Перечень выносимых на экзамен вопросов




1. Главные принципы вы­бора оптималь­ных хо­зяйственных решений.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование.

В результате редкости ресурсов перед обществом возникают проблемы выбора

При выборе наилучшего способа использовать ограничения ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты их применений. Здесь имеются в виде целей которое преследует государство, фирмы и домохозяйства. Так же существует проблема оптимального использования неполного знания о редкости ресурсах. Конкретизация проблемы выбора являются 3 фундаментальных вопроса которые возникают перед любым обществом от первобытного до современного развития: 1.Что производить? 2.Как производить? 3.Для кого производить?

К основным видам ресурсов относятся:

1.земля(вода, воздух полезные ископаемые)

2. труд (рабочая сила)

3. капитал

4.предпринимательские способности

Некоторые экономисты также выделяют в качестве самостоятельных видов ресурсов информацию, время и так называемый «экологический ресурс»

Государство инструмент для реализации потребителей общества.

 

2. Альтернативная стоимость и вмененные издержки.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ стоимость - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

ВМЕНЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ — альтернативные издержки использования тех факторов производства, которыми уже обладает сам предприниматель. Они составляют часть прибыли, которую мог бы получить предприниматель в счет возмещения собственных затрат.

3. Закон и кривая спроса.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса. Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене. Обратная зависимость объясняется следующими основными причинами:

снижение цен увеличивает число покупателей;

снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;

насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

 

Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.

4. За­кон и кривая предло­жения.

Закон предложения состоит в том, что с повышением цен(при прочих равных условиях) соответственно возрастает и величина предложения, т.к. растущие цены заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи продукции. И наоборот, падение цен сокращает товарное предложение.

5. Факто­ры, воздействующие на спрос.

Основным фактором, определяющим спрос, является цена товара. Неценовые факторы: 1. Предпочтение и вкусы потребителей

2. Число покупателей

3. Доходы потребителей

4. Цены сопряженных товаров (взаимозаменяемые и взаимодополняющие)

5. Потребительские ожидания

6. Степень удовлетворения потребностей (чем она выше, тем ниже спрос)

6. Факто­ры, воздействующие на пред­ло­же­ние.

Ценовой фактор. Неценовые факторы:

1. Цены ресурсов, применяемых в производстве данного товара.

2. Улучшение технологии производства данного товара.

3. Государственная политика в области налогообложения и субсидирования

4. Погодные условия (с/х)

5. Цены на другие товары

6. Число производителей.

7. Равновесие спроса и предложения: ха­рактери­стики и свойства.

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. Таким образом, рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Различают частичное и общее равновесие. Частичное равновесие – равновесие на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства. Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж. Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективное предложения и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг. Равновесие всей экономической системы в целом называется экономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:

 

- между производством продукции и его потреблением;

 

- между вовлеченным в оборот ресурсами и их использованием;

 

- между предложением товара и их спросом;

 

- между материально-вещественными и финансовыми потоками.

8. Бюджетное ограниче­ние.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - 1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам;

2) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете государства, региона, предприятия, семьи.

9. Потреби­тель­ские предпочтения.

Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

аксиомы теории потребительского выбора:

1) аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Речь идет о принципиальной сопоставимости различных наборов благ для данного потребителя. Для любых наборов А и Б либо А > Б, либо А < Б, либо А ~ Б, где знак «>» выражает отношение предпочтения, а знак «~» — отношение равноценности или безразличия.

2) аксиома транзитивности предпочтений потребителя — для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие: если А > Б, а Б > В, то всегда А > Б, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В.

3) рефлективность предпочтений потребителя — каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого: если АА и А < А, => А ~ А.

10. Модель рационального потреби­тельского выбора и ее примене­ния.

Потребитель на рынке благ и услуг всегда имеет возможность выбирать различные виды удовлетворения своих потребностей в условиях ограниченности ресурсов посредством приобретения и дальнейшего потребления различных благ, приобретать различные комбинации конкретных видов благ и услуг, желаемых этим потребителем. Конкретная комбинация приобретения благ и услуг представляет собой потребительский выбор, в той или иной мере удовлетворяющей потребности данного потребителя. В результате этого можно сказать, что этот набор благ и услуг является для конкретного потребителя его личной полезностью, в той или иной степени удовлетворяющей его потребности. Таким образом, рациональный потребитель стремится приобрести такой набор благ и услуг, который был бы для него максимально полезным.

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.

Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

11. Мо­дель раз­новременного потреби­тельского вы­бора.

Существует 2 основных подхода теории полезности

1.ординалистский(порядковый)

2.кординалистский(количественный)

1. ординалистский подход подразумевает, что потребители не в состоянии количественно оценить полезность от потреблении набора того или иного благ. Тем не менее с этим подходом потребители всегда могут некоторое множества набора благ по мере убывания их предпочтительности.

2.Кординалистский подход подразумевает, что потребители всегда в состоянии поставить в соответствии ряду значений полезности потребляемых благ некоторую условную шкалу. Для выявления подобной шкалы экономисты используют условную единицу «ютиль».

12. Прямая и перекрестная ценовая эла­стичность спроса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: