Вопросы лекции
Основные факторы, определившие развитие философии в этот период.
Особенности развития философской мысли.
Неопозитивизм.
Неотомизм.
Психоанализ.
Экзистенциализм.
Герменевтика.
Вопрос 1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период.
Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие конца XIX – XX вв. Наука, из формы познания законов мироздания, превратилась в главное средство преобразования мира.
Классическая наука XVII в., с позиции сегодняшнего дня, создала упрощённую карту мира.
Во-первых, утверждалось, что в природе господствуют динамические законы и практически не уделялось внимания статическим.
Во-вторых, мир изучался с позиции возможности полного исключения человека из объекта познания, так как будто бы человека не было.
В-третьих, человек понимался как рациональное существо. Роль иррационального, тёмного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась.
Таким образом, картина мира классической науки создавала почву для веры в абсолютное торжество научного разума, с помощью которого будет развита наука, способная решить общественные и человеческие проблемы.
Однако, открытия второй половины XIX в., и особенно XX в., значительно усложнили научную картину мира.
К важнейшим открытиям относятся:
1. Создание Джеймсон Максвеллом (1831-1897), английским физиком,
теории электромагнитного поля.
2. Обнаружение радиоактивности (А. Беккерель, М. Складовская – Кюри
и др.), приведшее в дальнейшем к созданию немецким физиком Максом Планком (1858 – 1947) квантовой теории.
3. Создание Альбертом Эйнштейном (1879 – 1955) теории относительности, в соответствии с которой в зависимости от скорости, возникает возможность ускорения и замедления течения времени.
4. Создание в 40-е годы первой ЭВМ; в связи с этим стало возможным применение радиолокации, телемеханики.
Создание ядерного оружия, разработка проектов мирного использования энергии атома, реактивных самолётов, в т. числе со сверхзвуковой скоростью. Наметились первые шаги телевидения и многое другое.
5.Технологическая революция проявилась в автоматизации, а затем в информатизации. Мировое внедрение получили компьютеры, были созданы компьютерные сети, которые в целом привели к осознанию роли информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и др. способов распространения информации не даёт возможности отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны.
Всё это усложнило духовную ситуацию, которая в настоящее время становится значительно более многообразной и запутанной.
Вопрос 2. Особенности развития философской мысли.
Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:
а) политических систем;
б) науки и техники;
в) искусства и культуры;
г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д.
Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях:
· идеализм и материализм;
· антропологизм и натурализм;
· рационализм и иррационализм;
· сциентизм и антисциентизм и др.
Иррационализм (от лат. – неразумный, бессознательный) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.
Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.
Антисциентизм – течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.
Основные направления современных философских течений:
1. Неопозитивизм 2. Неотомизм
3. Экзистенционизм 4. Герменевтика
5. Феноменология 6. Философия жизни
7. Философия воли 8. Неокантианство
9. Неомарксизм 10. Психоаналитическая философия и др.
Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими?
Во-первых, дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность:
а) роль философского и научного познания;
б) человека и его жизнедеятельность;
в) взаимодействие духовного и материального;
г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д.
Во-вторых, философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.