1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79; Письмом Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ - 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».
1.2. Настоящее положение вводится в систему образования Учреждения, как локальный акт, который является обязательным для исполнения работниками Учреждения.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами).
Ребенок - инвалид - лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование адаптированных дополнительных общеразвивающих программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания Учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеразвивающих программ обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.
|
1.3. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют равные права с другими обучающимися.
1.4. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов подразделяется: на дому (учебные занятия с обучающимся проводятся на дому); в Учреждении (учебные занятия с обучающимся проводятся в Учреждении); на базе другого учреждения (в том числе школ-интернатов, социально-реабилитационных центров) на основании договора сетевого взаимодействия; комбинированно (часть учебных занятий с обучающимся проводится в Учреждении или на дому индивидуально, а часть - в группе обучающихся).
1.5. Выбор формы организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в образовательное учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе.
1.6. Форму организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов родители (законные представители) обучающегося согласовывают с администрацией Учреждения.
|
2. Задачи обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
2.1. Основные задачи, реализуемые при обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
· освоение дополнительных общеразвивающих программ детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, и как следствие обеспечение им оптимальной социальной интеграции, сохранение и укрепление их здоровья;
· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами;
· создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья;
· создание оптимальных условий, компенсирующих неблагоприятный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
3. Организация образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов является:
· заявление от родителей (законных представителей);
· справка ВКК об инвалидности или справка (заключение) психолого-медико- педагогической комиссии (или их заверенные копии);
3.3. Списочный состав детей с ОВЗ и детей инвалидов формируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и оформляется приказом директора.
3.4. Численность обучающихся в группах с ОВЗ и детей-инвалидов устанавливается не более 15 человек и не менее 7 человек, в группах обучающихся с ОВЗ, в группах детей-инвалидов - не менее 4 человек.
|
Индивидуальное обучение на базе Учреждения осуществляется по заявлению родителей, законных представителей и наличии заключения ВКК или ПМПК.
3.5. Выбор форм и методов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, особенностей эмоционально-волевой сферы, состояния ребенка, по индивидуально разработанным программам и по личному заявлению родителей (или законных представителей) по итогам собеседования.
3.6. Содержание дополнительных общеобразовательных программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей.
3.7. Учебные занятия с обучающимся в рамках организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов проводятся педагогами Учреждения в соответствии с расписанием, утвержденным директором Учреждения. Распределение часов учебного плана производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей ребенка, а также пожеланий родителей (законных представителей).
3.8. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и культурную среду Учреждения осуществляется через проведение совместных с обучающимися Учреждения учебных, развивающих занятий, досуговых мероприятий.
4. Организация работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, находящимися на индивидуальном обучении по месту жительства
4.1. Основанием для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов по месту жительства являются представленные родителями (законными представителями) обучающегося:
соответствующая справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения;
письменное заявление на имя директора Учреждения об организации индивидуального обучения ребенка по месту жительства.
4.2. По окончании срока действия справки (медицинского заключения) учреждения здравоохранения администрация Учреждения обязана совместно с родителями (законными представителями) обучающегося решить вопрос о дальнейшей форме обучения ребенка.
5. Права и обязанности участников образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
5.1. Участниками образовательного процесса при организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются: обучающиеся, их родители (законные представители), администрация и педагогические работники Учреждения.
5.2. Обучающиеся имеют право на:
o защиту своего достоинства;
o защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
o получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
o уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
o свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- отдых, в том числе организованный, между занятиями, в выходные и праздничные дни;
o обучение по индивидуальному учебному плану;
o участие в обсуждении и решении вопросов деятельности Учреждения;
o другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Запрещается привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
5.3. Обучающиеся Учреждения обязаны:
- исполнять устав Учреждения в части, их касающейся;
- выполнять требования правил внутреннего распорядка Учреждения для обучающихся;
- выполнять требования образовательной программы Учреждения по срокам и объёмам согласно учебным планам и учебным программам;
- бережно относиться к имуществу Учреждения, поддерживать установленный порядок и чистоту в помещениях и на территории Учреждения выполнять правила охраны жизни и здоровья в процессе обучения;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения.
5.4. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
o защищать законные права и интересы детей;
o вносить предложения по улучшению работы с детьми, организации дополнительных услуг в Учреждении;
o требовать уважительного отношения к ребёнку;
o знакомиться с уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
o выбирать форму получения образования, образовательное учреждение;
o знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с результатами промежуточной и итоговой аттестации;
o требовать выполнения условий договора между Учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка;
o другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
5.5. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
- соблюдать устав Учреждения;
- обеспечивать получение ребёнком дополнительного образования; выполнять условия договора между Учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка;
- своевременно информировать администрацию Учреждения и педагогического работника о рекомендациях врача, особенностях режима ребенка;
- информировать администрацию Учреждения и педагога об отмене занятий в случае болезни ребенка и о возобновлении занятий;
- посещать проводимые родительские собрания.
5.6. Права и обязанности педагогических работников Учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом Учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и закрепляются в трудовом договоре.
5.7. Педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе и в форме индивидуального обучения имеют право:
o участвовать в управлении Учреждения в форме, определённой Уставом;
o на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
o на оплату труда в соответствии с объёмом выполняемой работы;
o на поощрение в соответствии с положением о премировании работников;
o на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
o на защиту своих прав человека и гражданина, чести и достоинства, своих профессиональных прав и льгот;
o свободно выбирать и использовать в работе инновационные технологии, развивающие программы в образовательном процессе;
o требовать от администрации Учреждения организации условий для осуществления образовательного процесса в рамках реализуемой программы;
o на социальные гарантии и льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации;
o другие права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
5.8. Педагогические работники Учреждения обязаны:
o соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты Учреждения, строго следовать нормам профессиональной этики;
o соблюдать трудовую, технологическую и исполнительскую дисциплину, обеспечивать соблюдение дисциплины и порядка обучающимися;
o обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности обучающихся, систематически заниматься повышением своей квалификации;
o строго соблюдать требования, правила и нормы по технике безопасности и охране жизни и здоровья детей в процессе обучения и труда, по гигиене труда;
o разрабатывать и представлять на утверждение модифицированную и (или) авторскую программы дополнительного образования, индивидуальные учебные планы обучающихся в соответствии с локальными нормативными правовым актами Учреждения;
o осуществлять обучение в соответствии с утвержденным расписанием;
o в полном объеме реализовывать утвержденную программу дополнительного образования;
- знать специфику заболевания ребенка, особенности режима и организации домашних занятий;
- своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий и расписываться в нем в подтверждение о проведенном занятии;
- осуществлять контроль освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы;
- беречь имущество Учреждения;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами Учреждения, действующим законодательством.
5.9. Администрация Учреждения:
- готовит нормативно-правовые документы по организации образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами, в том числе в форме индивидуального обучения по месту жительства;
- предоставляет обучающемуся по запросу его родителей (законных представителей) помощь специалистов-педагогов, педагога-психолога и др., оказывает методическую и консультативную помощь в освоении дополнительной общеразвивающей программы;
- предоставляет обучающемуся на время обучения справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в Учреждении.
Формы работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
5.10. Кроме реализации дополнительных общеразвивающих программ в Учреждении могут осуществляться проекты, программы и разовые досуговые формы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и детьми-инвалидами.
В них включены:
- посещение учреждений культуры, здравоохранения, природоохранных организаций;
- участие в организуемых Учреждением встречах со специалистами различных областей;
- участие в массовых мероприятия Учреждения;
- организация выставок;
- индивидуальная работа с родителями, включение детей в общие занятия объединений Учреждения.
6. Методическое обеспечение работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
6.1. Методическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности:
o банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
o банк данных о педагогах, занимающихся с детьми с ОВЗ;
o банк образовательных программ по работе с детьми ОВЗ;
o учет активности участия ребенка и родителей в мероприятиях Учреждения;
o анализ успешности ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
7. Документация
7.1. Документами, регулирующими обучение детей с ОВЗ и детей-инвлидов являются:
o справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о возможности обучения;
o копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);
o заявление родителей (законных представителей) ребенка;
o приказ директора Учреждения об организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
o дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.