МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Учебная дисциплина: С/Д в невропатологии; IV курс
Специальность: 060109 «Сестринское дело»
Санкт – Петербург
2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Пояснительная записка.
II. Методические рекомендации для преподавателей
- Обоснование темы занятия
- Цели занятия
- Требования к знаниям (уровни усвоения, «конечный результат»).
- Тип занятия
- Место проведения
- Время проведения занятия
- Оптимизация занятия
- Схема интегративных (межпредметных и внутрипредметных) связей темы занятия
- Графологическая структура занятия
- План (хронокарта) занятия
- Ход занятия (этапы планирования занятия)
- Карта самостоятельной работы студентов на занятии
- Карта необходимого оснащения занятия.
- Самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
- Словарь терминов.
- Литература для преподавателей (основная и дополнительная).
- Литература для студентов (основная и дополнительная).
- Приложение
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью создания данной методической разработки является стремление улучшить качество раскрытия данной темы, доступность её усвоения студентами, повысить выживаемость знаний. Методическая разработка лекции по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях периферической нервной системы» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060109 «Сестринское дело». Содержание материала методической разработки по данной теме соответствует содержанию этого раздела Примерной федеральной рабочей программы.
Актуальность изучения заболеваний периферической нервной системы состоит в том, что данная патология составляет 60% среди всех случаев неврологической патологии и занимает значительное место в работе медсестры.
Лекция рассчитана на два часа аудиторного времени. При изложении материала используются таблицы, рисунки, схемы, иллюстрирующие материал лекции.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.
Знание причин развития заболеваний периферической нервной системы, их основные клинические проявления, современные методы диагностики и лечения позволяет медсестре качественно осуществлять сестринский процесс, даёт возможность грамотно выполнять назначения врача, предвидеть и своевременно замечать ухудшения в состоянии больного, грамотно оказывать доврачебную помощь и проводить различные манипуляции по назначению врача. Зная особенности развития заболеваний периферической нервной системы медсестра, работая с пациентом, активно способствует предотвращению осложнений и его быстрейшему выздоровлению, стремится адаптировать больного к имеющейся патологии, сделать его жизнь максимально полноценной в условиях болезни.
Огромное значение имеет сестринская работа по профилактике заболеваний периферической нервной системы. Объяснение пациентам значения знания эргономики, влияния чрезмерных физических нагрузок, климатических условий, интоксикаций в развитии обострений, необходимость соблюдения режима труда и отдыха, соблюдения рекомендаций по питанию делает более благоприятным течение заболевания, уменьшает количество обострений. Правильная профилактическая работа медсестры позволяет пациентам избежать снижения трудоспособности, инвалидизации, социальных и психологических проблем или значительно их уменьшить.
На лекции студент получит все необходимые современные представления и знания об этиологии, классификации, особенностях клинического течении наиболее распространённых заболеваний периферической нервной системы, диагностике, лечении и возможных осложнениях, особенностях сестринского ухода и реабилитации.
- ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
В максимально доступной форме с применением наиболее эффективных методов обучения сформировать у студентов современные представления о заболеваниях периферической нервной системы.
Задачи, решаемые для достижении поставленной цели:
Учебная задача:
формирование новых теоретических знаний по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях периферической нервной системы».
Воспитательная задача:
воспитание собранности, аккуратности, дисциплинированности, опрятности внешнего вида, умение составлять конспект лекций.
Развивающая задача:
Активизация познавательной деятельности студентов, развитие памяти, наблюдательности, способности чётко формулировать свои мысли.
- ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.
В результате изучения данной темы студент получит представление о заболеваниях периферической нервной системы:
· об этиологии;
· об основных клинических проявлениях вертеброгенных и невертеброгенных радикулопатий, невралгий, невропатий и полиневропатий;
· о возможных осложнениях при заболеваниях периферической нервной системы;
· о современных методах диагностикизаболеваний периферической нервной системы;
· об особенностях лечения и реабилитации неврологических больных сзаболеваниями периферической нервной системы.
После изучения темы студент будет знать:
- нарушенные потребности проблемы неврологических больных сзаболеваниями периферической нервной системы;
- проблемы неврологических больных сзаболеваниями периферической нервной системы;
- особенности сестринского вмешательства на догоспитальном и госпитальном этапах при заболеваниях периферической нервной системы.
- ТИП ЗАНЯТИЯ – лекция с элементами проблемного обучения.
- МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – учебная аудитория акушерского колледжа.
- ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ – 90 минут.
- ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
При проведении занятия используются следующие методы обучения:
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
- алгоритмизированный;
- проблемный.
При проведении занятия используются следующие средства обучения:
Таблицы:
1.строение черепно-мозговых нервов;
2.- зоны иннервации тройничного нерва;
3.лечение неврита лицевого нерва;
4. симптомы натяжения корешков спинальных нервов;
5. лечение в неврологическом отделении.
- СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ (межпредметные связи)
Истоки Выход
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Истоки Выход
|
|
|
|
9. Графологическая структура лекции «Сестринский процесс при заболеваниях периферической нервной системы».
10. ПЛАН (хронокарта) ЗАНЯТИЯ
Организационный момент 3 мин.
- Формулировка темы и её обоснование 3 мин.
- Определение целей и задач 4 мин
- Вводная часть (введение) лекции 3 мин.
- Основная часть лекции 70 мин.
- Заключительная часть лекции 3 мин.
7. Подведение итогов занятия 2 мин.
8. Задание на дом 2 мин.
11. ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Цель этапа | Оснаще - ние |
Вводная часть | ||||
1. Организационный момент | Приветствие студентов, предложение занять свои места, проверка посещаемости и внешнего вида студентов. | Занимают рабочие места, слушают, отвечают. | Мобилизация внимания студентов на предстоящую деятельность, воспитание аккуратности, дисциплины. | Журнал |
2. Формулировка темы и её обоснование | Сообщение темы занятия, пояснение значимости темы в будущей профессиональной деятельности. | Слушают, записывают тему в лекционную тетрадь. | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы, активировать интерес к теме. | Журнал |
3. Определение целей и задач занятия | Определяет задачи, которые должны быть решены в процессе занятия и цели, которые должны быть достигнуты, ознакомление с планом занятия | Слушают. | Сформировать конечные результаты работы на занятии | Журнал |
Основная часть занятия | ||||
5. Изучение нового материала | Изложение материала по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях периферической нервной системы». Студенты получат представдение об этиологии; об основных клинических проявлениях заболеваний периферической нервной системы; о возможных осложнениях; о современных методах диагностики; об особенностях лечения и реабилитации больных с заболеваниями периферической нервной системы. . После изучения темы студент будет знать: о нарушенных потребностях и проблемах пациентов; особенностях сестринского вмешательства на догоспитальном и госпитальном этапахзаболеваниях периферической нервной системы. | Слушают, конспектируют, осмысливают услышанное и увиденное, задают вопросы, отвечают на вопросы | Формирование знаний алгоритма практической деятельности, развитие познавательной деятельности, осмысление возможности практического применения полученных знаний в сестринском процессе при заболеваниях периферической нервной системы | Журнал, оценочный лист, Таблицы – 1.Строение черепно-мозговых нервов; 2. Зоны иннервации тройничного нерва; 3. Лечение неврита лицевого нерва; 4. Симптомы натяжения корешков спинальных нервов; 5. Лечение в неврологическом отделении. |
Заключительная часть | ||||
Подведение итогов занятия | Уточняет наиболее значимые для практической деятельности медсестры положений лекционного материала | Задают вопросы, уточняют непонятные моменты в изложении лекции | Активация и стимуляция познавательной деятельности студентов | Тетради для записи лекций |
Задание на дом | Объявляет тему следующего занятия, даёт задание на самоподготовку, объявляет окончание занятия и прощается со студентами | Записывают задание | Обеспечить ориентирование в следующей теме и обеспечить подготовку к ней |
12.КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ (в приложении)
13.КАРТА НЕОБХОДИМОГО ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ