Кафедра гуманитарных дисциплин
ЭССЕ №2 на тему:
«Права потребителей по законодательству РК»
Выполнила: Серик Акбота
Проверил: Жайлин Габиден Айнашевич
Алматы 2013
План
Введение
Права потребителей
3. Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей»
Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 г. N 3 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда»
Вывод
Введение
Это эссе даст понятие «права потребителей», подробно познакомит с Законом Казахской ССР «О защите прав потребителей» и я сделаю анализ по ним. Потребительское движение в Казахстане является молодым, его зарождение связано с обретением нашей Республикой в 1991 году независимости и переходом от плановой экономики к рыночной. Нарушения прав потребителей фиксируются в торговле и сфере услуг, включая и государственные услуги.
Какие важные проблемы в Казахстане, решение которых необходимо для построения цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг? Постараемся это выяснить.
Следующим пунктом будет ознакомление с Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 25 июля 1996 года № 7 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей» и Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 г. N 3 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда».
Права потребителей
Для начала, нам необходимо понять, что же такое потребительское право.
Потребительское Право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан. Различные нормы, защищающие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали еще в римском праве.
Во всем мире существует три основных способа защиты прав потребителей: Права потребителей являются одними из основных гражданских прав человека, находясь на одной ступени с правом на жизнь, здоровую окружающую среду, свободу и т.д. Проблемы защиты прав потребителей существуют не только в Казахстане, но и во всем мире. Во всех государствах созданы Министерства, ведомства, т.е. специализированные государственные органы, занимающиеся проблемами защиты прав потребителей. Например, в Российской Федерации, Татарстане создан Государственный комитет по защите прав потребителей, деятельность которого находится под непосредственным контролем Президента РФ.
Создание в Республике Казахстан действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей. Можно выделить четыре основные, наиболее важные проблемы в Казахстане, решение которых необходимо для построения цивилизованных отношений на рынке товаров и услуг: отсутствие единой политики в сфере защиты прав потребителей, несовершенство казахстанского законодательства, регулирующего взаимоотношения потребителей и предпринимателей на рынке товаров и услуг, не получила развития система потребительского образования, не налажена интеграция международного опыта.
3.Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей»
5 июня 1991 года был принят закон Казахской ССР «О защите прав потребителей». Данный закон закрепил основополагающие права потребителей на информацию, на надлежащее качество продукции, полную и достоверную информацию о продукции, безопасность продукции, возмещение причиненного вреда, на объединения в общества потребителей и обращение в суд. Одновременно с этим были определены такие права, как право на получение товаров и услуг в ассортименте и объемах, соответствующих гарантированному уровню потребления, что было необходимо в период всеобщего дефицита и на сегодняшний день утратило свою актуальность.
На что же имеют право потребители в РК?
Согласно Закону “ О защите прав потребителей” потребители имеют право на:
1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);
2) доступ к информации в сфере защиты прав потребителей;
3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);
4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);
5) свободный выбор товара (работы, услуги);
6) надлежащее качество товара (работы, услуги);
7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
11) создание общественных объединений потребителей;
12) возмещение морального вреда;
13) защиту прав и законных интересов;
14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
Закон "О защите прав потребителей" регулирует общественные отношения, возникающие между потребителями товаров (работ, услуг) и продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг).
«Закон о защите прав потребителей» развил правила о данном деликте применительно к регулируемой им сфере отношений – защите прав граждан-потребителей - и распространил их также на случай предоставления недостоверной или неполной информации о товарах, работах и услугах. С принятием Особенной части ГК РК область применения рассматриваемого деликта ещё более расширилась за счёт того, что было предусмотрено, что в роли потерпевших могут выступать не только граждане-потребители, но и юридические лица.
Анализ норм, содержащихся в параграфе 3 главы 47 ГК РК, показывает их несомненную связь с нормами Закона «О защите прав потребителей». Очевидно и то, что правила об указанном деликте будут применяться, прежде всего, в сфере торгового, бытового и иного обслуживания потребителей. Но ГК РК допускает применение этих правил также и к отношениям, возникающим как между гражданами, так и между юридическими лицами. Однако сфера применения правил о рассматриваемом деликте существенно сужена указанием на то, что они применяются в случае приобретения товаров, работ или услуг в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.