отклики жизни».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: