Характеристика федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»




С 3 августа 1998 г. вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"[6] от 24 июля 1998 г. К сожалению, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать много лучшего, поэтому необходимость усиления законодательного регулирования в этой области вполне очевидна. Ведь от того, насколько эффективно защищены в государстве права детей, зависит будущее государства. Насколько новый Закон позволит достигнуть декларируемых в нем целей, во многом зависит от его качества. Обратимся к его основным положениям.

Развивая положение п. 1 ст. 38 Конституции РФ[7] о том, что детство как важный этап жизни человека находится под защитой государства, Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Прежде всего отметим, что под ребенком (детьми) в Законе понимается любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, то есть возраста совершеннолетия.

В Законе специально выделена особая категория детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии, психическом или физическом; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей. При этом под социальной адаптацией ребенка понимается процесс его активного приспособления к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы, а под социальной реабилитацией - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

В Законе вводится понятие социальных служб для детей. Под таковыми понимаются любые юридические лица, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Что касается состава гарантируемых Законом прав ребенка, то к ним отнесены права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативными актами РФ. В числе важнейших международных актов, посвященных защите прав ребенка, следует назвать Декларацию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1959 г.[10] и Конвенцию ООН о правах ребенка 1989 г. Сегодня стала шире и гражданская процессуальная дееспособность ребенка. Согласно п. 2 ст. 56 СК ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.

Пункт 1 ст. 9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении. Особо следует остановиться на п. 2 этой статьи, который запрещает администрации образовательных учреждений препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений. Статья 9 Закона специально оговаривает право обучающихся проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав. Администрация не вправе препятствовать этому. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению воспитанников, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. В любом случае собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

Статьи 10 - 14 Закона посвящены защите отдельных прав детей. Так, право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10).

Правила ст. 14 Закона направлены на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Среди установленных в Законе организационных основ гарантий прав ребенка следует отметить право органов местного самоуправления заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, а также принцип формирования госзаказа на производство товаров и услуг для детей (ст. 18, 19 Закона). Особого внимания заслуживает возложенная на Правительство РФ в ст. 22 Закона обязанность представлять палатам Федерального Собрания РФ ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ, который подлежит официальной публикации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: