Вопрос 3. Неопозитивизм.




Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма – течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт – (1798 – 1857), ученик Сен-Симона.

Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Суть позитивизма.

1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается.

3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении.

4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины.

5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему».

6. Конт сформулировал закон двойственно эволюции человечества – интеллектуальной и технической.

Интеллектуальная эволюция (развитие) прошла через три последовательных стадии:

а) теологическая (мировоззрение основано на религии);

б) метафизическая (мировоззрение основано на несистематическом, вероятностном знании);

в) позитивная (мировоззрение основано на науке).

Техническая - отражает стадии технического развития общества:

а) традиционное общество;
б) доиндустриальное общество; в) индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь.

Философия Конта заложила основы позитивизма.
Второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта)

или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв.
Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 –

1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрыта зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

В связи с этим, философия должна стать:
во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;
во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные

научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой).

Таким образом, принципиальное различие между позитивизмом и махизмом заключается в том, что:

во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые Конт считал совершенно абсурдными:

· о природе познания;

· об отношении субъекта к объекту;

· о взаимоотношении психического и физического;

· о характере и истоках «опыта» и др.;

во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализм.

В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения.

Третий этап – неопозитивизм. Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете (1922) австрийский физик М. Шлик (1882 – 1936), немецкий философ Р. Карнап (1891 – 1970), английский философ К. Поппер (1902) и др.

Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений: а) логического анализа философии; б) лингвистической философии.

1. Философия – это не теория, а деятельность.

2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки, поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философии является разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации (от лат. verus – истинный и facio – делаю) - можно перевести как подтверждение.

4. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами.

5. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены.

В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм. Его представителями являются К. Поппер (1902 - 1994) и Т. Кун (род. 1922).

Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания. Основными вопросами постпозитивизма являются:

а) как возникает новая теория?
б) как она добивается признания?
в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и

конкурирующих)?
г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных

теорий?
1. Американский философ Томас Кун сформулировал представление о

науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмой т.е. единая модель постановки проблем и их решения.

2. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития.

3. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования.

Подводя итог следует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания.

Но суть в том, что философский анализ с точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.

 

Вопрос 4. Неотомизм.

Неотомизм – официальная философия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского (латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм). Его представители – Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978), Тейяр де Шарден (1881 – 1955), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005).

Цель неотомистов:

во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии; во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям.

Основные положения неотомизма.
1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в

бытии, т.е. существовании.
2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является

первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное.

3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна.

4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму.

5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр – философия, а ее вершину – религия.

6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания: а) чувственное;

б) разумное;
в) божественное откровение, доступное вере, а не

разуму.
7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека,

отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние:

а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;

б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью;

в) история и общество развиваются через личность человека.

Отсюда, основная проблема – это вопросы свободы и нравственного воспитания человека.

Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно- исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях.

 

Вопрос 5. Психоанализ.

Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:

во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;

во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей».

Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не

реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие.

Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев: оно; Я; сверх-Я.

1. «Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. 2. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. 3. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на человека внешняя реальность

(цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др.
«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не

удается, а как правило, случается наоборот.
Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник

это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится.

«Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон:

во-первых, бессознательного «Оно»; во-вторых, внешнего мира; в-третьих, норм и запретов «сверх-Я».

Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может. Главными факторами, которые управляют психикой являются:

а) удовольствие (психика всегда стремиться к удовольствию);

б) вытеснение (психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать).

Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.).

Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания:

первая - господствовала до 1920г.;

вторая - после 1920г..
Согласно первой - в основе бессознательного находится «либидо»-

сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях: во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого

проявления;
во-вторых, он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию,

т.е. преобразован в несексуальную энергию;
в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные

образования (стыд, мораль).
Следовательно, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта.

Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным.

Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса.

На основе учения Фрейда возникло философское течение-неофрейдизм. Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе.

Альфред Адлер (1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека,

сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни.

Карл Густав Юнг (1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов. Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов.

Архетипы - универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т.д.).

Цель философии, по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования.

Он выделил следующие основные противоречия: а) патриархат и матриархат;

б) гуманистическое и авторитарное сознание;
в) власть и подчинение;
г) стремление к обладанию и просто жизнь;
д) личное открытие и историческое бытие (история); е) «свобода от» и «свобода для».

Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать

мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т.е. разрушительные инстинкты.

Герберт Маркузе (1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя.

Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.

 

Вопрос 6. Экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат. еxsistentia – существование) – философия существования. Он представляет собой одну из современных разновидностей иррационализма. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях.

Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) и Карл Ясперс (1883 – 1969); французские философы и писатели Жан Поль Сартр (1905 – 1980), Гобриэль Марсель (1889 – 1973), Альберт Камю (1913 – 1960).

Главными темами исследований, размышлений являются:

а) человеческое существование;

б) судьба личности в современном мире; в) проблема веры и неверия;

г) утраты и поиска смысла жизни.

Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Мыслители стремятся “вглядеться” в человеческую жизнь, дать предельно искренний “самоотчёт” мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов.

Экзистенциалисты обращают внимание на то, что:

1) катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия;

2) чтобы выстоять, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности;

3) важную роль в проблеме выживаемости играет духовная выдержка человека;

4)человека нельзя превращать в инструмент, которым можно манипулировать (инструмент познания или производства). Человек это не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие.

Отсюда призыв: “Человек, пробудись!”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и научись противостоять ему всеми своими силами;

5) человек не только полномочный представитель человеческого рода и суверенная личность, но это качественная специфичность и индивидуальная неповторимость. Отсюда объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, его смысл, знания, ценности, которые образуют “жизненный мир” личности, т.е. мир духовности, субъективности, а не материальный;

6) важной проблемой является соотношение социального и индивидуального бытия. Подчёркивая разорванность этих двух сфер человеческого бытия, экзистенциалисты исследуют вопросы: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания и др. Они утверждают, что главное не сущность, а существование, т.к. человек сначала существует,

появляется в мире, действует в нём, а уж потом определяется как личность, т.е. сущность;

7) человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Зная это, он должен высоко ценить всё то, что напоминает ему о сущности. Понять это можно, находясь в “пограничных ситуациях” т.е. перед лицом смерти;

8) пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора той или иной формы поведения, ориентируясь на те или иные ценности и идеалы;

9) выбирая идеалы и действуя сообразуясь с ними, индивид формирует себя как личность;

10) способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира – это есть фундаментальная характеристика человеческого существования – его свобода. Она сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать свой выбор любой формы поведения, духовно-нравственной позиции.

Подытоживая, можно сказать: в экзистенциализме подчеркивается что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в одинаковых обстоятельствах реагирует не одинаково.

В экзистенциализме содержится трагизм современной эпохи, её противоречия, опасность угрозы сохранения жизни на Земле, а также ярко выраженный нравственно-этический компонент, который мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

 

Вопрос 7. Герменевтика.
Герменевтика (от греч. germeneutikos – разъясняю, истолковываю) –

искусство и теория истолкования текста.

К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. (Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др.)

С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия.

Как философская проблема, герменевтика была поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером (1768 – 1834). Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста.

Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833 – 1911). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.

Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке.

Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер (1900), французский философ Поль Рикер (1913), американский философ Томас Кун (1922) и др.

Приверженцы герменевтики утверждают.
1. Герменевтика из метода познания социально-гуманитарных наук превратилась в учение о бытии. “Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании.” Следовательно, понимание является не только

способом познания, но и способом существования человека. 131

2. Интерпретация (толкование) является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста, т.е. движение от явного смысла к скрытому.

3. Интерпретация подчинена достижению понимания – это главная цель герменевтики.

4. В этом процессе всегда просматривается так называемый герменевтический круг, сутью которого является взаимосвязь части и целого:

а) понимание целого складывается из понимания отдельных частей;

б) для понимания частей необходимо понимание целого.
Идея герменевтического круга предполагает, что беспредпосылочного понимания не существует. Для того, чтобы начать понимать какой-либо текст, необходимо иметь некоторое представление о том, что предстоит понять. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр и являются процессом понимания смысла

текста.
5. Для этого необходимо проникнуть (понять) внутренний мир человека,

писавшего данный текст, дух иной культуры, т.е. перенестись в жизнь автора текста.

6. Герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объём человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы общения и приходит к выводу:

во-первых, что человек очень сложное существо и представлен не только лишь сознанием. Сознание есть лишь тонкая оболочка, покрывающая глубинные пласты непознанной субъективности;

во-вторых, противопоставление человека и мира оправдано только для методологических потребностей естествознания. В действительности же человек является неотъемлемой частью мира. Бытие человека - есть составная часть мирового бытия;

в-третьих, чтобы понять и освоить мировое бытие необходимо углублённое познание человеческого бытия, его субъективного мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: