Причины школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.




Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется привычный образ жизни ребенка и усиливаются требования, предъявляемые со стороны родителей и учителей. В связи с этим могут возникнуть адаптационные затруднения. Период адаптации в школе обычно составляет от 2 до 3 месяцев. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Неудачи в учебной деятельности, плохие отношения со сверстниками, негативные оценки со стороны значимых взрослых приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации. Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Определены периоды обучения, в которые школьная дезадаптация регистрируется наиболее часто:

- начало обучения в школе (1-й класс);

- переход из младшей школы в среднюю (5-й класс);

- окончание средней школы (7-й – 9-й классы).

Причины школьной дезадаптации.

Независимо от определения выявляют основные причины школьной дезадаптации.

Общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья, развитие психических функций. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе.

Особенности семейного воспитания. Это и отвержение ребенка родителями и гиперопека ребенка. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов.

Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальные различия детей и авторитарный стиль современной педагогики.

Интенсивность учебных нагрузок и сложность современных образовательных программ.

Самооценка младшего школьника и стиль взаимоотношений с близкими значимыми взрослыми.

 

Содержание и формы работы с родителями:семинар, индивидуальное и групповое консультирование, день открытых дверей.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

Семинар

Цель семинара-практикума: создание условий для формирования у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность школы.

Задачи:

формирование представления о целях, задачах и основных направлениях взаимодействия школы и семьи;

отработка навыков использования активных форм работы с родителями на примере родительских собраний;

повышение психолого-педагогической культуры учителей.

 

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Основные этапы индивидуальной консультативной работы

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Групповая работа в образовательном учреждении используется при проведении заседаний методических объединений, на психолого-педагогических семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах, при организации различного рода деловых совещаний, для организации обучения и обмена опытом, в работе с родителями.
Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я. Лейманн). Проблемы групповой психологии - проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений - принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.
Размер группы оказывает влияние на поведение ее членов. Оптимальное количество участников группы:7±2. Существуют некоторые принципы при формировании групп:
- чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, тем больше возможность получить помощь в случае необходимости;
- чем больше группа, тем более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что может привести к усилению иерархии внутри группы, неравенству позиций отдельных ее участников.

Групповая работа с родителями реализует несколько функций:

- коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- личностно-ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- содержательную - направленную на решение проблем;
- инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

В своем развитии группа, состоящая из родителей, проходит несколько этапов:

предварительная стадия,

стадия формирования,

конфликт,

консолидация,

эффективная работа.

Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить такие:

степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы,

степень взаимопонимания, взаимоподдержки,

готовность к продуктивному сотрудничеству,

совместимость,

удовлетворенность проделанной работой и т. д.

 

 

День открытых дверей стал эффективной формой работы с родителями. Задачи (вы видите сейчас на слайде):

1. Знакомство родителей будущих первоклассников со школой.

2. Обмен опытом между родителями в воспитании детей.

3. Обсуждение проблем современной школы.

 

Функции мероприятия:

1. День открытых дверей это осознание единства

учеников, учителей, родителей, администрации, всех работников школы.

2. День открытых дверей как осознание уникальности.

Целью проведения Дня открытых дверей является показ талантов и способностей детей. Родители видят своего ребёнка одарённым, талантливым в той или иной области. День открытых дверей – это проявление уникальности и самих учителей. Учителя проводят уроки – игры, уроки – сказки, диспуты, конференции. Учителя проявляют свою неповторимость.

3. День открытых дверей как осознание традиционности и новаторства.

4. День открытых дверей как подведение итогов.

На родительских собраниях в День открытых дверей рассказывается об итогах прошедшего года. Поэтому День открытых дверей как живой публичный отчет, отчет в действии, в живом общении.

5. День открытых дверей как выявление проблем.

Живое общение не только открывает возможности, но и выявляет проблемы. В День открытых дверей мы имеем уникальную возможность узнать, что думают о нас и нашей школе другие участники образовательного процесса - родители.

6. День открытых дверей как рекламная акция.

Сегодня в условиях рыночной экономики и новой системы финансирования образовательных учреждений важным является организация постоянного притока новых учащихся. День открытых дверей помогает обратить внимание родителей наших будущих учеников на школу. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: